Файл: Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих и пути ее совершенствования.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Профессионализм и компетентность в государственном управлении
ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
2.1 Исследование востребованности компетенций в государственных структурах
2.2 Анкетирование. Экспертное интервью. Сравнительный анализ компетенций
- навыки консультации;
- навыки работы с базами данных;
- навыки урегулирования конфликтов;
- навыки выявления проблем в реализации действующего законодательства в сфере социальной защиты;
- знание порядка приема, первичной обработки, отправки и регистрации документов;
- знание порядка рассмотрения обращений граждан;
- знание основ государственного и муниципального управления;
- умение вести деловое и профессиональное общение;
- умение работать с людьми;
- умение четко и грамотно излагать свои мысли;
- умение работать в условия оперативности;
- владение приемами выстраивания межличностных отношений. [7, с.147]
Делая выводы из вышеперечисленных навыков, умений и знаний, необходимых для эффективной работы в государственных органов разных уровней стоит отметить, что на федеральном уровне отличительные от остальных уровней компетенции сводятся к надлежащему исполнению своих обязанностей, знаниями распорядка органа, работе со служебной информацией, а также владениями навыков систематического повышения квалификации. Равным образом на данном уровне должностей ценится умение работать с презентациями, учитывая все составляющие и способствующие навыки.
На региональном же и муниципальном уровне привилегии отдаются навыкам, помогающим вести эффективную работу с населением и его меняющимися потребностями. Например, навыки урегулирования конфликтов, делового общения, а также работы с обращениями граждан. [13, с.36]
ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
2.1 Исследование востребованности компетенций в государственных структурах
В настоящее время, главная задача образовательной политики Российской Федерации – обеспечить образование, отвечающее современным стандартам качества, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным и перспективным потребностям населения и государства. Эффективным решением поиска оптимального формата построения новой современной образовательной парадигмы стал компетентностный подход. [20, с.177]
Государственный служащий с высшим профессиональным образованием должен быть носителем гуманистических ценностей, демократических убеждений и способности к успешному выполнению своих должностных обязанностей. Компетентность специалиста с высшим образованием это те стремления и способности реализовывать свой потенциал (умения, знания, навыки), которые он показал на практике для достижения продуктивности в сфере своей профессиональной деятельности, неся личную ответственность за ее результаты и необходимость ее совершенствования.
Компетентностный подход ориентирует ВУЗ на построение учебного процесса по принципу ориентирования на результаты образования: в образовательную программу или курс изначально закладываются четкие и сопоставимые параметры описания того, что студент будет знать и уметь применять «на выходе». [17, с.91]
Стандарты в образовании – это свидетельство о том, что содержание образования будет гарантированно соответствовать перспективным потребностям общественной жизни, экономики и будет направлено на развитие содержания образования.
Стандарт (от англ. standard – норма. образец) – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.
Стандарт в Российской Федерации – документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту. [10, с.50]
Понятие «федерального государственного образовательного стандарта» (далее ФГОС) было установлено в 2007 году на основе Федерального закона №309-ФЗ от 1 декабря 2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)». ФГОС устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ на разных уровнях обучения соответствующих направлений. Также, ФГОС сформулирован на принципе единства формирования общих и профессиональных компетенций специалиста, что тем самым обеспечивает максимальный адаптационный потенциал, повышает уровень конкурентноспособности, соответствует устройству современной экономики, новому качеству запроса на профессиональное образование и рабочего место. [14, с.121]
Результаты обучения по ФГОС оцениваются с помощью различных видов компетенций. Данный формат применителен к сфере профессионального образования и заключается в том, что обучающийся по избранному профилю специальности получает:
- определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний;
- совокупность методик и методологий применения теоретических знаний в практической деятельности;
- определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и преддипломных практик). [16, с.97]
Все эти параметры должны оцениваться одинаково и по равному признаку, поэтому их всех объединяет термин «компетенция».
В соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению «Государственное и муниципальное образование» (далее ГМУ), установлены общие требования к содержанию образования по данной специальности, зафиксированы те самые общие и профессиональные компетенции, общеобязательные навык, умения и знания, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы получить соответствующую квалификацию государственного управленца. [9, с.70]
ФГОС по направлению «Государственное и муниципальное управление», регламентирует результаты освоения программы. Компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника программы делятся на три типа:
- общекультурные;
- общепрофессиональные;
- профессиональные. [18, с.136]
Общекультурные компетенции (ОК) – это способность успешно действовать при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. Согласно ФГОС Минобрнауки по направлению ГМУ общекультурными компетенциями являются:
- использование основ философских знаний. Данная компетенция необходима для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- анализ основных этапов и закономерностей исторического развития общества. Необходима для формирования гражданской позиции выпускника (ОК-2);
- использование основ экономических знаний в различных сферах его деятельности (ОК-3);
- использование основ правовых знаний в различных сферах (ОК-4);
- устная и письменная коммуникация на русском и иностранном языках. Необходима для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
- способность работать в коллективе и толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- самоорганизация и самообразование (ОК-7);
- использование средств физической культуры. Необходима для обеспечения социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
- способность оказазывать первую помощь , использовать методы защиты в условия чрезвычайных ситуаций (ОК-9). [19, с.78]
Вышеперечисленные компетенции отражают нечто общее. Они направлены на формирование у молодого специалиста ценностей современного общества: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма. А также на формирование работоспособности и умения работать в команде.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) – это способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности. К образовательному стандарту ГМУ относятся следующие ОПК:
- поиск, анализ и использование нормативных и правовых документов (ОПК-1);
- способность находить организационно-управленческие решения оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
- проектирование организационных структур, участие в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планирование и осуществление мероприятий, распределение и делегирование полномочий (ОПК-3);
- деловое общение и публичные выступления, ведение переговоров, деловой переписки и поддержание электронных коммуникаций (ОПК-4);
- навыки составления бюджетной и финансовой отчетности (ОПК-5);
- способность решать стандартные задачи с применением информационно-коммуникационных технологий (ОПК-6). [20, с.39]
Как можно отметить, общепрофессиональные компетенции рассматриваются как вспомогательные навыки, которые помогают молодому специалисту правильно применять накопленные знания.
Профессиональные компетенции (ПК) – это способность успешного применения практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач в соответствующей деятельности. ПК в ФГОС и в других образовательных стандартов ВУЗов делятся по видам профессиональной деятельности, к которым готовят выпускников, освоивших программу бакалавриата на:
а) организационно-управленческую:
- определение приоритетов профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий (ПК-1);
- навыки использования основных теорий, мотивации, лидерства и власти (ПК-2);
- применение основных экономических методов (ПК-3);
- проведение оценки инвестиционных проектов (ПК-4). [13, с.36]
б) информационно-методическую:
- разработка методических и справочных материалов (ПК-5);
- навыки количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной и политической среды (ПК-6);
- моделирование административных процессов и процедур (ПК-7);
- применение информационно-коммуникационных технологий в профдеятельности (ПК-8). [13, с.36]
в) коммуникативную:
- осуществление межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-9);
- взаимодействие в ходе служебной деятельности, в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10);
- владение основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной службы (ПК-11). [13, с.37]
г) проектную:
- разработка социально-экономичеких проектов (программ развития) (ПК-12);
- использование современных методов управления проектами (ПК-13);
- проектирование организационной структуры, осуществление разделения полномочий (ПК-14). [13, с.37]
д) вспомогательно-технологическую (исполнительскую):
- ведение делопроизводства и документооборота (ПК-15);
- осуществление технологического обеспечения служебной деятельности (ПК-16);
- владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействия с другими исполнителями (ПК-17). [13, с.38]
е) организационно-регулирующую:
- принятие участия в проектировании и организационных действиях (ПК-18);
- эффективное участие в групповой работе (ПК-19);
- свободное ориентирование в правовой системе РФ (ПК-20);
- определение параметров качества управленческих решений (ПК-21);
- оценивание соотношений планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-22). [13, с.39]
ж) исполнительно-распорядительную:
- планирование и организация деятельности органов госвласти (ПК-23);
- владение технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг (ПК-24);
- организация контроля исполнения, проведение оценки качества управленческих процессов (ПК-25);
- навыки сбора, обработки информации и участие в информатизации деятельности соответствующих органов власти (ПК-26);
- участие в разработке и реализации проектов в области госпуравления (ПК-27). [13, с.40]
Исходя из вышеперечисленных компетенций, можно понять, что профессиональные компетенции сформированы на основе практически необходимых молодому специалисту навыков для эффективного исполнения обязанностей. Компетенции и профессионализм государственных служащих являются основой для построения эффективного государственного аппарата и закреплены в федеральном законодательстве РФ, как основные принципы государственной службы. Исследование показало, что в государственных структурах существует большой спрос на молодых компетентных специалистов. Будущие работодатели заинтересованы в найме квалифицированных сотрудников из-за уменьшения стартовых издержек на адаптацию к будущей деятельности. Специалист, имеющий «на выходе» после образовательной профильной программы необходимые знания, навыки и умения имеет весомое конкурентное преимущество. [12, с.185]