Файл: Органы государственного управления на примере Кыргызской Республики.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 886
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Система государственного управления
1.1 Становление государственного управления в постсоветский период
1.2 Конституционные основы системы органов государственной власти
ГЛАВА 2. Исполнительная власть в системе государственного управления
2.1. Организация и деятельность Правительства
2.2 Государственные органы исполнительной власти
2.3. Организация территориального государственного управления
Электронные обращения, поступившие на официальный электронный адрес министерства, государственного комитета, административного ведомства и Правительства, подлежат регистрации, с последующим уведомлением об этом заявителя.
В случае, если для разрешения обращения гражданина необходимо проведение специальной проверки (экспертизы), истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения жалоб могут быть в порядке исключения продлены, но не более чем на 30 дней.
Аппарат Правительства изучает и обобщает письма, заявления и жалобы граждан, поступающие в Правительство, информирует его руководство о состоянии этой работы; систематически проверяет по поручению Премьер-министра, вицепремьерминистр или Руководителя Аппарата работу отдельных министерств, государственных комитетов, административных ведомств, других органов исполнительной власти, местных государственных администраций по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан, их приему и готовит предложения об устранении выявленных в этой работе недостатков.
Аппарат Правительства КР. Важную роль в деятельности Правительства играет Аппарат Правительства. Он является государственным координирующим органом, обеспечивающим деятельность Правительства КР и Премьер-министра КР.
Задачи Аппарата Правительства обширны и включают[10]:
1) проведение мониторинга и анализа деятельности Правительства по обеспечению исполнения Конституции и законов КР по вопросам, отнесенным к деятельности Правительства;
2) обеспечение взаимодействие Правительства с Президентом КР, Жогорку Кенеш КР, Верховным судом и местными судами КР, другими государственными органами и органами МСУ по вопросам реализации полномочий Правительства, а также с гражданами и различными общественными организациями и учреждениями по вопросам, отнесенным к деятельности Правительства и органов исполнительной власти;
3) координация деятельности Правительства.
Структура Аппарата Правительства включает в себя руководство Аппарата Правительства, отделы и иные подразделения. В состав отделов могут входить секторы.
В пределах установленных компетенций сотрудники Аппарата Правительства являются его полномочными представителями в отношениях со всеми государственными и иными органами, а также гражданами.
Основные требования к оформлению документов, поступающих в Аппарат Правительства, порядок работы с документами и другие вопросы деятельности Аппарата Правительства определяются Регламентом Аппарата Правительства.
Аппарат Правительства возглавляет Руководитель Аппарата Правительства КР министр Кыргызской Республики. Он имеет заместителей, в том числе одного первого. Они осуществляют исполнительные, контрольные и распорядительные функции в пределах установленных полномочий.
Руководитель отдела Аппарата Правительства руководит деятельностью соответствующего подразделения и представляет его в отношениях с должностными лицами и руководством Аппарата Правительства, другими государственными органами и должностными лицами в соответствии с Регламентом Аппарата Правительства.
2.2 Государственные органы исполнительной власти
Правительству подчиняются и ответственны перед ним за выполнение порученных задач министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти. Структура органов исполнительной власти определяется указами Президента, решениями Жогорку Кенеш КР и Правительства. В систему органов исполнительной власти входят отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти.
Их состав достаточно разнообразен, в разное время включал министерства, государственные комитеты, службы, агентства, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти.
В начале 2016 года систему органов исполнительной власти составляли: 12 министерств, 4 государственные комитеты, 11 государственных служб, 7 государственных агентств и 2 государственные инспекции.[11]
Министерство — это «орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами Президента Кыргызской Республики, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти». Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути, многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие органы, объекты управления по определенной сфере функционального характера.
Правительство назначает и освобождает от должности заместителей министров, кроме того оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств.
Государственные комитеты предназначены для выполнения межведомственных или над ведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.
Согласно определению к этому виду органов относятся органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет председатель.
Государственные комитеты, в системе исполнительной власти на 24 июня 2020 г.
1. Государственный комитет информационных технологий и связи.
2. Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования.
3. Государственный комитет национальной безопасности.
4. Государственный комитет по делам обороны.
В систему органов исполнительной власти входят также административные ведомства государственные службы, инспекции и агентства. Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.
Государственное агентство административное ведомство, осуществляющее функции органа исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, в том числе функции по регулированию и контролю.
Государственные агентства возглавляются директорами. Государственные агентства в случаях, предусмотренных законом, могут возглавляться коллегиальным органом под руководством директора. Руководители административных ведомств назначаются на должность Премьер-министром.
Государственной служба организационная структура, создаваемая с целью обеспечения государственной политики в конкретной области управления, как правило, требующей создание уполномоченного государственного органа, имеющего специальный статус и функции.
Фонд организационная структура при Правительстве, создаваемая в целях обеспечения продовольственной безопасности, функционирования государственного материального резерва, государственной социальной поддержки Жогорку Кенеша и развития различных видов деятельно.
При Правительстве КР образовано и действуют три фонда:
1. Фонд государственных материальных резервов.
2. Фонд обязательного медицинского страхования.
3. Фонд по управлению государственным имуществом.
Две инспекции при Правительстве КР:
1. Государственная инспекция по фитосанитарной безопасности.
2. Государственная инспекция по экологической и технической безопасности.
Также в ведении Правительства КР и под его контролем действуют:
- Социальный фонд.
- Высшая аттестационная комиссия.
- Национальный институт стратегических исследований.
- Национальный энергохолдинг.
К органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы, создаваемые решением Правительства КР.
Это наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной власти. Комиссии создаются и ликвидируются, их статус часто меняется или обновляется. Тем не менее, в настоящее время число действующих комиссий достаточно велико. Эти органы призваны восполнять недостаток некоторых функций основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют комиссии Правительства КР наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения. Действуют также межведомственные комиссии, решения которых обязательны для органов, делегирующих в ее состав своих представителей.
Например:
- межведомственная комиссия при Правительстве КР по проблемам беженцев и других категорий мигрантов;
- межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при МЧС КР;
- межведомственная комиссия при Правительстве КР по переговорам о присоединении КР к Таможенному союзу Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, и Единому экономическому пространству;
- межведомственная комиссия по разработке поэтапного введения электронной визы при МИД КР и другие.
Здесь важно отметить, что такое множество комиссий свидетельствует о том, что полномочий министерств и ведомств для решения какой-либо сложной проблемы иногда не достаточно. Образование комиссии говорит об изъятии функций от министерств и ведомства и переложении их на временно действующий орган. Кроме того, сколь бы представительной ни была комиссия, ее решения не могут быть приравнены к акту органа исполнительной власти КР. Поэтому в редких случаях комиссия квалифицируется именно как «орган правительства».
Структура и деятельность министерств и ведомств. Министерства
и ведомства (государственные комитеты, службы, инспекции и агентства) в КР это самостоятельные органы исполнительной власти. Они имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение, а также подведомственные и территориальные подразделения.
Совокупность структурных подразделений соответствующего органа исполнительной власти составляет организационную структуру.
В центральном аппарате органа исполнительной власти можно выделить следующие типовые структурные подразделения:
- руководство;
- отраслевые подразделения;
- функциональные подразделения;
- вспомогательные подразделения.
Структура государственного органа исполнительной власти разрабатывается руководителем государственного органа в пределах установленной предельной численности.
Число заместителей руководителя исполнительного органа государственной власти определяется в структуре аппарата исполнительного органа государственной власти. В их числе статс-секретарь или руководитель аппарата. Они ответственны за осуществление полномочий исполнительного органа государственной власти по закрепленным функциям государственного управления или отдельным направления деятельности.
В структуре центрального аппарата государственного исполнительного органа могут быть управления, образованные по основным направлениям.
Подведомственные подразделения органа исполнительной власти создаются в случаях, когда их создание предусмотрено положением об органе исполнительной власти. Подведомственные подразделения (в статусе департамента или управления) исполнительной власти действуют на основании положений, утверждаемых руководителем органа исполнительной власти.
Руководители и заместители руководителей подведомственных подразделений органа исполнительной власти назначаются на должности и освобождаются руководителем органа исполнительной власти.
Подведомственные подразделения министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных органов исполнительной власти КР, а также государственные предприятия образуются при необходимости осуществления полномочий Правительства КР.
Подведомственные подразделения образовываются в целях эффективной организации деятельности министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных органов исполнительной власти КР и наделяются частью их функций. Подведомственные подразделения образовываются со статусом юридического лица. Они подотчетны министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам и иным органам исполнительной власти КР. Положения о подведомственных подразделениях утверждаются Правительством КР по представлению министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных органов исполнительной власти КР в случаях, предусмотренных законодательством КР.