Файл: Индивидуальное предпринимательство (Нормативное регулирование индивидуального предпринимательства).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.2 Нормативное регулирование индивидуального предпринимательства
1.3 Государственная поддержка и проблемы индивидуального предпринимательства в Республике Хакасия
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
2.1 Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
- этот статус приобретается в результате государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
- к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента РФ и Правительства РФ или существа правоотношения;
- индивидуальные предприниматели, согласно Трудовому кодексу РФ, имеют право нанимать работников. В ГК РФ учреждение и статус индивидуального предпринимателя не ставятся в зависимость от того, будет или не будет он «применять наемный труд»;
- в отличие от граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, имущественные споры между индивидуальными предпринимателями либо между ними и юридическими лицами подведомственны арбитражным судам;
- индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом);
- требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание;
- на индивидуальных предпринимателей возлагаются некоторые дополнительные обременения, обусловленные повышенной нагрузкой с их
- стороны на услуги, оказываемые на одинаковых условиях всем гражданам[17].
Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[18] установил новый порядок регистрации индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, А.М. Васильев отмечает, что одной 23 статьи ГК РФ недостаточно для обеспечения должного правового регулирования индивидуального предпринимательства в РФ, а также затруднительно определить правовой статус индивидуальных предпринимателей[19].
Широкое участие в хозяйственной практике индивидуальных предпринимателей требует наличия в законодательстве,
- во-первых, четко определенных общих положений, единых для всех предпринимателей независимо от сферы их деятельности;
- во-вторых, специальных положений, определяющих правовой статус индивидуального предпринимателя в конкретной сфере деятельности.
На сегодняшний день законодательство, регламентирующее деятельность индивидуального предпринимателя, по существу, еще находится в стадии формирования и содержит ряд норм, требующих уточнения, а иногда и изменения. В связи с массовостью участия граждан в предпринимательской деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей возникает необходимость обособления законодательного регулирования деятельности данного субъекта в отдельном законе[20]. Считаю необходимым принятие закона «Об индивидуальном предпринимательстве в Российской Федерации», который должен быть направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободу предпринимательской деятельности и формирование системы государственных гарантий для индивидуального предпринимательства. В законе необходимо в РФ установить перечень гражданских прав и обязанностей индивидуального предпринимателя. Гражданин, фактически занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает в связи с занятием такой деятельностью статуса предпринимателя.
1.3 Государственная поддержка и проблемы индивидуального предпринимательства в Республике Хакасия
В Республике Хакасия, как и в других субъектах Российской Федерации, развивается индивидуальное предпринимательство. Это находит отражение в нормативно-правовых актах. В Республике Хакасия на законодательном уровне проводится поддержка граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, и такая государственная политика считается приоритетной. Достигнутый к настоящему времени уровень развития субъектов малого и среднего предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса - предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения. Складывается ситуация, при которой развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, возможно лишь при активной целенаправленной поддержке.
Так, в целях реализации государственной поддержки в области развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[21] Правительство Республики Хакасия утвердило долгосрочную республиканскую целевую программу «Государственная программа Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2017-2021 гг.)»[22].
Программа отражает те проблемы, на которые в первую очередь нужно обратить внимание Правительства Республики Хакасия, чтобы завершить создание инфраструктуры малого предпринимательства в Хакасии и превратить сферу малого и среднего предпринимательства в республике в важный элемент экономической и социальной политики. Такими проблемами являются:
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки;
- недостаточный объем инвестиций в основной капитал, ограниченность возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Хакасия осуществлять обновление основных средств;
- в районах Республики Хакасия количество субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу человек населения в среднем на 40% меньше, чем в городах;
- недостаточный уровень информационной и методической поддержки предпринимательства в целом;
- нехватка квалифицированных знаний у предпринимателей.
Целью Программы является содействие развитию экономического потенциала Республики Хакасия через создание благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Задачи Программы:
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся разработкой, внедрением и реализацией инновационной продукции;
- содействие модернизации основных фондов, участвующих в производстве товаров (работ, услуг), субъектов малого и среднего предпринимательства;
- финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка внешнеэкономической и межрегиональной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия, а также повышение квалификации кадров;
- поддержка мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Отбор приоритетных направлений поддержки малого предпринимательства в республике осуществлен на основе анализа и прогнозов состояния экономики Республики Хакасия, предложений общественных объединений предпринимателей, предложений Общественной палаты Республики Хакасия.
Приоритетными направлениями поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия являются:
- промышленное производство;
- инновационная деятельность;
- экспортно-ориентированная деятельность;
- туризм;
- предоставление бытовых услуг населению;
- предоставление транспортных услуг;
- молодежное предпринимательство (до 30 лет);
- здравоохранение, образование;
- участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях регионального, межрегионального и международного значения;
- сфера ремесел и народных промыслов;
- субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность на территории малых сел Республики Хакасия.
На основании Постановления Правительства Республики Хакасия[23] в целях координации и эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, общественных организаций по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия Правительство Республики Хакасия создает координационный совет.
На основании Программы разработаны и приняты прогнозные показатели республиканского бюджета Хакасии на 2017-2019 годы. В соответствии с данными показателями предполагается следующее количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения:
2018 год - 33 единицы;
2019 год - 34 единицы.
При этом объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, нарастающим итогом с 2016 года должны составить:
2018 год – 41159 тыс. рублей;
2019 год – 56119 тыс. рублей.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия, в республике на 1 января 2017 года действует 7071 малых предприятий, в т. ч микропредприятия, 49 средних предприятий, а также 15616 индивидуальных предпринимателей[24], что составляет 39.9 единиц в расчете на 1 тыс. человек населения (прогнозный показатель для 2017 года – 32 ед.
Значительную часть в структуре малого и среднего предпринимательства составляют индивидуальные предприниматели (по количественному показателю) – 68,7% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Их деятельность, как правило, сосредоточена в сфере торговли и бытовых услуг. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной (Рис.1.).
Рисунок 1. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности
Как и во многих других регионах России, индивидуальные и малые предприятия Хакасии сталкиваются в настоящее время с рядом основных проблем.
Одна из них - недостаточная материально-техническая и финансовая ресурсная база. Не все желающие открыть свое предприятие обладают достаточным для этого количеством собственных средств. Надежда возлагается в большинстве случаев на кредитные ресурсы. Но и они не так многочисленны и к тому же трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
Следующая проблема состоит в несовершенстве правовой базы, регулирующей сферу индивидуального предпринимательства в Республике Хакасия, поскольку на сегодняшний день нет единой законодательной основы деятельности индивидуальных предприятий.
Не решена в настоящее время и проблема кадров. Обучение и подготовка кадров для бизнеса идет не столь эффективно, как того требует положение. В последние годы, безусловно, разрабатывалось значительное количество проектов и принималось немало мер по поддержке индивидуального и предпринимательства государством, однако их реализации в регионах иногда препятствуют определенные трудности. Так, отличительной особенностью бизнеса в Хакасии является неразвитость инфраструктуры поддержки бизнеса.
Для решения проблем, препятствующих в последние два года росту предпринимательской активности, необходимо в период нескольких лет:
- проводить отбор, тестирование и обучение по программам подготовки предпринимателей;
- оказывать помощь в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица;
- предоставлять на конкурсных условиях вновь зарегистрированным или действующим менее одного года субъектам малого и среднего бизнеса субсидии на создание собственного дела;
- производить микрокредитование через систему кредитных кооперативов, региональных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства;
- обеспечивать коммерческое кредитование через гарантийный фонд субъекта Российской Федерации;
- субсидировать процентную ставку по кредитным договорам, договорам лизинговых платежей; иные формы субсидирования малого и среднего предпринимательства.