Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация детей, поступающих в первый класс).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе
1.2. Адаптация детей, поступающих в первый класс
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3. Система занятий направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению
Опыт показывает, что многие учебные программы, применяемые сегодня в массовой школе, в большей или меньшей степени нуждаются в «психологической шлифовке», а в адаптации к конкретным детям и подавно. Но если даже педагог работает строго по определенной программе и считает её идеальной, то есть еще и методики преподавания, личный стиль. А это - благодатная почва для самоанализа и самосовершенствования.
Методическая работа педагогов, работающих с первоклассниками, начинается с их внимательного ознакомления с таблицей психолого - педагогических требований просветительских и семинарских мероприятий, позволяющих педагогам уяснить педагогическую и психологическую суть и значение каждой характеристики. Далее им предлагается осмыслить используемую ими в настоящий момент учебную программу с точки зрения того, как она способствует формированию перечисленных в таблице качеств, умений и способностей школьников. Прежде всего - с точки зрения учебной деятельности. А затем - предложить и апробировать те методические и содержательные изменения, которые, по мнению педагога, сделают программу более психологически адекватной. В конце - описать и проанализировать проделанную работу [12].
Опыт использования данной консультативной деятельности показывает, что педагоги испытывают вначале большие трудности в осуществлении анализа особенностей своей профессиональной деятельности и возможностей учебной программы с точки зрения их направленности на развитие важнейших компонентов психолого-педагогического статуса школьника. Чрезвычайно полезным и значимым является соотнесение тех требований к реальным предпосылкам формирования учебной деятельности и психолого-педагогическому статусу школьников у детей, которые только поступили в первый класс. Анализируя полученные данные педагог получает нас увидеть те пункты таблицы, по которым среднегрупповые показатели особенно низки или не удовлетворяют самого педагога. Это позволит выделить актуальные вопросы своей методической деятельности и направления усовершенствования учебной программы [11].
Д.Б. Эльконин, много лет проработавший учителем начальных классов, вспоминал, как ребенка в первом классе на первом уроке просили нарисовать 4 кружочка, а затем раскрасить три - желтым и один - синим. «Дети красили разными цветами и говорили - «Так красиво». Это наблюдение показывает, что правила еще не стали правилами поведения ребенка; с такими детьми надо еще работать, приводить к соответствующему школьному виду. Другое наблюдение: после первых уроков учитель не задает задание на дом. Дети говорят: «А уроки?» Это показывает, что уроки важны для них, так как ставят в определенное отношение к окружающим. Еще одно наблюдение: перемена в школе Учитель - «гроздь винограда», ученику обязательно нужно дотронуться до учителя. Это остатки прежних отношений, прежних форм общения» [31].
В начале школьного обучения, в первом классе и всего периода начальной школы, у педагогов и психологической службы есть достаточно много возможностей и шансов наладить эффективное взаимодействие с семьей, привлечь родителей к психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей к школе [10].
Приоритетными для педагога-психолога являются следующие задачи:
- установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями, которые являются залогом того, что со своими проблемами, сомнениями и вопросами родители пойдут в школу и к психологу, своими наблюдениями честно поделятся;
- повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;
- принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе.
Таким образом, в данном подпункте мы рассмотрели сущность адаптации детей к новым условиям школы, рассмотрели портрет идеального первоклассника.
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1 База и методы исследования
Экспериментальное исследование адаптации первоклассников к школьному обучению проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей» в городе Лесосибирске, в обследовании принимали участие 20 детей, поступившие в первый класс на обучение, из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Экспериментальное исследование представляет собой ряд диагностических и методических исследований психологической готовности ребенка к школе, что является комплексным образованием, отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других и именно качественное, своевременное выявление данных отставаний приводит к повышению уровня адаптации ребенка к школьному обучению.
Методики исследования:
- Методика «Что мне нравится в школе» (авт. Лусканова Н.Г.), данная методика направлена на выявление уровня мотивации первоклассников к школьному обучению, мотивация ребенка играет большую роль для его успешной адаптации к школьным условиям;
- Методика «Несуществующее животное» (авт. Дукаревич М.З.), данная методика является проективной, она нацелена на выявление скрытых возможностей и страхов ребенка, с ее помощью можно судить о том, как повысить эффективность обучения и адаптации ребенка к школьным условиям;
- Методика «Градусник» (авт. Фетискин Н.П.), с помощью данной методики состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка, кроме того эта методика подходит для любого возраста, от эмоционального состояния ребенка зависит то, насколько быстро и успешно будет происходить процесс адаптации к школьным условиям.
Методика «Что мне нравится в школе» (авт. Лусканова Н.Г.).
Цель: данная методика направлена на выявление отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к школьному обучению.
Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки ставиться не будут».
Оборудование: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик. Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.
Методика «Несуществующее животное» (авт. Дукаревич М.З.).
Цель: данная методика направлена на диагностику личностных особенностей.
Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпретируются символично.
Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием».
Психолог отмечает все реакции:
- вербальные;
- невербальные;
- стирания и к чему они приводят;
- порядок рисования объектов, наличие пауз.
По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится). Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает.
Анализ данных проводится путем интерпретации рисунка и особенности рассказа.
Признаки агрессии на рисунке:
- острые импульсивные линии, сильный нажим;
- общий характер агрессивный, нападающий;
- наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины, рога);
- вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает огонь).
Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпретация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т.д., то можно говорить о страхе агрессии.
Признаки агрессии в рассказе:
- злой характер;
- питается животными, людьми;
- очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не наблюдаются в поведении, а в рисунке, рассказе они не выявлены - это агрессия подавляемая;
- удаленное место жительства;
- одиночество животного.
Интерпретация.
Общие замечания.
Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По мнению И.М. Сеченова, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).
Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.
Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работыпсихики. Пространство,
расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью- представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Методика «Градусник» (авт. Фетискин Н.П.).
Цель: данная методика направлена на определение степени тревожности первоклассников, возникающей в процессе учебной деятельности. Инструкция: перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо и тревожно. Такая температура бывает 38°,39°,40°,41° (цифры записывает надоске). Нормальная температура человека - 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета. Пример: русский язык - 39° математика - 36,6° и т.д.Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью. Материалы и оборудование: помещение, стулья, градусник, листы формата А4, ручка, доска и мел
Данная диагностика показывает степень тревожности у первоклассников вызывает школьная деятельность в соответствии с их индивидуальными психологическими и физическими качествами.
Таким образом в данном подпункте мы рассмотрели организацию и методы экспериментального исследования адаптации детей к школе.
2.2 Анализ результатов исследования
Исследование было проведено следующими методиками:
- «Несуществующее животное» (авт. Дукаревич М.З);
- «Градусник» (авт. Метискин Н.П);
- «Что мне нравится в школе» (авт. Лусканова Н.Г)
Рассмотрим результаты исследования личностных характеристик первоклассников по методике «Несуществующее животное» (авт. Дукаревич М.З.). Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты исследования адаптации первоклассников по методике «Несуществующее животное» (авт. Дукаревич М.З.)
Исследуемые: |
Результаты. |
||||
Общая энергия: |
Творчество: |
Агрессия: |
Вид: |
||
Ринат А. |
Присутствуют основные и |
Присутствует |
Уровень |
Травоядное |
|
дополнительные детали, характер |
оригинальность |
рисунка, |
агрессии в |
||
линий - средний нажим, уровень |
творческий |
потенциал |
норме. |
||
энергии в норме. |
высокий. |
||||
Владислав К. |
Присутствуют основные детали, |
Оригинальность |
рисунка |
Уровень |
Травоядное |
характер линий - средний нажим, |
отсутствует, творческий |
агрессии в |
|||
уровень энергии в норме. |
потенциал средний. |
норме. |
|||
Константин К. |
Присутствуют основные и |
Присутствует |
Уровень |
Травоядное |
|
дополнительные детали, характер |
оригинальность |
рисунка, |
агрессии в |
||
линий - средний нажим, уровень |
творческий |
потенциал |
норме. |
||
энергии высокий. |
высокий. |
||||
Светлана Л. |
Присутствуют основные и |
Присутствует |
Уровень |
Травоядное |
|
дополнительные детали, характер |
оригинальность |
рисунка, |
агрессии в |
||
линий - средний нажим, уровень |
творческий |
потенциал |
норме. |
||
энергии высокий. |
высокий. |
||||
Елена Ш. |
Присутствуют основные детали, |
Оригинальность |
рисунка |
Уровень |
Хищное. |
характер линий - слабый нажим, |
отсутствует, творческий |
агрессии в |
|||
уровень энергии низкий. |
потенциал низкий. |
норме. |
|||
Елизавета А. |
Присутствуют основные и |
Присутствует |
Уровень |
Травоядное |
|
дополнительные детали, характер |
оригинальность |
рисунка, |
агрессии в |
||
линий - средний нажим, уровень |
творческий |
потенциал |
норме. |
||
энергии высокий. |
высокий. |
||||
Ксения Т. |
Присутствуют основные и |
Присутствует |
Уровень |
Травоядное |
|
дополнительные детали, характер |
оригинальность |
рисунка, |
агрессии в |