Файл: Органы государственного управления на примере Кыргызской Республики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 881

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в соответствии с законодательством КР;

6) оказывает содействие в учете и полном сборе платежей в государственные социальные (пенсионные, страховые) фонды;

7) оказывает содействие налоговым службам в учете налогоплательщиков и сборе налогов;

8) осуществляет иные полномочия, возлагаемые на него Президентом, Правительством и Премьер-министром, предусмотренные законодательством КР.

Глава государственной администрации района также осуществляет на подведомственной территории государственный контроль за выполнением районными подразделениями государственных органов исполнительной власти, органами МСУ предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности законов, актов Президента и Правительства.

В случаях принятия районными подразделениями государственных органов исполнительной власти, либо исполнительно распорядительными органами МСУ решений, не соответствующих законам, актам Президента и Правительства, Аким района вправе приостанавливать исполнение таких решений с одновременным извещением об этом органов прокуратуры, соответствующих вышестоящих государственных органов управления либо соответствующих местных кенешей до принятия ими необходимых мер.

В установленном порядке глава государственной администрации района ходатайствует перед главой государственной администрации области о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий КР.

Данные положения итог раздельного установления полномочий между ПППКР в области и главами районных государственных администраций, в результате чего Акимы получили более конкретизированный и в то же время расширенный круг полномочий. Можно заметить, что установленные им полномочия в ряде пунктов носят общий характер в том числе и в сфере назначения и освобождения руководителей территориальных подразделений государственных органов. Главное же различие между ними происходит в части полномочия акима района по отношению к районному кене шу представительному органу граждан района. Именно в них подробно установлены, по каким вопросам, как, когда и в каком виде осуществляет свои полномочия глава района в сфере отношений с районным кенешем, а также курултаем района.

Еще одно полномочие, предоставленное только главе районной администрации это принятие решения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности в соответствии с законодательством КР. Здесь следует учесть, что Аким района и его администрация не имеют полномочия принимать участие в предоставлении в аренду земель Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий, являющихся также государственной собственностью.


В отличие от постоянного представителя Правительства КР в области, Акиму района переданы более сильные полномочия в сфере кадров и контроля, позволяющие ему весомо влиять на социально-экономическую и общественно политическую обстановку на территории района.

Во-первых, глава района имеет право в случае досрочного освобождения главы айыл окмоту до выдвижения нового главы айыл окмоту назначить своим актом исполняющего обязанности айыл окмоту. Во-вторых, глава района, в случаях принятия территориальными подразделениями государственных органов либо исполнительно распорядительными органами местного самоуправления решений, не соответствующих законам, актам Президента и Правительства, вправе приостанавливать исполнение таких решений с одновременным извещением об этом органов прокуратуры, соответствующих вышестоящих государственных органов управления либо соответствующих местных кенешей до принятия ими необходимых мер.

Заместители главы местной государственной администрации. Главы местных государственных администраций имеют несколько заместителей, которые замещают его в случае отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей. Первый заместитель и заместители главы государственной администрации района назначаются и освобождаются от должности Премьер-министром КР по представлению главы местной государственной администрации района акима.

На заместителей глав районных государственных администрации возлагается немало дополнительных обязанностей, как правило, они курируют отдельные направления деятельности государственной администрации, такие как экономика, социальная сфера, организационная работа и т.д. Кроме этого они проводят большую общественно политическую, социально-культурную и другую работу, являясь председателями или сопредседателями различных комиссий, совещательных учреждений и т.п., расширяя тем самым круг взаимодействия и рост влияния государственной администрации на подведомственной территории. Поэтому их значение подчеркнуто тем, что они назначаются и освобождается Премьер-министром по представлению главы государственной администрации района.

Руководитель аппарата. Имея статус заместителя главы районной государственной администрации, руководитель аппарата осуществляет общее руководство деятельностью аппарата государственной администрации, организует подготовку и проведение заседаний коллегий, совещаний, прохождение документов в аппарате, осуществляет выполнение намеченных планов работы администрации. Курирует отдел организационной работы и местного самоуправления, общий и финансово-хозяйственный отделы.


Для рассмотрения важнейших вопросов исполнительно-распорядительной деятельности в районной государственной администрации создается консультативно-совещательный орган коллегия. В его состав входят глава районной государственной администрации, его заместители и другие должностные лица государственных органов управления. В состав коллеги государственной администрации района входит также председатель собрания депутатов местных кенешей районного.

Коллегия позволяет обеспечить открытое и коллективное обсуждение наиболее важных вопросов района, дает возможность проведения консультаций с руководителями территориальных органов министерств и ведомств по важнейшим вопросам исполнительно распорядительной деятельности, за которые Аким, действующие на принципе единоначалия, несут персональную ответственность перед Правительством КР.

Практика работы коллегий местной государственной администрации показывает, что несмотря на свое название «консультативно-совещательный орган» они в большинстве районных государственных администрациях созываются регулярно, на основе утвержденного регламента и плана работ и практически являются не просто консультативным, а коллегиально-властным органом, к решению которых апеллируют Акимы районов в своей работе, показывая, что решение принимал не он единолично, а коллегия.

Глава районной государственной администрации в пределах своей компетенции издает распоряжения, а также может издавать нормативный правовой акт в виде постановления и контролирует их исполнение. Приостановление или отмена действия нормативных правовых актов, изданных главой государственной администрации области, района, осуществляются в порядке, установленном законодательством КР.

Рассмотри некоторые особенности этих актов. Первым, основным нормативным правовым актом главы районной государственной администрации является Распоряжение. Его особенность в том, что оно издается не от имени местной государственной администрации, и не от имени ее коллегии, а только от имени ее главы акима, осуществляющего руководство деятельностью соответствующей государственной администрации на принципах единоначалия.

Во-вторых, Аким имеет право издавать постановление (нормативный правовой акт коллегиально принятого решения), если вопрос рассматривался на заседании коллегии местной государственной администрации и принималось согласованное решение. Кроме этого Аким района имеет возможность издавать также совместное постановление, если какой-то вопрос рассматривался вместе с собранием депутатов местных кенешей района, другими органами МСУ


В дополнение к вышеуказанному, следует учесть, что распоряжение и постановление акима района являются, во-первых, официальными письменными документами, принятыми в пределах их компетенции и устанавливающие общеобязательные правила по предметам ведения местной государственной администрации в соответствии с законодательством. Во-вторых, распоряжение или постановление главы государственной администрации это всегда подзаконный нормативный акт, который не должен противоречить законам, имеющим верховенство в системе правовых актов государства.

Любое распоряжение главы районной государственной администрации, а тем более постановление, должно обязательно приниматься с соблюдением установленной процедуры и облекаться в предусмотренную законом форму, порождающую юридические последствия. Только при соблюдении этих условий законности, решения акима района будут обязательны для исполнения всеми гражданами, исполнительными органами МСУ и территориальными органами государственного управления, а также предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, находящимися на соответствующей территории.

Однако любое отлично продуманное, обсужденное и оформленное распоряжение и постановление не будут иметь желаемых результатов, если глава местной государственной администрации района не наладит на должном уровне организацию контроля за исполнением принятого нормативного правового акта. С учетом этого, Акимы используют разнообразные методы и способы проведения контроля, добиваясь на основе этого безусловного выполнения принятых распоряжений и постановлений.

Гарантии деятельности и ответственность местных государственных администраций и их должностных лиц. Практика организации государственного управления и работы государственного аппарата показывает, что эффективность его деятельности в немалой степени зависит не только от уровня профессионализма, знания и опыта руководителей органов государственной власти, но и от таких их личных качеств, как честность, добропорядочность и неподкупность. Исходя из этого, а также учитывая, что районные государственные администрации управляют на подведомственной территории всеми делами государственного значения, для акимов, их заместителей, руководителей органов и структурных подразделений местной государственной администрации установлены ряд ограничений.

Нарушение этих требований служащими местных государственных администраций влечет дисциплинарную ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности.


Рассмотрение содержания ограничений и запретов на государственных служащих местных государственных администраций позволяет их разделить на две разновидности.

Следует отметить, что эффективность деятельности местных органов государственной власти в значительной мере определяется степенью государственной поддержки по отношению к ним, принципами взаимоотношений между центральными органами государственной власти и местными органами публичной власти в лице местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Какие же правовые гарантии представляет государство для обеспечения деятельности местных органов публичной власти, чтобы они могли быть не пассивной, а активной стороной в реализации общегосударственных и местных интересов?

Система государственных гарантий прав местных органов публичной власти включает в себя общие и специальные гарантии. Под общими гарантиями понимают законодательные нормы, гарантирующие соблюдение тех или иных прав. Например, законодательные положения, не допускающие решения государством вопросов о территориях и границах муниципальных образований и других административнотерриториальных единиц без учета мнения местных органов власти и населения.

Специальные (юридические) гарантии определяют возможность юридической защиты общих гарантий, то есть конкретные механизмы судебной и иной защиты тех прав и полномочий местных органов власти, на которые распространяются общие гарантии.

В частности, это проявляется в обязательности нормативных правовых актов местной государственной администрации. Решения районной государственной администрации, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности, а также должностными лицами, общественными объединениями и гражданами. За невыполнение актов местной государственной администрации должностные лица и граждане несут ответственность в установленном законом порядке.

Местная государственная администрация не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению органов МСУ, однако это не означает, что эти органы местной публичной власти не могут сотрудничать и/или взаимодействовать при решении вопросов, представляющих взаимный интерес. По вопросам, затрагивающим интересы территории, местный кенеш может приглашать для участия в работе сессии, на заседания постоянных комиссий представителей органов местной государственной администрации. Местные государственные администрации в свою очередь проводят консультации и согласовывают свои решения с местными кене шуми по жизненно важным вопросам развития территории.