Файл: Органы государственного управления на примере Кыргызской Республики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 870

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В Кыргызской Республике власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждую из них осуществляют специальные, предназначенные для этого, органы. Наиболее важной является исполнительная власть, так как посредством её осуществляется приведение законов в жизнь, реализация законов, применение законов в реальной жизни. Исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют органы государственного управления. Именно они обладают управленческими и распорядительными полномочиями, с помощью которых и осуществляют применение действующего законодательства в реальной жизни. В этом и состоит их основная функция и назначение.

Актуальность данной темы обусловлена, на мой взгляд, тем, что органы государственного управления являются важной составной частью государственного аппарата в целом, т.к. они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность посредством повседневной и практической организации исполнения Конституции, законов и иных нормативных правовых актов. Основной целью государственного управления является осуществление задач и функций государства, поэтому без органов государственного управление государство не способно существовать, т.к. в любом государстве необходимо наличие специальных органов, призванных осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность для приведения действующего законодательства в реальную жизнь.

Изучение основ государственного и муниципального управления Кыргызской Республики актуальна в связи с важностью проблемы повышения эффективности деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, а также их служащих. Вместе с этим сегодня крайне мало материалов, посвященных системе государственного и муниципального управления Кыргызской Республики на кыргызском и русском языках. Курсовая работа призвана частично восполнить этот пробел.

Предметом исследования курсовой работы является система органов государственного управления, её организационная структура.

Цель работы: рассмотрение и анализ системы органов государственного управления; исследование особенностей функционирования органов государственного управления Кыргызской Республики.

В данной работе ставятся задачи:

  • раскрыть понятие органа государственного управления;
  • детально рассмотреть признаки органа государственного управления;
  • проанализировать организационную структуру органов государственного управления в Республике Беларусь;
  • детально рассмотреть каждый из видов органа государственного управления на основании действующего законодательства Республики Беларусь.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Система государственного управления

1.1 Становление государственного управления в постсоветский период

Государственное управление как функционирование всех ветвей государственной власти по обеспечению и реализации политики государства, направленной на эффективное использование ресурсов общества, гарантирование прав и свобод человека в Кыргызстане за годы независимости прошло несколько этапов.

В первые годы после провозглашения независимости в 1991 году, продолжали действовать государственные органы власти советского типа: Верховный Совет республики (парламент), Совет министров (правительство); Верховный суд и местные суды. В стране стали проводиться широкомасштабные реформы по переходу к демократическому типу общества с рыночной экономикой. Коренные преобразования, начатые в Кыргызстане, получили закрепление в Конституции принятой 5 мая 1993 года.

Конституции провозгласила, что государственная власть основывается на следующих принципах:

  • Верховенство власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Жогорку Кенешем и Президентом;
  • Разделения государственной власти;
  • Ответственности государственных органов, органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа;
  • Разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления.

Конституция 1993 года установила, что систему государственной власти в КР представляют и осуществляют:

1. Президент, как глава государства;

2. Жогорку Кенеш, как орган законодательной власти;

3. Правительство и местные государственные администрации, как органы исполнительной власти;

4. Верховный суд, местные суды, как органы судебной власти.

Рассмотрим становление и развитие этих институтов государственной власти за годы независимости.

Институт Президентства.

Пост президента, с полномочиями главы государства и правительства в Кыргызстане был учрежден в 1990 году. Первый Президент, был избран Верховным Советом республики на альтернативной основе.


Конституция 1993 года определила место Президента в системе органов государственной власти. В соответствии с Конституцией, Президент являлся не только символом единства народа и государственной власти, гарантом Конституции, свобод и прав человека и гражданина, но главой государства, высшим должностным лицом в Кыргызской Республике (КР).

Президент хотя непосредственно не входил ни в одну из ветвей власти, имел отношение ко всем трем ветвям и выступал как арбитр, как связующее звено между ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, их ответственности перед народом.

В 1996 году был осуществлен переход к сильной Президентской власти, по результатам референдума по внесению дополнений и изменений в Конституцию Президент КР, являясь главой государства, занял юридически первое место в системе государственных органов власти, стал главенствующей фигурой в системе властных отношений в государстве. В частности, был значительно расширен круг его полномочий в отношении определения структуры и состава правительства, определения внутренней и внешней политики. Так, если по Конституции 1993 года Президент, определив структуру правительства, должен был представить ее на утверждение Жогорку Кенеша, то после референдума Президент это мог не делать. Далее, он также мог без согласия парламента назначать членов правительства, а также руководителей административных ведомств. Были внесены изменения в конституционные полномочия Президента при назначении глав местных государственных администраций. Теперь он мог их назначать прямо, без согласования и представления премьер-министра, лишь с согласия местных кенешей.

Продление своих полномочий на третий срок, путем внесения частых изменений в Конституцию и установление семейно-кланового режима, привели к утрате доверия народа первого Президента, что привело к его уходу со своей должности.

В период правления второго Президента в 2007 году была принята новая Конституция, в которой не были полномочия Президента, прописанные в Конституции 1993 года. Согласно этой Конституцией полномочия по определению структуры и состава Правительства КР отошли к Жогорку Коношу. Вместе с этим, за Президентом сохранились значительные полномочия, что позволило ему постепенно вновь установить семейноклановый режим. В конечном счете, это привело к всеобщему недовольству и уходу второго Президента КР.

Таким образом, президентская форма правления в новейшей истории Кыргызстана дважды привела к монополизации государственной власти в руках одного человека и не смогла обеспечить решение коренных социально-экономических проблем общества. Учитывая этот опыт, новое политическое руководство Кыргызстана, пришедшее к власти весной 2010 года, предложило обществу парламентско-президентскую форму организации государственной власти.


Законодательный орган власти.

В становлении и развитии законодательной власти КР в постсоветский период можно выделить несколько этапов.

Первый этап связан с функционированием Верховного Совета республики парламента советского типа. Он был избран в 1990 году по Конституции Киргизской ССР 1978 года и состоял из 350 депутатов заседавшего сессионно. Его депутаты впервые были избраны на основе состязательности. Верховный Совет Кыргызской ССР в переходный период проделал огромную работу по государственному строительству. Так, им были приняты такие Законы КР как «О местном самоуправлении в Республике Кыргызстан» (1991), «О кабинете министров» (1991), «О правительстве» (1992), «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» (1992) и другие.

Верховный Совет в 1994 году был вынужден досрочно само распуститься из-за разногласий, возникших у части депутатов с Президентом по вопросам проведения дальнейших реформ.

Следующий этап связан с работой Жогорку Кенеша КР 1го созыва начавшего свою работу в 1995 году. Конституция КР 1993 года определяла, что законодательную власть осуществляет представительный орган Жогорку Кенеш парламент, который выполняет также и контрольные функции в пределах своих полномочий. Конституция, определяя место Жогорку Кенеш КР в системе органов государственной власти, наделила его определенными полномочиями в рамках системы «сдержек и противовесов».

Особенностью Жогорку Кенеша было то, что он был 2х палатным и создан по итогам референдума, проведенного в 1994 году. Новый парламент состоял из Законодательного собрания, представлявших интересы населения всей республики и заседавших на постоянной основе, и Собрания народных представителей, представлявших интересы территорий и работающее на сессионной основе.

Следует отметить, что согласно референдума состоявшегося в 1996 году полномочия Жогорку Кенеша были несколько ослаблены в пользу Президента. Поэтому в этот период многие проблемы государственного строительства разрешались указами Президента КР.

В 2000 году состоялись очередные выборы в Жогорку Кенеш 2го созыва. Его особенность состояла в том, что согласно реформе 1998 года Законодательное собрание состояло из 60 депутатов (ранее 35 депутатов), из которых 15 депутатов избирались по партийным спискам. Собрание народных представителей состояло из 45 депутатов (ранее 70 мест). Всего 105 депутатов. Жогорку Кенеша КР 2го созыва внес важный вклад в развитие государственного управления, государственной службы и укрепление МСУ приняв такие Законы КР как:


  • О государственной службе (2004);
  • О местном самоуправлении и местной государственной администрации (2002);
  • О коммунальной собственности на недвижимость (2002);
  • О муниципальной службе (2004 г.);
  • Об административных процедурах (2004) и др.

В 2005 году состоялись новые выборы в уже однопалатный Жогорку Кенеш 3го созыва. В соответствии с референдумом, проведенным в 2003 году 2х палатный парламент был отменен. 105 депутатов Жогорку Кенеш 3го созыва были избраны по мажоритарной системе. Эти выборы привели к конфликту политической оппозиции с первым Президентом КР, обвинивших его во вмешательстве в процесс выборов и установлении семейно-клановой системы правления. Несмотря на досрочный самороспуск Жогорку Кенеша в 2006 году, он принимая законы, внося необходимые в них изменения и дополнения содействовал стабилизации политической обстановки и решению текущих социально-экономических проблем.

Конституция КР, принятая в 2007 году установила, что Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов, избираемых сроком на пять лет по партийным спискам. На выборах в Жогорку Кенеш четвертого созыва 71 мандат получила пропрезидентская партия «Ак Жол». По новой Конституции Жогорку Коношу были переданы полномочия по утверждению структуры Правительства КР. Кандидатуру премьер-министра, стали определять депутаты политической партии, получившей более 50 процентов мандатов в Жогорку Кенеше.

Однако и новая власть (Президент и Жогорку Кенеш) не выполнила обещания данные народу по демократизации общества, избавлению от семейно-кланового управления, коррупции и т.д. Это привело к очередному политическому кризису.

Новое политическое руководство Кыргызстана, пришедшее к власти весной 2010 года, распустило Жогорку Кенеш и предложило обществу парламентскопрезидентскую форму организации государственной власти. При этом оно исходило из того, что президентская форма правления в новейшей истории Кыргызстана дважды дискредитировала себя привела к монополизации государственной власти в руках одного человека и не смогла обеспечить решение коренных социально-экономических проблем общества.

Ключевая роль в новой организации государственной власти, согласно новой Конституции, принятой на всенародном референдуме в 2010 году, принадлежит Жогорку Коношу, состоящего из 120 депутатов, избираемых по партийным спискам. В том же году состоялись выборы в Жогорку Кенеш четвертого созыва. Пять политических партий (СДПК, Республика, АтаЖурт, Ар-Намыс и Ата-Мекен), прошедшие в парламент, отражают основные общественные настроения. Это создает гарантии того, что управленческие решения, принимаемые ими сообща, будут адекватно отражать основные интересы и убеждения общества. Депутаты парламента обязаны договариваться, открыто спорить друг с другом и учитывать широкий спектр мнений.