Файл: Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих и пути ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Анкетирование. Экспертное интервью. Сравнительный анализ компетенций

Методами исследования в рамах данной курсовой работы являются экспертное интервью и анкетирование среди государственных служащих региональных и муниципальных органов власти.

Экспертное интервью - сбор первичных данных, основанных на компетентности, статусе, опыте и знаниях респондента, который выступает опытным участником изучаемого вопроса. Экспертное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы о тенденциях и особенностях изучаемого явления, прогнозах и развитии. В рамках данной работы было проведено экспертное интервью с государственными служащими разных уровней власти. [20, с.100]

Анкетирование было проведено в формате ранжирования предложенных компетенций. Сотрудникам был предоставлен список наиболее распространенных компетенций, составленный на основе исследований первой главы и данных экспертного опроса, и предоставлена возможность либо выделить наиболее важные по их мнению компетенции, либо дать открытую оценку всех или выбранных компетенций.

Критерии отбора ключевых экспертов для экспертного интервью:

- должностная категория: руководитель, помощник, специалист;

- компетентность в сфере государственной службы;

- стаж более 5 лет;

- опыт найма на работу молодых специалистов. [9, с.24]

Задачи исследования:

- выбрать наиболее распространенные компетенции в образовательных программах по направлению «ГМУ» и размещенных вакансиях на официальном сайте государственной службы РФ;

- разработать анкету на основе вышеуказанных компетенций для опроса должностных лиц;

- подготовить список вопросов для интервью с экспертами;

- провести экспертный опрос по теме наиболее востребованных компетенций у молодых специалистов, претендующих на замещение должностей соответствующего государственного органа;

- провести анкетирование должностных лиц, участвующих в исследовании государственных органов с целью выявлении наиболее существенно полезных для эффективного исполнения обязанностей компетенций;


- проанализировать полученные результаты. [15, с.170]

Интервьюирование проводилось с 14 по 26 октября 2018 года. В структуру интервью входило шесть вопросов. Таким образом, выборка экспертов включила в себя следующих должностных лиц:

  1. Сотрудник Администрации Губернатора Орловской Области;
  2. Заместитель руководителя Администрации Мценского Муниципального района;
  3. Заместитель руководителя Администрации Мценского Муниципального района;
  4. Заместитель руководителя Администрации города Мценск;
  5. Начальник информационно-аналитического управления администрации города Мценска;
  6. Сотрудник отдела социальных коммуникаций администрации города Мценска.

Итого: 6 – государственных служащих регионального и муниципального.

После интервьюирования эксперта, были опрошены должностные лица соответствующего государственного органа. Единственным критерием отбора была официальная численность в штате соответствующего государственного органа. Экспертам было предложено ответить на несколько вопросов. В ходе проведения интервью вопросы варьировались.

В обобщенном виде результаты исследования можно представить следующим образом. Во-первых, все без исключения эксперты признали нехватку государственных органов в молодых специалистах. Данное мнение было обосновано тем, что молодые специалисты обладают:

- повышенной работоспособностью;

- высокой оперативностью действий;

- «цепким умом» и хорошей памятью;

- «свежим» мышлением;

- креативностью;

- чистой биографией;

- сопутствующий возрасту максимализмом и честностью. [11, с.67]

Все респонденты были сильно заинтересованы в работе с молодыми специалистами, даже несмотря на то, что последние не всегда имеют навыки практического опыта. Наличие образования по направлению «ГМУ» часть экспертов посчитала крайне важным для дальнейшей деятельности специалиста, часть не посчитала это фактором первой необходимости, но отметила его наличие желательным.

Они указали на то, что молодые специалисты ГМУ изначально настроены на системную работу, имея структурированный подход к решению управленческих задач. Представители же региональных и муниципальных органов отметили, что за всю их государственную службу редко сталкивались с выпускниками подобных образовательных программ.

Стоит указать на то, что представители и региональных, и муниципальных уровней власти назвали одним из «плюсов» наличия образования ГМУ– универсальность специалиста. Объясняя на примере, эксперты говорили о том, что, находясь на руководящей должности, необходимо уметь взаимодействовать с представителями совершенно разных профессий, сфер общественной жизни и типами характера, соответственно универсальность специалиста позволит ему быстрее налаживать контакт, что в следствии приведет к более эффективной работе.


Также, эксперты отметили, что наличие любого высшего образования так или иначе снижает стартовые издержки найма нового сотрудника, так как сокращается период и сложность его обучения и адаптации.

Наиболее конкурентоспособными навыками при поступлении на государственную службу эксперты назвали в первую очередь, коммуникативные навыки, знание правовых основ, ориентацию во внешнем и внутреннем политическом пространстве, владение IT технологиями и непосредственно навыки по специальности должности на которую специалист претендует.

Региональные и муниципальные служащие отметили острую необходимость в коммуникативных навыках, так как деятельность на данном уровне государственной власти наиболее плотно связана с работой с населением, и требует, к примеру, такие умения, как навыки разрешения конфликтов.

Общие и профессиональные компетенции в совокупности на начальном уровне играют очень большую роль. Так как изначально молодой специалист еще не имеет опыта, а значит может опираться только на личностные качества, приобретенные в жизненном опыте, и профессиональные компетенции, которые он приобрел в ходе получения высшего образования. В дальнейшем, при наличии опыта управления и замещения руководящей, отмечают эксперты, специалист может работать даже в сфере несвязанной с его профильной деятельностью, поскольку как руководству его основная задача заключается в организации общего процесса, поэтому не всегда необходима полная осведомленность в вопросах узкой специализации. Для этого в государственных структурах существуют специализированные кадры, чья деятельность и квалификация строго регламентирована.

Для эффективной работы в государственном органе молодой специалист должен понимать на какую должность он идет, и какие его личностные качества могут ему помочь в исполнении своих обязанностей. Эксперты отметили такие полезные качества как коммуникабельность, позитивное мышление, оперативность реагирования на поставленные задачи, восприимчивость к новой информации, целеустремленность, энтузиазм, работоспособность, стрессоустойчивость, воспитание, исполнительность, чувство такта, терпение, активная гражданская позиция, лидерские качества и структурированность мышления.

В ходе обсуждения эксперты также несколько раз отмечали необходимость навыков делового этикета, должностной субординации и навыки делового общения. Большинство экспертов посчитали данные навыки считали неотъемлемой частью эффективной коммуникации на государственной службы, так как деятельность каждого государственного служащего осуществляется по регламенту, в таких структурах соблюдение норм и правил необходимо, иначе молодой специалист рискует возможностью нормального функционирования в системе. К тому же, так как государственный служащий является представителем государства, он обязан уметь вести диалог соответствующим образом.


Служение общественным целям и интересам также оказалось одним из важных навыков, необходимых при замещении должности государственного служащего. Эксперты отметили, что развитие гражданского долго перед обществом является необходимым аспектом для работы в любой государственной структуре.

Подводя итог беседы с экспертами, можно отметить следующее: во-первых, навыки коммуникации, делового этикета и знания правовых основ являются важными компонентами «идеального» молодого специалиста; во-вторых, компетенции государственного служащего помимо разделения по узкой специализации делятся на уровни государственной власти. Для того, чтобы подтвердить мнение экспертов и выявить наиболее необходимые и полезные в работе государственного служащего компетенции было проведено анкетирование среди сотрудников государственных органов, участвовавших в исследовании.

После проведения экспертного интервью каждому эксперту и трем специалистам из его департамента/отдела/государственного органа был дан бланк с компетенциями. Задачей было выявить наиболее привлекательные для него, как для нанимателя компетенции у молодого специалиста.

По результатам анкетирования, лидирующими по привлекательности для нанимателей являются такие компетенции, как: коммуникативные навыки, навыки сбора и обработки информации, защита служебной информации, умение вести проекты, соблюдение субординации, взаимодействие согласно этическим требованиям к служебному поведению, самоорганизация и самообразование, взаимодействие с гражданами, умение работать в коллективе, умение ориентироваться в правовой системе РФ, эффективное планирование рабочего времени, готовность к ответственности за собственные решение и способность вести делопроизводство и документооборот. Респонденты выделили их как наиболее необходимые навыки на начальном этапе работы молодого специалиста в государственных органах.

Эксперты подтвердили, что изучаемые на данных образовательных программах навыки полезны, но не до конца учитываю всю специфику работу в государственных органах. Деятельность государственного служащего строго регламентирована Федеральными Законами и другими НПА и призвана служить интересам общества. Основным критерием при сравнении компетенций была востребованность, выявленная на основе теоретического и практического анализа. На настоящий момент появляются новые компетенции, более ориентированные на специфику государственной службы, позволяющие молодому специалисту на начальном этапе соответствовать всем актуальным требованиям.


По результатам исследования в группу таких компетенций можно отнести в основном навыки, так или иначе соотносимые с коммуникативной деятельностью, а именно:

- нормы делового этикета, делового общения;

- ведение деловой переписки;

- навыки регулирования конфликтов;

- защита служебной информации;

- готовность нести ответственность за собственные решения;

- планирование рабочего времени.

Помимо всего вышеперечисленного, навык ведения делопроизводства и документооборота, закрепленный в общем стандарте должностных регламентов, как основополагающий для надлежащего исполнения обязанностей государственного служащего, был указан в каждом образовательном стандарте рассматриваемых ВУЗов, однако ни одной дисциплины, соответствующей целенаправленному развитию данного профессионального навыка найдено не было. Основой проблемой современных образовательных программ по направлению «ГМУ» по результатам исследования является большая ориентировка на получение студентом знаний, но не навыков в работе.

Формирование эффективного кадрового состава определяет эффективность работы государственного аппарата, а подготовка молодых квалифицированных кадров будет способствовать ее стимулированию.

Развитие профессиональных компетенций государственных служащих должно приобрести стратегический характер, быть рассчитанным на перспективу. Граждане, исполняющие обязанности на государственной гражданской службе, должны постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, развиваться, стремиться к достижению максимально высокого уровня исполнения своей профессиональной деятельности.

Исследование показало, что навыки, которым обучают молодых специалистов по направлению «Государственное и муниципальное управление» не достаточно соответствуют современным требованиям. Представление нанимателей о навыках выпускника данной образовательной программы не полностью соответствуют тем компетенциям, которым на них обучают.

По результатам экспертного опроса было выявлено то, что молодым специалистам ГМУ не хватает «чувства реальности» и погружения в специфику работы государственных органов.

На основании результатов двухэтапного исследования были выделены три наиболее актуальные и привлекательные компетенции и навыки для нанимателей – это (не включая обязательные компетенции, регулируемых Приказом от Минобрнауки от 10 декабря 2014 г. №1567):

1) коммуникативные навыки

  1. навыки деловой этики
  2. исполнительность