Файл: Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих и пути ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Развитие современного общества постоянно повышает требования к работе государственных органов управления. В условиях изменения социальной и политической среды становится актуальной проблема формирования адекватной и конкурентоспособной системы государственного управления, способной быстро и эффективно реагировать на внешние и внутренние факторы, а также становится первостепенной необходимость разработки сбалансированной системы показателей и критериев эффективности деятельности органов государственной власти.

Одним из таких факторов, способствующих повышению конкурентоспособности государственного аппарата является высокий уровень компетенции и профессионализма государственных служащих, соответствующий всем современным требованиям.

Эффективность государственного регулирования политической, экономической и социальной сфер жизни общества во многом обеспечивается высочайшим профессионализмом, гибкостью и ответственностью государственных служащих, которые обеспечиваются, прежде всего, отработанным механизмом их подготовки.

Государственные служащие призваны быть профессиональными управленцами, должны обладать особыми знаниями, умениями, навыками и способностями для полноценной работы всей системы государственного управления. Именно по этим причинам, профессиональная подготовка государственных служащих и грамотных специалистов занимает в системе государственной службы такое существенное положение и являет собой целую систему современных знаний.

В настоящее время в российских ВУЗах существует множество специализированных программ по обучению и подготовке квалифицированных кадров на государственной службе. И так как работа системы государственной власти неразрывно связана с удовлетворением быстроменяющихся потребностей населения, для поддержания эффективности подготовки и переподготовки государственных служащих необходим непрерывный сбор актуальных требований со стороны общества и нанимателей.

Объектом исследования является подготовка молодых специалистов государственной и муниципальной службы.

Предмет исследования - актуальные компетенции государственных и муниципальных служащих.

Цель исследования курсовой работы состоит в выявлении актуальных компетенций государственных и муниципальных служащих, востребованных на рынке труда. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  1. Провести анализ литературы по вопросам профессиональных компетенций государственных служащих;
  2. Выявить компетенции, которым обучают будущих специалистов по направлению «Государственное и муниципальное управление» в лидирующих ВУЗах страны;
  3. Выявить квалификационные требования к государственным служащим различных уровней власти;
  4. Провести экспертный опрос по теме востребованности нынешних компетенций у потенциальных работодателей;
  5. Провести анкетирование среди сотрудников государственных органов по теме приоритетных навыков в работе различных органов власти;
  6. Провести сравнительных анализ полученных данных с результатами экспертного опроса;

Для сбора теоретической информации проведен анализ литературы, образовательных стандартов по направлению «ГМУ и требований, предъявляемых к кандидатам при замещении должности государственного служащего. Для сбора эмпирического материала применена методика экспертного опроса в формате неформализованного интервью и анкетирование работников государственных и муниципальных организаций и учреждений. На основе материалов, полученных с помощью теоретического анализа литературы, нормативно-правовых актов и экспертного опроса проведен сравнительный анализ комптенций.

В первой главе данной курсовой работы рассмотрены теоретические основы подготовки государственных служащих, общие понятия компетенции и профессиональной компетентности, а также место профессионализма и компетентности в современном государственном управлении. Также были рассмотрены квалификационные требования к деятельности государственных служащих разных уровней и образовательные стандарты по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» уровня бакалавра.

Во второй главе представлен экспертный опрос по теме актуальных компетенций, обладание которыми обеспечит молодым специалистам конкурентоспособность на современном рынке труда государственной и муниципальной службы Российской Федерации. Было проведено анкетирование среди сотрудников государственной и муниципальной службы.

Участникам анкетирования было предложено оценить и проранжировать предложенные компетенции по необходимости в работе соответствующего органа. В данной главе также проведен сравнительный анализ компетенций из образовательных стандартов Минобрнауки и навыков, собранных по методу теоретического анализа, экспертного опроса и анкетирования.


Значимость полученных результатов заключается в получении наиболее востребованных компетенций государственных служащих на сегодняшний день.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Профессионализм и компетентность в государственном управлении

Вопрос формирования эффективной системы государственного управления в Российской Федерации широко обсуждается СМИ, политиками, учеными и простыми гражданами. За последние десятилетия российский опыт наглядно показывает зависимость воплощения целей и задач государственной политики от уровня компетентности и профессионализма государственных служащих. Качество профессионального образования в сфере государственного управления становится первостепенной задачей соответствующих направлений ВУЗов. [8, с.162]

Профессиональная компетентность – это «формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования»

Рассматривая профессиональные компетенции, большинство исследователей выделяют:

1) базовые (простые) компетенции (формируемые на основе умений, знаний, способностей, проявляющиеся в определенных видах деятельности);

2) ключевые компетенции – сложные для учета и измерений, проявляются во всех видах дейстельности, во всех отношения человека с миром, отражающие духовных личностный мир. [12, с.37]

В некоторых исследованиях есть и другие классификации:

1) стандартные – те, без которых нормальное функционирование личности или организации невозможно;

2) ключевые – обеспечивающие их конкурентноспособность на социально-экономическом рынке, отличающие организацию или личность от аналогичных представителей;

3) ведущие – проявляющиеся в инновационности, динамичности, креативности и кооперативности. [12, с.39]


Таким образом, профессиональная компетенция является степенью проявления профессионализма и одновременно выступает и как характеристика профессиональной деятельности и как нравственная категория – ответственность, которая регулирует процесс профессионального роста специалиста. Профессиональная компетенция соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности, конкретные профессиональные знания, выступающие в качестве руководства к действию, субъектную способность к самоопределению и личностное умение осуществлять профессиональные технологии в главных сферах деятельности человека.

Конец ХХ века и начало ХХI – охарактеризованы многочисленными новшествами, реформами и изменениями в сфере государственного управления в большинстве экономически развитых стран. В стремлении решить социальные и экономические проблемы страны, политики сфокусировали свое внимание на повышении пользы и эффективности государственных структур, стабильности государственного аппарата и повышении профессионализма и ответственности государственных гражданских служащих [11, с.45].

Современная система государственного управления наследует изменения и реформы прошлых лет, внедряет новшества, в том числе и из зарубежного опыта. Наибольшее внимание в ходе поиска решений различных задач уделяется повышению эффективности работы госорганов власти и их стабильного функционирования. Так, возглавляя пост Президента Российской Федерации, Дмитрий Медведев в Указе от 10 марта 2009 года №261 отмечал рост требований со стороны гражданского общества к государственной службе, также он выразил необходимость повысить эффективность государственной службы Российской Федерации и результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

В общественном сознании сформировалось понимание необходимости изменить деятельность госаппарата к лучшему, тем самым подтолкнув государственные органы более эффективно следовать законным интересам граждан и всего общества. В настоящее время предпринимаются новые шаги по реформированию государственной и муниципальной службы: принимаются новые законодательства, нормативные акты, а также реализуются меры по разделению полномочий, ведется подготовка и переподготовка управленческих кадров, государственных и муниципальных служащих, а в административной сфере формируется концепция государственной и муниципальной службы как социального института. [17, с.102]


Эти аспекты закреплены в Федеральном законе от 27 мая 2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» (далее 58-ФЗ) среди основных принципов построения и функционирования данной сферы деятельности. Принципы государственной службы являются одним из основных гарантов, установление которого обеспечивает соблюдение и реализацию основ конституционного строя, основ прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает осуществление государством своих основных функций и задач.

Работа государственных органов к функционированию по принципу оказания государственных услуг, требует формирования такой системы, которая может достаточно быстро реагировать на интересы и требования общества в целом и отдельного гражданина в частности. Необходима переориентировка всей системы государственной службы первостепенно на удовлетворение запросов и потребностей граждан и всего общества в целом. [7, с.50]

В системе государственной службы профессионализм и компетентность рассматривается как комплекс установленных регламентом предметов и объектов деятельности государственного служащего, прав и обязанностей, которые закрепляются законодательством, полномочий, которыми располагает тот или иной государственный орган управления или должностное лицо, определенных Конституцией, законами, постановлениями и другими нормативными правовыми актами.

Во многих европейских странах становление и формирование государственной службы проходило через создание системы регулирующих и контролирующих регламентов компетенций должностных чинов государственной службы. Внедрение нормативных документов, регламентирующих компетенции в частности нацелено на выявление конкретных показателей и критериев эффективности деятельности государственных гражданских служащих. [13, с.37]

В Российской Федерации согласно ст. 47 79-ФЗ «профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который формируется и утверждается представителем нанимателя и является одной из составных частей административного регламента государственного орган».

К основным обязанностям государственного служащего относятся бесприкословное соблюдение законодательства Российской Федерации, надлежащее исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом соответствующего государственного органа и поддержание уровня собственной профессиональной квалификации, необходимого для эффективного и продуктивного исполнения должностных обязанностей. Данное федеральное законодательство достаточно четко определяет необходимость соответствия компетенции государственного служащего и её постоянное развитие. Однако должностной регламент государственного служащего нельзя однозначно отнести к понятию «компетенции государственного служащего», так как в таком нормативно-правовом документе не определяются личностные качества служащего, которые являются необходимыми для замещения той или иной должности государственной службы. [18, с.71]