Файл: Органы государственного управления на примере Кыргызской Республики.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 880
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Система государственного управления
1.1 Становление государственного управления в постсоветский период
1.2 Конституционные основы системы органов государственной власти
ГЛАВА 2. Исполнительная власть в системе государственного управления
2.1. Организация и деятельность Правительства
2.2 Государственные органы исполнительной власти
2.3. Организация территориального государственного управления
Парламент КР определяет структуру и состав Правительства, за исключением членов Правительства руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности, а также утверждает программу деятельности Правительства.
Жогорку Кенеш КР вносит изменения в Конституцию; принимает законы; ратифицирует и денонсирует международные договоры в порядке, определяемом законом; решает вопросы об изменении государственных границ КР; утверждает республиканский бюджет и отчет о его исполнении; решает вопросы административно-территориального устройства; издает акты об амнистии.
Исполнительная власть Кыргызской Республики. Исполнительную власть в КР осуществляют Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства и местные государственные администрации.
Правительство является высшим органом исполнительной власти КР и подотчетно Жогорку Коношу и ответственно перед ним в пределах, предусмотренных Конституцией КР. Правительство возглавляется Премьер-министром. Правительство состоит из Премьер-министра, вице-премьер-министров, министров и председателей государственных комитетов. Оно обеспечивает исполнение Конституции и законов, реализует внутреннюю и внешнюю политику государства.
Исполнительную власть на территории областей и районов осуществляют местные государственные администрации, которые подотчетны в своей деятельности Правительству.
Судебная власть Кыргызской Республики. Правосудие в КР осуществляется только судом. В предусмотренных законом случаях и порядке граждане КР имеют право участвовать в отправлении правосудия (ст. 93). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства.
Судебная власть КР устанавливается Конституцией и законами, состоит из Верховного суда и местных судов.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам. Он осуществляет пересмотр судебных актов местных судов по обращениям участников судебного процесса в порядке, определяемом законом. Акты Верховного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат.
В составе Верховного суда действует Конституционная палата. Конституционная палата Верховного суда является органом, осуществляющим конституционный контроль. Законом могут учреждаться специализированные суды.
Состав Верховного суда представляется Президентом КР по предложению Совета по отбору судей и утверждается Жогорку Кенешем. Судьи Верховного суда избираются до достижения предельного возраста.
В КР существуют и другие виды государственных органов, осуществляющие определенные функции государства. К примеру, отдельную группу государственных органы составляют прокуратура, Национальный банк, Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов. Счетная палата, Акыйкатчы (Омбудсмен) и др.
Прокуратура Кыргызской Республики. Органы прокуратуры осуществляют надзор: за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами; за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие; за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. Органы прокуратуры также осуществляют: представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом; поддержание государственного обвинения в суде; уголовное преследование должностных лиц государственных органов.
Национальный банк осуществляет надзор за банковской системой Кыргызской Республики, определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике, разрабатывает и осуществляет единую валютную политику, обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков, реализует различные формы и принципы банковского финансирования.
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов обеспечивает подготовку и проведение выборов и референдумов в Кыргызской Республике.
Счетная палата осуществляет аудит исполнения республиканского и местных бюджетов, внебюджетных средств, использования государственной и муниципальной собственности.
Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом).
Местное самоуправление в Кыргызской Республике -это самостоятельная деятельность местных сообществ в своих интересах и под свою ответственность, направленная на решение вопросов местного значения. Согласно Конституции КР органы местного самоуправления, действуя наряду с органами государственной власти, решают вопросы жизни населения аилов, поселков, городов, районов, областей, имеющие местное значение. В своей деятельности органы МСУ действуют на основе разграничения своих функций и полномочий с государственными органами.
Особую роль в реализации МСУ играет непосредственная демократия, включающая различные формы непосредственного волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление.
Эта роль определяется, прежде тем, что посредством ряда форм непосредственной демократии, таких, как выборы, собрания населения, и других, обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления. Имея это в виду, можно сказать, что в практике МСУ формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга.
Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении МСУ определяется также и тем, что некоторые ее формы (например, курултаи, собрания (сходы) и другие формы прямого волеизъявления) сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.
В соответствии со статьей 59 Конституции КР с целью учета широкого спектра общественного мнения и участия населения в решении важнейших вопросов организации его жизнедеятельности могут проводиться курултаи местных сообществ. На курултай могут выноситься вопросы социально-экономического развития территории, формирования местного бюджета, использования и развития муниципальной собственности. Решения курултая носят рекомендательный характер для соответствующего местного кенеша и рассматриваются местным кенешем и главой исполнительного органа местного самоуправления.
Нормы представительства делегатов курултая, порядок его проведения и реализации решений курултая устанавливаются уставом местного сообщества в соответствии с нормативными правовыми актами КР.
В статье 60 Конституции КР отмечается, что с целью учета мнений членов местного сообщества по вопросам, имеющим важное значение, заслушивания и обсуждения информации депутатов местного кенеша и его исполнительных органов проводятся собрания (сходы), общественные слушания с участием членов местного сообщества, проживающих на территории одной улицы, одного квартала, микрорайона или села, с принятием по ним рекомендаций.
Рекомендации собраний (сходов) рассматриваются с участием представителей (делегатов) от соответствующих собраний (сходов).
Другой важной составной частью системы МСУ являются выборные и другие органы местного самоуправлении.
К ним непосредственно относятся:
1) местные кенеши (айылные, городские, районные) представительные органы самоуправления;
2) айыл окмоту, мэрии городов исполнительные органы местного самоуправления.
Составной частью системы МСУ являются органы территориального общественного самоуправления населения. В их число входят советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, советы или комитеты улиц, кварталов, домов.
Органы территориального общественного самоуправления населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Они характеризуются территориальным признаком организации и деятельности, представительным характером, общественной формой и самоуправленческой природой.
1.2 Конституционные основы системы органов государственной власти
Президент Кыргызской Республики глава государства. Кыргызстан имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый Президент. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из ветвей власти. Согласно действующей Конституции КР Президент является главой государства и олицетворяет единство народа и государственной власти.[5]
Президент КР избирается на 6 лет гражданами КР, причем одно и то же лицо не может быть избрано Президентом дважды. Президентом может быть избран гражданин КР не моложе 35 лет и не старше 70 лет, владеющий государственным языком и проживающий в КР в совокупности не менее 15 лет. Порядок выборов Президента определяется конституционным законом. Кандидатом в Президенты может быть зарегистрировано лицо, собравшее не менее 30 тысяч подписей избирателей. Число кандидатов на пост Президента не ограничивается.
Президент КР на период осуществления своих полномочий приостанавливает свое членство в политической партии и прекращает любые действия, связанные с деятельностью политических партий.
Президент КР обладает разнообразными полномочиями. Их можно разделить на следующие виды или группы:
1. Полномочия по отношению к населению страны, гражданам, избирателям.
2. Полномочия по отношению к отдельным ветвям государственной власти.
3. Полномочия в сфере безопасности и обороны государства.
4. Полномочия в сфере внешней политики.
5. Полномочия, связанные с его нормотворчеством.
Полномочия Президента по отношению к населению страны, гражданам, избирателям:
- назначает выборы в Жогорку Кенеш и местные кенеши, в предусмотренных Конституцией случаях принимает решение о назначении досрочных выборов в Жогорку Кенеш и местные кенеши;
- награждает государственными наградами и присваивает почетные звания КР;
- присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
- решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства.
- осуществляет помилование.
Полномочия по отношению к отдельным ветвям государственной власти.
Полномочия Президента КР по отношению Жогорку Кенеша:
созывает, в необходимых случаях, внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определяет вопросы, подлежащие рассмотрению;
вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша.
В случаях отказа Жогорку Кенешем в доверии Правительству Президент в течение 5 рабочих дней принимает решение об отставке Правительства либо назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш.
Полномочия Президента КР по отношению к судебной власти:
- представляет Жогорку Коношу кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда по предложению Совета по отбору судей;
- представляет Жогорку Коношу для освобождения от должности судей Верховного суда по предложению Совета судей;
- назначает судей местных судов по предложению Совета по отбору судей;
- освобождает судей местных судов по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных конституционным законом.
По отношению к исполнительной власти Президент КР обладает полномочием назначать и освобождать от должности руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности, а также их заместителей.
Кроме этого, при выражении Жогорку Кенешем недоверия Правительству Президент вправе принять решение об отставке Правительства либо не согласиться с решением Жогорку Кенеша. В случае же если Жогорку Кенеш в течение 3 месяцев повторно примет решение о выражении недоверия Правительству, Президент отправляет Правительство в отставку.
Полномочия Президента КР по отношению к иным государственным органам:
1. Назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает его от должности с согласия не менее одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, одобренной двумя третями депутатов Жогорку Кенеша;