Файл: Органы государственного управления на примере Кыргызской Республики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 779

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важная особенность новой Конституции в том, что она создает условия для развития сильной, влиятельной оппозиции в Жогорку Кенеше. Оппозиция не позволяет парламентскому большинству и Правительству злоупотреблять властью. Для этого в Конституции предусмотрены соответствующие механизмы.

Органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти в КР возглавляет Правительство. Первое правительство независимого Кыргызстана Кабинет министров, был утвержден Верховным Советом в 1991 году. Его функции, структура и компетенции регламентировались действующей тогда советской Конституцией в общем виде, а конкретная, детальна регламентация их была определена соответствующим Законом. Тем не мене, Кабинет министров был сформирован с учетом опыта стран мира, где функционируют исполнительно-распорядительные органы в условиях парламентско-президентской формы правления. Структура этого правительства состояла из 26 министерств и государственных комитетов.

В 1992 году Верховный Совет республики принял новый закон о Правительстве. Были реорганизованы все ведомства и отдельные министерства и на их базе образованы 15 министерств, 7 госкомитетов, 6 Госагентств и 5 Госинспекций. Председателем Правительства являлся Президент, а его заместителем премьер-министр. Правительству было предоставлено право решать все вопросы государственного управления, за исключением распорядительных и контрольных полномочий, отнесенных к полномочиям Президента и парламента. На уровне областей, районов и городов носителями исполнительной власти стали государственные администрации вместо исполкомов местных Советов. Исполнительную же власть в сельской местности стали осуществлять председатели сельских советов.[1]

В 1996 году структура Правительства КР реорганизовывалась дважды. Количество министерств было сокращено с 21 до 16, число государственных агентств, фондов и других центральных исполнительных органов с 14 до 7. В том же году была образована Комиссия по административной реформе в целях повышения эффективности органов исполнительной власти, устранения дублирований и параллелизма в работе министерств и ведомств, и приведения ее в соответствии с новыми социально-экономическими реалиями.

В последующие годы структура центральных органов исполнительной власти неоднократно менялась. Основные принципы деятельности, структура, полномочия и ответственность правительства определялась соответствующим Законом КР «О Правительстве». Так, было опрётелено, что в структуру Правительства КР входят министерства и государственные комитеты. Под руководством Правительства осуществляют свою деятельность административные ведомства (службы, агентства, инспекции и фонды).


Все эти годы в рамках проводимых административных реформ система исполнительной власти совершенствовалась. Эта работа проводилась в целях решения задач, определенных в следующих Указах Президента КР[2]:

  • О Национальной стратегии «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления до 2010 года (2002 г.);
  • О Стратегии реформирования системы государственного управления Кыргызской Республики (2004 г.);
  • Об оптимизации структуры государственных органов Кыргызской Республики (2005 г.);
  • О концептуальных подходах к реорганизации системы административно-территориального устройства в Кыргызской Республике (2007 г.).

Качественно новый этап в развитии системы исполнительной власти КР связан с перераспределением полномочий между ветвями государственной власти закрепленных в новой Конституции от 2010 года. В частности, Правительство формирует коалиционное большинство Жогорку Кенеша, которое определяет кандидатуру премьер-министра, представляющего программу правительства, предложения по структуре и составу правительства.

Местное государственное управление.

Наряду со структурными изменениями в системе центральных органов власти и управления КР, после приобретения независимости в 1991 году, определенные изменения претерпела и система местного или территориального государственного управления. Реформа системы местного/территориального управления была направлена на приведение ее в соответствии с новыми политическими и экономическими реалиями, децентрализацию государственного управления путем передачи полномочий от центральных государственных органов местным/территориальным государственным органам и органом местного самоуправления. Следует отметить, что все изменения в системе территориального государственного управления происходили в условиях административно-территориального устройства КР сохранившейся с советского периода: республика-область-район-город/село.

Главенствующую роль в местном государственном управлении стал играть институт местных государственных администраций, предназначенный обеспечить согласованную деятельность территориальных подразделений министерств и ведомств, и их взаимодействие с органами МСУ и осуществлять государственный контроль за их деятельностью по делегированным функциям и полномочиям.

В развитии этого института можно выделить несколько этапов. Первоначально, институт местной государственной администрации был создан в соответствии с Законом КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Республике Кыргызстан» от 4 марта 1992 года в качестве органа исполнительной власти КР на территории областей, районов и городов. Это положение получило свое правовое закрепление во втором разделе Конституции КР 1993 года, которая называлась «Местная государственная администрация».


В тот период, на территории областей и районов наряду с местными государственными администрациями, действовали также представительные органы власти областные и районные кенеши (советы) депутатов, которым местные государственные администрации были подотчетны, наряду с Президентом и Правительством.

Второй этап связан с проведенной в 1996 году конституционной реформе и изданием Указа Президента КР «О мерах по дальнейшему повышению роли и ответственности глав местных государственных администраций и местного самоуправления» от 20 марта 1996 года. Это дало возможность осуществить ряд качественных преобразований в системе территориального управления. В частности, на принципы самоуправления была переведена вся сельская местность. Кроме того, были приняты меры по повышению законности на местах путем введения института губернаторства. Указом было установлено, что губернатор области является высшим должностным лицом, ответственным за реализацию законов, указов Президента КР и постановлений Правительства.

Третий этап связан с углублением рыночных отношений в экономике, децентрализацией государственного управления и развитием МСУ на селе и переходу городов республики на принципы муниципального управления. В этих условиях возникла необходимость в одновременной корректировке принципов, формулировок, понятий и положений, касающихся как системы органов местного самоуправления, так и местных органов государственной власти. Исходя из этого, 12 января 2002 года была принята новая редакция Закона КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации», многие положения и формулировки которой действуют и в настоящее время. Принятием этого Закона названия главных государственных должностных лиц на территории области и района губернатора и акима, были узаконены.

Начиная с 2004 года выборы в областные кенеши были отменены, и губернаторы были подотчетны непосредственно Президенту КР и Правительству, выполняя больше роль их представителей в области.

В редакциях Конституций КР от 2007 года и 2010 года нормы о местной государственной администрации были оставлены в том же втором разделе с незначительными изменениями в формулировке текста.

В настоящее время территориальное государственное управление КР находится в начале нового этапа. Он связан с принятием в 2010 году новой Конституции КР, принятием в 2011 году Закона КР «О местной государственной администрации» и намеченной реформы административно-территориального устройства страны.[3]


Институт местной государственной администрации сыграл значительную роль в деле формирования и укрепления государственности КР. Главы районных и областных государственных администраций, действуя в соответствии с законами в период переходного периода от централизованной плановой и командно-административной системы управления к демократической системе управления с рыночной экономикой, сумели удержать на местах управление политическими, экономическими, социальными и другими процессами, не выпустив его из рук в сложных и трудных условиях.

Принятие новой Конституции КР на всенародном референдуме в 2010 году стал переломным в становлении государственности КР. Новая Конституция КР закрепила начало перехода Кыргызстан к парламентской форме правления и определила качественно новый облик системы государственного управления.

Согласно статье 3 новой Конституции, государственная власть в КР продолжает основываться на следующих незыблемых принципах[4]:

  • верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Жогорку Кенешем и Президентом;
  • разделения государственной власти;
  • открытости и ответственности государственных органов, органов местного самоуправления (МСУ) перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа;
  • разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления.

Таким образом, единственным источником государственной власти в КР является народ Кыргызстана. Он осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов МСУ на основе Конституции и законов КР. Непосредственное участие народа во власти осуществляется также через курултаи, народные собрания и сходы.

Государственная власть в КР осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим, и система органов государственной власти КР состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Каждый из этих видов органов власти представляет собой подсистему единой системы государственной власти и управления КР.

Принцип открытости и ответственности органов власти и управления перед народом и осуществления ими своих полномочий обеспечивает обратную связь, на основе которой власть действует в интересах народа в рамках законности и справедливости. Это также позволяет гражданам и местному населению участвовать в процессе управления делами государственного значения, касающихся их интересов.


Государственную власть в КР представляют и осуществляют: Президент КР, Жогорку Кенеш (Парламент) КР, Правительство КР, Судебные органы КР.

Президент Кыргызской Республики.

Как глава государства Президент Кыргызской Республики занимает особое место в системе органов государственной власти Кыргызской Республики.

Президент, является олицетворением единства народа и государственной власти и представляет КР как внутри страны, так и за ее пределами. Он подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Жогорку Кенеш; вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению; вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша.

Согласно Конституции КР, Президент избирается непосредственно народом. Новая Конституции КР от 2010 года значительно ограничила полномочия Президента КР, что связано с переходом к новой форме правления. Тем не менее, Президент имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти.

В ведении Президента КР находятся силовые структуры государственной власти. В частности, он назначает и освобождает от должности членов Правительства руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей. Президент с согласия Жогорку Кенеша назначает и отстраняет от должности Генерального прокурора.

Также Президент представляет Жогорку Коношу кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда по предложению Совета по отбору судей; представляет Жогорку Коношу для освобождения от должности судей Верховного суда по предложению Совета судей; назначает местных судов по предложению Совета по отбору судей; освобождает судей местных судов по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных конституционным законом.

Кроме того, Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами КР, определяет, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил КР, а также возглавляет Совет обороны, образуемый в соответствии с законом, принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности.

Особенностью новой системы государственной власти в КР является то, что Президент не имеет права законодательной инициативы, которым обладают 10 тысяч избирателей (народная инициатива), депутаты Жогорку Кенеша и Правительство.

Законодательная власть Кыргызской Республики. Высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий, является Жогорку Кенеш парламент Кыргызской Республики (ст. 70). Он состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на 5 лет по пропорциональной системе. Это постоянно действующий орган государственной власти. Он избирается непосредственно народом и подотчетен своим избирателям. В своих решениях он выражает государственную волю народа КР и придает ей общеобязательный характер. Жогорку Кенеш КР обладает широкими полномочиями.