Файл: Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих и пути ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень профессиональной компетентности гражданского служащего можно определить только лишь в процессе испытания при приеме на гражданскую службу, оценки компетенции и профессионализма, в ходе аттестации или квалификационного экзамена. [16, с.84]

Внедрение регламентов в Российской Федерации был зарекомендован как значительный шаг на пути к построению комплексной системы оценивания эффективности деятельности государственных и муниципальных гражданских служащих. Государственные служащие обязаны быть профессиональными управленцами, должны обладать управленческими умениями, знаниями, навыками и способностями. Одной из основных характеристик успешного функционирования системы государственной гражданской службы является её управленческая деятельность, что имеет принципиальное значение для формирования нацеленного на поддержание общественного уровня жизнь населеня и удовлетворенности качеством исполнения обязанностей госорганов гражданского общества. [13, с.40]

Так как деятельность государственного служащего на протяжении всего срока исполнения обязанностей протекает в рамках разных нормативных правовых актов, специфика государственной службы также предполагает ряд требований к государственному служащему: от него необходимы, в первую очередь, нейтральность, законопослушность, строгая дисциплина, беспристрастность в соответствии с принципами формирования кадрового состава государственной гражданской службы, заложенными в статье 60 Федеральном законе №79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее 79-ФЗ).

Современная государственная служба должна быть престижной, открытой и конкурентоспособной, ориентированной на результативную деятельность государственных служащих по исполнению полномочий и обязанностей перед обществом государственных органов, а также она должна активно и эффективно взаимодействовать с различными общественными объединениями и институтами гражданского общества. [20, с.144]

Учитывая все вышесказанное, можно определить компетенции государственных и муниципальных служащих, как – комплекс поведенческих моделей, которые наглядно демонстрируют государственные служащие, эффективно выполняя свои регламентированные рабочие задачи и продуктино исполняя приписанные им функции в организационном контексте, в свою очередь уровень компетенций раскрывается как показатель, определяющий профессиональную пригодность государственного служащего, его способность осуществлять служебную деятельность, как в штатных (обычных), так и в экстремальных условиях. [9, с.64]


В свою очередь профессионализм и компетентность занимают весомое место в построении эффективной системы государственного управления и закреплены в федеральном законодательстве РФ, как основные принципы государственной и муниципальной службы. Эти принципы являются основополагающими факторами, на которых строится вся кадровая система государственной и муниципальной службы, а также влияют на эффективную работу всего государственного аппарата.

1.2 Квалификационные требования к профессиональным навыкам органов государственного и муниципального управления

Законодательство Российской Федерации однозначно и четко закрепляет принцип равного доступа граждан к государственной службе, устанавливая нормы, в соответствии с которыми при поступлении на государственную службу гражданин РФ не должен столкнуться с дискриминацией. [7, с.86]

Право на равный доступ граждан к государственной службе является одним из демократических прав, а также важной гарантией, предотвращения процесса бюрократизации государственного аппарата, негативно влияющего на его функционирование, и превращение его в самодовлеющую силу, которая не будет зависеть и отталкиваться от интересов гражданского общества. Равный доступ к государственной и муниципальной гражданской службе должен обеспечить непрерывное обновление корпуса государственных служащих, чтобы не допустить превращения их в замкнутую касту, принципы которой будут противоречить основам демократического общества.

Право на доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствия дискриминации по каким-либо признакам. Равноправие граждан во всех сферах общественной жизни гарантируется Конституцией РФ. Согласно ст.32 Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Это означает, что любой гражданин, независимо расы, национальности, пола, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, убеждений, а также иных обстоятельств. [16, с.133]


Однако трактовать право на равный доступ буквально, как возможность любого гражданина в любое время претендовать на замещение государственной должности и обязанностью государственного органа является предоставить ему должность, не стоит. ФЗ-58 «О системе государственной службы Российской Федерации» конкретизирует конституционные нормы и формулирует ряд других принципов доступа граждан к государственной службе. Так ст.12 58-ФЗ гласит, что «на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным “законом” о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида» [18, с.124].

Таким образом, реализация принципа равного доступа к государственной службе зависит от ряда факторов. Существуют различные общие требования к претендентам на государственные должности, такие как наличие гражданства РФ, владение госудасртвеннным языком, достижение совершеннолетия, и специальные, к числу которых можно отнести специальное образование, стаж работы, определенную квалификацию, а также другие требования, установленные нормативно-правовыми актами (далее НПА) соответствующего органа.

Система государственной службы Российской Федерации включает в себя:

- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- государственная служба иных видов. [11, с.95]

Порядок поступления на государственную гражданскую службу, замещение вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, правила публикации информации о конкурсах в СМИ устанавливается Федеральными законами и разными НПА РФ.

Одним их таких Федеральных законов, которые регулируют процесс различные виды и уровни государственной и муниципальной службы является 79-ФЗ, который гласит, что «на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом» [15, с.117].

Общественно-политическая ситуация в РФ, задачи перехода к новым экономическим отношениям предъявляют новые особые требования к уровню компетентности и профессионализма государственных служащих. Качество работы государственного аппарата и его кадровый состав напрямую влияют на авторитетность государства перед его населением.

58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», регламентирующий в том числе общие квалификационные требования к гражданам, замещающих должности на государственной службе закрепляет наравне с такими принципами построениями государственной службы, как законность и открытость – компетентность и профессионализм государственных служащих. [12, с.101]


Применительно к государственным служащим профессионализм предполагает в первую очередь понимание направления деятельности соответствующего органа, готовность в соответствии с должностными регламентами деятельности исполнять свои служебные обязанности и следовать интересам населения государства. [16, с.48]

Общие требования к знаниям, навыкам, умениям, профессионализму и компетенциям государственных гражданских служащих закреплены в Приказе Росстандарта от 17 февраля 2016 №156 "Об утверждении типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии":

- знание государственного языка Российской Федерации (русского языка);

- владение правовыми основами;

- знание Конституции РФ;

- знание Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";

- знание Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

- знание Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

- знание основ делопроизводства и документооборота;

- владение знаниями и навыками в области информационно-коммуникационных технологий. [10, с.63]

В число требований к уровню квалификации входит наличие образования: высшее образования для замещения должностей государственной гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей государственной гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей государственной гражданской службы; среднее профессиональное образование, соответствующего направлению деятельности, для замещения должностей государственной гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей государственной гражданской службы.

Важно отметить, что на настоящий момент каждый государственная структура имеет собственный регламент или справочник квалификационных требования необходимых для исполнения обязанностей должностных лиц соответствующего органа. [10, с.92]

Далее рассмотрим некоторые необходимые квалификационные навыки в соответствии с уровнями государственной власти: федеральным, региональным, муниципальным. Следует учесть, что государственные должности, помимо разделения по группам и уровням, подразделяются также по специализациям, которые предусматривают наличие у претендующего на должность для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. При этом специализация и регламент деятельности государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей органа и предмета его ведения.


Так как квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской служб будут рассмотрены только старшие и младшие группы должностей, с учетом того, что у молодого специалиста нет достаточного стажа для замещения должностей уровня выше. [12, с.77]

Итак, общие (неспециализированные) компетенции необходимые для старших и младших групп должностей на уровне (помимо навыков и знаний, регламентированных в указе Росстандарта от 17 февраля 2016 года №156):

  1. Федеральный:

- правовые основы прохождения федеральной государственной гражданской службы;

- знание соответствующих деятельности ФЗ и НПА (ALL – далее А);

- знание правил делового этикета (A);

- знание правил и нормы охраны труда (А);

- знание техники безопасности и противопожарной защиты (А);

- знание служебного распорядка центрального аппарата;

- знание порядка работы со служебной информацией (А);

- навыки планирования рабочего времени (А);

- навыки систематического повышения своей квалификации;

- навыки организации и планирования выполнения поручений (А);

- навыки делового письма;

- навыки публичного выступления (А);

- навыки использования графических объектов в электронных документах;

- навыки пользования информационно-коммуникационными сетями (А);

- навыки анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере;

- навыки работы в операционной системе (А);

- навыки владения необходимым программным обеспечением (А);

- навыки владения компьютерной техникой и оргтехникой (А);

- навыки подготовки презентаций;

- навыки обеспечения выполнения задач и функций по организационному, информационному, документационному и иному обеспечения деятельности структурных подразделений;

- навыки сбора и систематизации информации;

- навыки работы с НПА;

- навыки эффективного сотрудничества с коллегами (А);

- умение адаптироваться к новой ситуации;

- владение современными технологиями работы с информацией и информационными системами (A). [15, с.139]

2) Региональный и муниципальный:

- навыки из пункта «федеральный уровень», помеченные отметкой «А»;

- навыки работы с обращениями граждан;

- навыки взаимодействия с соответствующими специалистами других государственных органов, ведомств и организаций;

- навыки разработки проектов НПА;

- навыки составление деловых документов (проектов приказов, решений по обращениям, запросов, сопроводительных писем; служебных записок и др.);