Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и особенности эффективности менеджмента в организации
1.1. Понятие эффективности менеджмента в организации
1.2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента в организации.
Глава 2. Характеристика видов и строения эффективности менеджмента в организации
2.1. Анализ внутренней и внешней эффективности менеджмента в организации
2.2. Элементы эффективности менеджмента организации
Глава 3. Анализ эффективности менеджмента на примере ООО «Лента»
Так, каждая организация, каждый субъект управления имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность (Приложение 1).
Помимо прочего, эффективность менеджмента зависит от активности субъекта управления[20]. Эта активность складывается из двух типов факторов – структурных и активизирующих.
Первые требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Они характеризуют область технических навыков.
Вторые характеризуют процесс управления людьми, умение налаживать межличностные отношения. Отметим, что владение этими факторами требует творческого подхода, знаний в области человеческого поведения, интуиции[21].
По итогу, предлагает отметить, что каждый из указанных нами факторов может воздействовать на систему управления в организации как самостоятельно, так и в совокупности с иными. В ситуации совместного положительного воздействия, происходит обеспечение существенного роста результативности менеджмента, так и обратно. Менеджеры обязуются планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности менеджмента в организации должен быть объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.
Глава 2. Характеристика видов и строения эффективности менеджмента в организации
2.1. Анализ внутренней и внешней эффективности менеджмента в организации
Продолжая говорить об эффективности менеджмента, отметим, что она характеризуется определенного вида результативностью управленческой деятельности, при этом основная особенность менеджмента заключается в том, что управленческий труд непосредственно не создает материальную ценность, а лишь участвует в создании благ посредством организации труда других лиц. По этой причине результаты труда управленцев могут быть воплощены в результате труда возглавляемых групп и компании в целом[22].
Отметим, что основной целью организации является то, чтобы достигнуть максимум производственной деятельности при минимуме издержек[23]. В этой связи приходим к тому, что эффективность менеджмента в организации проявляется в производственной эффективности.
Следует считать оптимальным, что эффективность менеджмента в организации определяет то, в какой степени менеджерами реализуются цели компании, достигнуты ли высокие результаты производства с осуществлением минимальных затрат[24].
Добавим, что в методологии оценки эффективности управления используется также система показателей, позволяющих определить степень достижения поставленных целей управления за счет производительности труда, формирования и обеспечения качества трудовой жизни.
Так, в различного рода системах открытого типа измерение эффективности производится с учетом факторов внешней среды. Главное внимание при оценке уделяется способности предприятия привлекать и экономично использовать ресурсы, быстро реагировать на изменения во внешней среде и гибко адаптироваться к условиям этих изменений.
Важно сказать о том, что эффективность управления предприятия зависит от эффективности труда руководителя, а основным главным критерием оценки выступают сами результаты труда коллектива во всей его совокупности, а также каждого из его членов по отдельности[25]. Они измеряются разными показателями, на которые происходит влияние технических, организационных, экономических решений. Действия этих решений наиболее эффективные тогда, когда они одновременно формируют положительные отношения работников к труду, развивают товарищескую взаимопомощь, сплоченность коллектива, повышают удовлетворенность трудом и улучшают социально-психологический климат. Таким образом, эффективность труда руководителя оценивается социально-психологическими и производственно-экономическими показателями[26].
Отметим, что в процессе построения системы менеджмента предприятия значимое место занимает оценка внутренней эффективности процессов управления, которая показывает, каким образом удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике целей предприятия и отдельных групп. Наиболее важными считаются цели увеличения объема продаж, прибыли, доли рынка и обеспечение конкурентных преимуществ. Рассмотрим все это на двух видах эффективности менеджмента в организации – внутренней и внешней эффективности[27].
Так, первая в полной мере зависит от уровня совокупной производительности труда. Кроме того, повышение индивидуальной производительности труда должно обеспечиваться действующим на предприятии механизмом мотивации. Добавим, что рост производительности всей производственной системы зависит от использования методов научной организации труда, степени технического оснащения производства, рациональности использования ресурсов и эффективности методов управления.
Следует считать оптимальным тот факт, что с учетом двойственной природы производительности система управления должна строиться на основе эффективной мотивации труда при рациональном сочетании горизонтального и вертикального его разделения и на основе используемых производственных и информационных технологий[28]. Следовательно, эффективность управления персоналом и уровня эффективности управления организационно-техническими элементами производственной системы.
Следует признать, что в стратегическом анализе показатель производительности труда важен как составляющий при определении уровня затрат на единицу продукции[29]. Так как в общем понимании эффективность отражает результативность управления производством, то для получения прибыли стоимость продукции должна превышать затраты на ее изготовление. Следовательно, в эффективном производстве соотношение данных показателей должно быть больше или равно единице, то есть эффективность достижения целей управления определяется понятием «эффективность затрат»[30]. В этой связи считаем целесообразным чтобы для всех подразделений предприятия была разработана единая процедура определения производительности и эффективности.
Помимо прочего, важнейшими механизмами управления эффективностью деятельности являются процессы мотивации работников и обратные связи, с помощью которых происходит приспособление предприятия к меняющимся условиям[31]. В этих процессах активно участвуют не только менеджеры, но и все заинтересованные группы как внешние (потенциальные инвесторы, кредиторы, потребители и поставщики), так и внутренние (рабочие, профсоюзы и неформальные группы).
Кратко подводя итоги, приходим к тому, что внешняя эффективность определяется в соответствии со следующими факторами, к которым относят:
- степень достижения целей предприятия,
- соответствие предприятия требованиям внешней среды,
- степень использования возможностей, которые предоставляет внешняя среда[32].
В свою очередь, внутренняя представляет собой определенного рода экономичность, характеризующуюся способностью оптимального использованияимеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Этот тип эффективности показывает степень использования элементов внутренней среды предприятия, включая производственные, финансовые, кадровые и другие возможности.
2.2. Элементы эффективности менеджмента организации
В любой организации эффективность менеджмента включает в себя следующие элементы: экономическую, социальную, социально-экономическую и экологическую эффективность[33].
Предлагаем рассмотреть каждый элемент более углубленно. Так, первая, экономическая эффективность направлена на отражение количественной формы, измеряясь в стоимостных или натуральных показателях[34]. Вторая, социальная эффективность характеризует рост удовлетворенности потребностей персонала.
Так как организация – это элемент окружающего мира, то она несет ответственность перед обществом. Современные ученые отмечают, что наиболее ярко воздействие экономической эффективности на социальную среду проявляется в градообразующих предприятиях[35].
Считаем, что современным компаниям необходимо стремиться к росту не только лишь экономической эффективности менеджмента, но и социальной эффективности, потому что на практике эти два элемента имеют тесную связь между собой.
В этой связи необходимо поговорить о социально – экономической эффективности, которая обладает комплексной природой, сочетая в себе экономическую выгоду и социальный результат[36]. Так, например, улучшая экономическую обстановку на предприятии, лучше становится и социальная удовлетворенность. И, наоборот, при росте социальной удовлетворенности происходит увеличение экономической эффективности[37].
Следует отметить, что главной причиной, которая препятствует полному удовлетворению различных потребностей общества – это ограниченность ресурсов.
Добавим, что успех в развитии абсолютно каждого предприятия зависит от обоснованности методов оценки эффективности управленческих решений.
Продолжая разговор, отметим, что экономическая эффективность в научном сообществе признается учеными как одна из важнейших целей общества вместе с экономическим ростом, а также стабильным уровнем цен и экономической свободой. В этой связи авторы трактуют данную категорию как: «отношение между затратами редких ресурсов и производимым в результате их использования объемом товара или услуги[38]».
Как мы видим, экономическая эффективность – это особого рода соотношение материальных, трудовых, финансовых ресурсов и полученных результатов.
Предлагаем выделить категории:
- результаты (произведенная продукция или услуги, рост сети предприятий, расширение ассортимента, повышение качества, рост товарооборота, повышение уровня автоматизации и механизации);
- затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов (все производительные затраты труда, используемые сырье и материалы, топливно-энергетические ресурсы, земельные участки, здания и сооружения, инструменты, оборудование и инвентарь)[39].
Помимо классических факторов производства — труда, капитала и материальных ресурсов — на эффективность хозяйственной деятельности все большее влияние оказывают инновационные факторы.
Критерием эффективности в данном случае выступает максимальное превышение экономических результатов над затратами ресурсов или как минимум затрат на выполнение заданного объема работ[40].
Показателями эффективности являются срок окупаемости капитальных вложений, годовой и интегральный экономическим эффектом и т.д[41].
Также показатели можно поделить на основные и дополнительные. Так, к первым мы отнесем те, что отражают все виды затрат и результатов, а также предназначены для выбора оптимальных управленческих решений[42].
Ко вторым предлагает относить такие, которые характеризуют отдельные виды затрат и результатов[43].
Перейдем к социальной эффективности менеджмента в организации, которая проявляется в улучшении условий труда и быта работников[44].
Отметим, что повышение социальной эффективности имеет тесную связь с дополнительными расходами на персонал (затраты на повышение уровня техники безопасности, затраты на обучение и развитие персонала, а также дополнительные расходы на социальное обслуживание).
Добавим, что дополнительные затраты на персонал вызывают ответную реакцию — повышение производительности труда, улучшение качества продукции, творческое отношение к работе.
Продолжая разговор о социальной эффективности менеджмента, отметим, что она получила свое выражение в концепции человеческого капитала, которая базируется на следующих постулатах:
• человеческий капитал становится достоянием организации с момента найма работников на работу;