Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и особенности эффективности менеджмента в организации
1.1. Понятие эффективности менеджмента в организации
1.2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента в организации.
Глава 2. Характеристика видов и строения эффективности менеджмента в организации
2.1. Анализ внутренней и внешней эффективности менеджмента в организации
2.2. Элементы эффективности менеджмента организации
Глава 3. Анализ эффективности менеджмента на примере ООО «Лента»
Отметим, что само осуществление деятельности должно быть своевременным, что требует выбора наиболее удачного момента для ее начала, оптимальной последовательности отдельных этапов, предотвращения неоправданных перерывов и потерь времени.
Важность учета этих обстоятельств в условиях усложнения хозяйственных процессов трудно переоценить.
Эффективно работающее предприятие предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений менеджмента, т.е. взаимосвязь их во времени и пространстве.
Обеспечение прибыльности, а значит, эффективности работы всех подразделений предприятия является главнейшей задачей менеджмента ООО «Лента». Она включает рациональную организацию производственного процесса, развитие технико-технологической базы, эффективное использование живого труда (кадров), обеспечение творческой активности работников.
Уровень прибыльности ООО «Лента» в значительной степени определяется рынком, но имеет зависимость также от рационального использования производственных ресурсов и эффективности управления. Именно прибыль является залогом стабильного функционирования предприятия. Любое предприятие находится под воздействием ситуации, складывающейся на рынке: изменяется положение конкурирующих фирм, условия и формы финансирования, соотношение спроса и предложения.
Все это определяет долю риска, которая возмещается прибылью. В этой связи на менеджмент в ООО «Лента» возлагается снизить долю риска не только в настоящем, но и в будущем периоде, поэтому менеджеры наделяются правом самостоятельности в принятии решений в изменяющейся обстановке.
Ориентация предприятия на удовлетворение рыночных потребностей в товарах и услугах предполагает многообразие видов деятельности менеджеров. Вот далеко не полный их перечень: новая техника и технология производства, обеспечение высококвалифицированными кадрами, материальное и моральное стимулирование труда, улучшение условий труда, регулирование и координация деятельности подразделений и служб, планирование деятельности по периодам, стратегическая деятельность, контроль и др. В общем, вся деятельность менеджеров сводится к выполнению общих функций управления. Своевременность и качество выполнения этих функций реализуются на рынке в виде прибыли.
Считаем, что общую эффективность деятельности ООО «Лента» необходимо рассматривать в композиции двух составляющих, которые тщательно были описаны нами во второй главе настоящего исследования:
* эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации (внешняя эффективность);
* эффективность с точки зрения использования ее внутренних возможностей (внутренняя эффективность).
Исходя из этого, можем провести определенную демаркационную линию между «сферами влияния» маркетинга как целостной системы организации и управления деятельностью предприятия, направленной на определение его рыночной политики в целях обеспечения максимального сбыта производимой продукции, и менеджмента как особого вида деятельности, превращающего неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу, которой и надлежит решать задачи, определяющие рыночную политику ООО «Лента».
Отметим, что повышение внешней эффективности должно находить свое выражение в своевременном удовлетворении запросов рынка путем предоставления потребителям нужных товаров и услуг, - это поле деятельности «классического» маркетинга.
В свою очередь, повышение внутренней эффективности - это оптимальное использование внутренних возможностей организации в целях производства высококачественных товаров и услуг по низкой себестоимости, - целиком и полностью вотчина «классического» менеджмента.
Анализ внутренней эффективности ООО «Лента» - один из сложнейших процессов для руководящего звена, что обусловлено тремя обстоятельствами.
Так, к первому обстоятельству можем отнести то, что результаты работы аппарата управления проявляются в результатах деятельности всего коллектива предприятия.
Ко второму то, что существуют определенные трудности как в оценке результатов управления, так и в учете затрат, связанных с достижением этих результатов.
И, наконец, к третьему то, что оказывает влияние временной фактор: результат может быть как сиюминутный (по оперативным решениям), так и развернутый во времени (по стратегическим решениям).
Об эффективности менеджмента в ООО «Лента» можно судить при исследовании жизненного цикла предприятия.
Исследуемое предприятие имеет определенный жизненный цикл. Это совокупность стадий, через которые организация проходит за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.
Жизненный цикл развития ООО «Лента», приведенный в Таблице (Приложение 2) содержит основные задачи менеджмента и стратегические направления деятельности предприятия.
С развитием организации развивается и её менеджмент (Приложение 3).
Отметим, что деятельность ООО «Лента» связана с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, с поиском и занятием свободной рыночной ниши.
Для любых условий функционирования, для обеспечения высокого качества товаров и услуг ООО «Лента» должно выбрать те варианты менеджмента, которые отвечают особенностям и задачам этапа жизненного цикла.
Должно быть обеспечено поддержание эффективной деятельности в настоящем и сохранение устойчивого положения на рынке в стратегическом плане.
Несвоевременная корректировка задач, целей, стратегии и, соответственно, системы управления приводит к динамическому спаду, а затем и переходу к последней стадии жизненного цикла.
Концепция жизненного цикла ООО «Лента» показывает направления диагностики эффективности его функционирования, увязывает ключевые факторы внешней и внутренней среды, в том числе и наиболее характерные симптомы кризиса в организации.
Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько менеджмент соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений.
Считаем, что диагностика изменений в ООО «Лента» должна показать характерные особенности эффективности менеджмента предприятия и направления его совершенствования с учетом стадии жизненного цикла, выявить перспективы и ключевые компетенции. Диагностика должна дать возможность сформулировать цели и ключевые задачи, последовательное достижение которых позволит организации двигаться в желаемом направлении. Среди этих целей могут быть:
- увеличение прибыли,
- повышение эффективности производства,
- рост предприятия и масштабов его деятельности,
- создание деловой репутации,
- определенное технологическое превосходство и снижение риска банкротства.
Также следует сказать об эффекте управления, выраженном системой параметров, характеризующих новое состояние производства, достигаемое в результате управленческих воздействий. Эффект управления проявляется в том, что элементы системы приведены в действие и используются в соответствии с их назначением наиболее рациональным способом.
Подводя итог, необходимо сказать о том, что эффективная система управления ООО «Лента» возможна при научном управлении. То есть это управление с правильно выбранными целями, средствами их достижения, при наилучшем использовании ресурсов, с получением наивысших результатов. Эффективная система управления организацией по определению обязана обеспечить рост эффективности функционирования объекта управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог нашему исследованию, можем сделать ряд выводов.
Под эффективностью менеджмента большинство современных автором предлагают понимать, сложную многогранную категорию, которая отражает характерные особенности экономических, социальных, организационных и иных явлений.
Эффективность в менеджменте – это сложное, многогранное понятие. В самом общем смысле эффективность подразумевает то, что процесс управления организацией от постановки целей до получения конечной продукции и ее сбыта должен осуществляться с низкими издержками и большой результативностью.
В любой организации эффективность менеджмента включает в себя следующие элементы: экономическую, социальную, социально-экономическую и экологическую эффективность.
Внешняя эффективность менеджмента в организации определяется в соответствии со следующими факторами, к которым относят:
1. степень достижения целей предприятия,
2. соответствие предприятия требованиям внешней среды,
3. степень использования возможностей, которые предоставляет внешняя среда .
В свою очередь, внутренняя эффективность представляет собой определенного рода экономичность, характеризующуюся способностью оптимального использования имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Этот тип эффективности показывает степень использования элементов внутренней среды предприятия, включая производственные, финансовые, кадровые и другие возможности.
Отметим, что на сегодняшний день организационную структуру предприятия невозможно отнести к какой-либо конкретной категории. Так, в организационной структуре описываемой организации преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, и эти решения строго обязательны для нижних уровней, однако, между руководителями высшего и среднего звена присутствуют и горизонтальные связи.
Данный вид структуры не отвечает современным требованиям, предъявляемым к организационным структурам. С развитием информационного общества и повышением конкуренции все большее число организаций переходит на процессную структуру, которая позволяет сделать организацию более гибкой и управляемой.
На последнем собрании руководства компании был поставлен вопрос об необходимости изменения организационной структуры на более современный и гибкий, потому что уровень конкуренции и предприятия является вполне высоким .
Несмотря на то, что ООО «Лента» постоянно внедряет современные технологии производства и складирования, обновляет ассортимент продукции, предоставляет гибкую накопительную систему скидок, поддерживать конкурентоспособность предприятия достаточно сложно.
Подводя итог, необходимо сказать о том, что эффективная система управления ООО «Лента» возможна при научном управлении. То есть это управление с правильно выбранными целями, средствами их достижения, при наилучшем использовании ресурсов, с получением наивысших результатов. Эффективная система управления организацией по определению обязана обеспечить рост эффективности функционирования объекта управления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Официальные документы и нормативные акты:
- Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] / Российская Федерация. Конституция (1993) // Справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
- Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) Об обществах с ограниченной ответственностью // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785.
II. Учебная литература, диссертации, научные статьи:
- Акмаева Р.И. О концепции эффективного менеджмента //Российское предпринимательство. – 2010. – № 2 – С. 42.
- Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2014. – 275 с.
- Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2013. – 320 с.
- Воробьев Е.С. Оценка эффективности управления персоналом предприятий розничной торговли: автореф. дис. ... канд.юрид. наук. – Екатеринбург, 2012.
- Гришкевич С.В. Стратегия эффективного менеджмента организаций в области образовательных услуг: автореф. дис. ... канд.юрид. наук. – Москва, 2011.
- Демина Ю.В. Эффективность менеджмента и пути ее повышения // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – №6 – С. 74.
- Зимовин В.А. Системный подход в оценке эффективности управления фирмой// Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – №10 – С. 42.
- Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2013. - 375 c.
- Исмаилов Ф.Ф. Эффективность менеджмента организации: автореф. дис. ... канд.юрид. наук. – Воронеж, 2017.
- Карамулдина А.А. Эффективность управления: как ее измерить, оценить и достичь // Вестник Калмыцкого университета. – 2014. – №1 – С. 20.
- Кочетков В.В. Показатели оценки эффективности управления // Управление экономическими системами. – 2017. – №6 – С. 74.
- Лафта Д.К. Современная концепция эффективности менеджмента организации: автореф. дис. ... канд.юрид. наук. – Москва, 2015.
- Малюк В.И. Проблемы оценки эффективности управления предприятием //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – 2015. – №11 – С. 31.
- Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций: учебник / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 c.
- Мычка С.Ю. Эффективность управления предприятием – ключевая задача менеджеров // Территория науки. – 2016. – №10 – С. 13.
- Носырев М.А. Механизм повышения эффективности менеджмента: на примере Каширского завода ООО «Пепсико Холдингз»: автореф. дис. ... канд.юрид. наук. – Москва, 2015.
- Огвоздин В.Ю. Структура и принципы менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – №12 – С. 40.
- Орлова К.В. Эффективность механизма управления // Актуальные проблемы менеджмента. – 2017. – №1 – С. 43.
- Пафнутова Е.Г. Мониторинг как элемент эффективного управления // Управленческие науки в современном мире. – 2015. – №11 – С. 74.
- Поздняков Н.А. Стратегия эффективного менеджмента организаций в области образовательных услуг: автореф. дис. ... канд.юрид. наук. – Москва, 2014.
- Попов В.В. Эффективность менеджмента организации // Менеджмент и трудовые отношения. – 2016. – №7 – С. 40.
- Разумов А.В. Методы оценки эффективного управления персоналом предприятия // Вестник ТГТУ. – 2014. – №6 – С. 164.
- Рогозин В.В. Эффективность управления: как ее измерить, оценить и достичь // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – №10 – С. 13.
- Соклакова И.В. Особенности оценки эффективности менеджмента в современных организациях // Управление. – 2015. – №9 – С. 24.
- Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Вильямс, 2013. - 928 c.
- Уразманов И.В. Критерии оценки эффективности менеджмента // Вестник Восточно-Европейского института. – 2017. – №1 – С. 251.