Файл: Органы государственного управления на примере Кыргызской Республики.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 883
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Система государственного управления
1.1 Становление государственного управления в постсоветский период
1.2 Конституционные основы системы органов государственной власти
ГЛАВА 2. Исполнительная власть в системе государственного управления
2.1. Организация и деятельность Правительства
2.2 Государственные органы исполнительной власти
2.3. Организация территориального государственного управления
Руководители подведомственных подразделений назначаются Премьер-министром КР по представлению министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных органов исполнительной власти КР в случаях, предусмотренных законодательством КР.
Государственные предприятия создаются решениями Правительства КР. Государственные предприятия создаются в рамках реализации законов КР, указов и распоряжений Президента КР, а также по предложениям Премьер-министра КР, членов Правительства, руководителей административных ведомств и иных органов исполнительной власти КР, а также глав местных государственных администраций.
Уставы государственных предприятий утверждаются решениями Правительства Кыргызской Республики по представлению министерств, государственных комитетов, административных ведомств, иных органов исполнительной власти и местных государственных администраций КР.
В настоящее время в КР образованы и действуют 11 государственных предприятий (ГП): ГП «КыргызТемирЖолу», ГП «Темир», ГП «КараБалта спиртовой завод», ГП «КараКече», ГП «КыргызДипсервис», ГП «КыргызКурал», ГП «Авиационное предприятие», ГП «Кыргызжилком мунсоюз», ГП «Кыргыз Ресурс», ГП «Комур», ГП «Кыргызпочтасы».[12]
В 2015 году на базе упраздненного министерства энергетики и промышленности была создана Национальная энергетическая холдинговая компания как единственный оператор по управлению и развитию энергетическим комплексом страны.
2.3. Организация территориального государственного управления
Территориальное государственное управление в КР это совокупность местных государственных органов власти, территориальных организаций и учреждений центральных государственных органов, а также их должностных лиц, через которых во всех административнотерриториальных образованиях осуществляется государственная власть во всех ее видах.
В Кыргызстане исторически сложились семь регионов, различных по площади, географическому и экономическому положению, численности и плотности населения. В настоящее время администривнотерриториаль ное устройство КР имеет 4х уровневую структуру: республика область район города/сельские населенные пункты.
Общее государственное управление административно-территориальными единицами по всем отраслям и сферам, в пределах разграниченных функций и полномочий, закрепленных в Конституции и Законах КР осуществляют все органы государственной власти КР Президент, Жогорку Кенеш и Правительство.
Во всех областях и районах действуют местные органы государственного управления. Организация же власти в городах и сельских населенных пунктах полностью основано на принципах местного самоуправления.
Исполнительную власть на территориальном уровне представляют Полномочные представители Правительства КР в области, районные государственные администрации и местные территориальные подразделения министерств и ведомств.
На первичном уровне организация управления построена на принципах МСУ во всех городах и сельских административнотерриториальных единицах ниже районного уровня действуют представительные и исполнительно распорядительные органы местного самоуправления. Для осуществления полномочий органов государственного управления в первичных административнотерриториальных единицах, органы местного самоуправления, помимо выполнения функций по решению задач местного значения, наделены делегированными государственными полномочиями.
Полномочный представитель Правительства КР в области является должностным лицом, представляющим Правительство КР в пределах соответствующей области. Он обеспечивает реализацию полномочий Правительства КР и повышение эффективности деятельности государственной власти на территории области.
Организация и координация деятельности структурных подразделений Аппарата полномочного представителя возлагается на Руководителя Аппарата полномочного представителя.
Структура, Положение об Аппарате полномочного представителя и штатное расписание утверждаются Премьер-министром КР.
Для рассмотрения важнейших вопросов исполнительно распорядительной деятельности образуются коллегиальные и совещательные органы, призванные рассматривать важнейшие вопросы жизнедеятельности области, коллегия и Координационный совет по вопросам обеспечения правопорядка и безопасности.
В состав коллегии входят полномочный представитель, его заместители и другие должностные лица государственных органов, определяемые и утверждаемые полномочным представителем. Персональный состав Координационного совета утверждается полномочным представителем. Решения коллегии и Координационного совета носят рекомендательный характер.
Основным звеном исполнительной власти на уровне районов являются районные государственные администрации. В своей деятельности они подотчетны Правительству КР и полномочному представителю Правительства в области.
На территориях областей и районов министерства и ведомства имеют свои подразделения. Различия заключаются лишь в том, что некоторые министерства и ведомства имеют их как на областном, так и на районном уровнях, а другие только на районом уровне. Кроме этого, отличие состоит в том, что территориальные подразделения подчинены министерствам и ведомствам непосредственно, либо через их подведомственные учреждения.
Структурные подразделения центральных государственных органов, обеспечивая реализацию отраслевой и ведомственной политики на соответствующей территории взаимодействуют с местными государственными администрациями, которые как органы общей компетенции ответственны за проведение единой государственной социальной и экономической политики на соответствующей территории.
Наряду с ними, в районах, для решения вопросов, затрагивающих интересы территории, государственные администрации района взаимодействуют с представительными органами власти территории собранием депутатов местных кенешей по своей природе относящиеся к институтам местного самоуправления.
Таким образом, на уровне районов государственное управление организовано на принципе дуализма сочетания государственного управления и местного самоуправления. Поэтому одной из наиболее сложных проблем организации территориального государственного управления, в рамках государственных органов исполнительных власти КР является вопросы двойного подчинения и четкого разграничения полномочий различных органов управления по горизонтали и по вертикали.
Районная государственная администрация выполняет роль объединяющего и направляющего звена между всеми государственными органами на территории района, концентрируя их усилия на решение общегосударственных задач. Поэтому их основная функция, это обеспечение на территории района согласованной деятельности территориальных подразделений министерств и ведомств КР, их взаимодействия с органами МСУ
Кроме этого, государственные администрации районов осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления соответствующей территории, создавая условия для реализации гражданами конституционного права на участие в управлении вопросами государственного и местного значения и осуществления контроля за выполнением органам МСУ делегированных им государственных функций.
Районные государственные администрации, действуя на основе Конституции, законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства КР, кроме обеспечения согласованной деятельности различных органов местной власти, решают и другие вопросы, отнесенные к их компетенции.
Организацию и порядок функционирования местных государственных администраций с 2011 года регламентирует Закон КР «О местной государственной администрации».
Сущность института местных государственных администраций раскрывают их руководящие положения, которые лежат в основе их повседневной деятельности, и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления.
Местные государственные администрации осуществляют свою деятельность на следующих принципах:
- законности и социальной справедливости;
- защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;
- сочетания общегосударственных и местных интересов;
- открытости и гласности в решении вопросов;
- ответственности за результаты своей деятельности перед государством и населением;
- разграничения функций и полномочий государственной власти и местного самоуправления.
Рассмотрим кратко содержание этих принципов. Принцип законности и социальной справедливости основан на положениях Конституции КР и предопределяет построение и функционирование местного государственного управления. В соответствии с этим, этот принцип, во-первых, означает, что глава и служащие аппарата местной государственной администрации руководствуются в своих действиях только законом, так как местная исполнительная власть получает свое право только через посредство закона. Во-вторых, этот принцип предусматривает, что исполнительная власть не имеет права вмешиваться в область гражданских прав, не имея на то законных полномочий. В-третьих, нормативные акты, которые принимает и издает местная государственная администрация, также должны соответствовать законам.
Глава местной государственной администрации района Аким является главным государственным должностным лицом на территории района. На свою должность он назначаются и освобождаются Премьер-министром КР.
Глава местной государственной администрации несет персональную ответственность за социально-экономическое развитие района перед Правительством, а также перед постоянным представителем Правительства КР в области.
В случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, приведших к ухудшению социально-экономической и общественно политической ситуации на территории соответствующей административно-территориальной единицы, нарушения законности, а также за совершение порочащего проступка глава местной государственной администрации может быть досрочно освобожден от занимаемой должности.
Если постоянные представители Правительства КР в областях напрямую назначаются и освобождаются Премьер-министром КР, то порядок назначения глав государственных администраций района и освобождение их от занимаемой должности установлен несколько иным. Аким района назначается Премьер-министром КР по предложению районного кенеша из числа кандидатур (не менее 3), представленных Премьер-министром. Районный кенеш в течение 15 рабочих дней со дня внесения соответствующего представления Премьер-министром КР, отбирает одного из представленных кандидатур и вносит Премьер-министру КР для назначения на должность акима.
Примечательно, что нет нормы, запрещающей пребывание акимов в занимаемой должности более двух сроков подряд в одном районе. У руководящих лиц, возглавляющих районы это повышает интерес для разработки совместно с органами МСУ долговременных программ социально-экономического развития подведомственной территории на основе целенаправленного поиска и привлечения инвестиций и грантов, повышает закрепляемость среди кадров этого высшего звена. Это важно так как история развития института глав местной государственной администрации показала, что непрерывного 8летнего срока только в одном районе не отработал ни один Аким.
Прямая персональная ответственность главы районной государственной администрации только перед Правительством КР свидетельствует о той особой роли и значении института акимов, которые придаются им в деле управления территориями государства. При этом, исходя из принципа иерархичности государственной власти, глава государственной администрации района несет ответственность также и перед постоянным представителем Правительства КР в области.
Условия досрочного освобождения глав районных государственных администраций района включают выражение недоверия Акиму района за неисполнение или ненадлежащее своих обязанностей двумя третями голосов от общего числа собрания депутатов местных кенешей. Это обеспечивает механизм обратной связи между местным населением в лице местных кенешей и высшим органом государственной исполнительной власти в лице Правительства КР. Кроме этого это способствует реализации в жизнь принципов сочетания общегосударственных и местных интересов, открытости и гласности в деятельности органов власти и ответственности государственных работников за результаты своей деятельности перед государством и местным сообществом.
Глава государственной администрации района Аким наделен следующими полномочиями:
1) не реже одного раза в год докладывает районному кенешу о положении дел на соответствующей территории;
2) представляет на утверждение районного кенеша проекты программ социально-экономического развития территории и социальной защиты населения, информирует местный кенеш о выполнении этих программ, а также не реже одного раза в два года отчитывается перед курултаем соответствующей территории;
3) представляет на утверждение районного кенеша проект бюджета соответствующей территории, отчет о его исполнении для утверждения районным кенешем;
4) вносит наиболее важные вопросы на рассмотрение районного кенеша, а также вправе поставить вопрос о созыве сессии местного кенеша и участвовать в ее работе с правом совещательного голоса;