Файл: Эффективность менеджмента организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Как известно, деятельность менеджера заключается в руководстве людьми (управлении), которое имеет направленность на достижение определенных целей. Если такая управленческая деятельность достигает поставленные задачи, а также обеспечивает реализацию поставленных целей на основе оптимального использования имеющихся ресурсов – то такая деятельность именуется эффективной.

Говоря другими словами, эффективность показывает то, в какой мере управляющий орган производит реализацию целей, и в этой связи проблема эффективности управления является составной частью экономики управления, а также частью эффективности производства. Именно поэтому оценка эффективности менеджмента будет являться основой при стратегическом и оперативном планировании организации. Приходим к тому, что на сегодняшний день актуальным и важным является комплексное и планомерное исследование эффективности менеджмента в организации.

Степень научной разработанности. Достаточно большая многогранность исследуемой темы предопределила необходимость обращения к трудам ученых, исследовавших данный вопрос на протяжении годов и столетий.

В представленной курсовой работе опора на труды отечественных ученых-правоведов, рассматривающих вопросы эффективности менеджмента в организации.

В частности, анализ исследований посвященных данной теме курсовой работы таких авторов как: Акмаева Р.И., Андреев В.И., Балашов А.П., Веснин В.Р., Воробьев Е.С., Гришкевич С.В., Демина Ю.В., Зимовин В.А., Зуб А.Т., Исмаилов Ф.Ф., Карамулдина А.А., Кочетков В.В., Лафта Д.К., Малюк В.И., Маркова В.Д., Мычка С.Ю., Носырев М.А., Огвоздин В.Ю., Орлова К.В., Пафнутова Е.Г.,Поздняков Н.А., Попов В.В., Разумов А.В., Рогозин В.В., Соклакова И.В., Томпсон А.А.,Уразманов И.В.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере эффективности менеджмента организации.

Предмет исследования – институт эффективности менеджмента организации в системе управления.

Целью работы является выявление особенностей эффективности менеджмента организации.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- дать понятие эффективности менеджмента в организации;

- охарактеризовать факторы, влияющие на эффективность менеджмента в организации;

- проанализировать внутреннюю и внешнюю эффективность менеджмента в организации;

- определить элементы эффективности менеджмента организации.


Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы. К таким методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод. Также автором были использованы метод историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и некоторые другие.

Структура и объем курсовой работы соответствует целям и задачам.

Настоящая курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Понятие и особенности эффективности менеджмента в организации

1.1. Понятие эффективности менеджмента в организации

Осуществление и совершенствование управления организацией вызывают необходимость определения результативности данной деятельности. В этой связи встает вопрос о том, что же такое эффективность менеджмента?

Так, какую бы деятельность ни осуществлял человек, он всегда стремится выполнять рационально и эффективно. Рационализм предполагает поиск наиболее удобных и производительных методов выполнения работы, эффективность - наилучший результат, сопоставимый с затратами усилий или ресурсов на достижение этого результата[1].

В данном случае закономерен вопрос, насколько ваша организация экономична (цена которую пришлось заплатить за полученный результат) или выгодна, одним словом во сколько раз результат больше затрат[2]?

Однако часто главным бывает не то, во сколько раз результат больше затрат, а является ли он более ценным. Так как на сегодняшний день в условиях рыночной экономики во главу угла встают вопросы конкурентоспособности, то вы как руководитель должны заботиться о производительности, возрастания роли управления и общественной значимости. В связи с этим, вам нужно научиться оценивать уровень управления, возможности организации и перед вами всегда будет стоять задача выбора наиболее выгодного варианта управления[3].


Соотношение результатов и затрат это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:

Э = Р/З,

где Р - результат функционирования системы управления (результирующая составляющая), З - затраты на управленческую деятельность или объем использованных ресурсов (затратная составляющая)[4].

Под эффективностью менеджмента большинство современных автором предлагают понимать, сложную многогранную категорию, которая отражает характерные особенности экономических, социальных, организационных и иных явлений[5].

Эффективность управления, как социально-экономическая категория, - это результативность данной деятельности, степень рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления - отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса[6]

Эффективность можно различать как потенциальную и реальную[7]. Так, первая эффективность оценивается предварительно, а вторая определяется полученными на практике результатами. Кроме того, эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая в будущем[8].

В достижении высокой эффективности менеджмента большую роль играют характеристики системы, механизма и процесса (технологии) менеджмента. Однако, эффективность менеджмента всегда изменчива и определяется не только внутренними факторами, но и внешними - состоянием экономики, конкуренцией, социально политической обстановки и др. При этом внешняя и внутренняя эффективность менеджмента должны быть сбалансированы. Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента. 

Предлагаем перечистить основные из них:

· приоритеты человеческого фактора - мотивированная деятельность, профессионализм;

· принципы критических факторов - учет фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;

· основные принципы ориентирования - управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др[9]


В чем же состоит проблематика оценки эффективности менеджмента? Согласно мнению отечественного ученого – К.В. Орловой «В первую очередь это связано с тем, что результат может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (отдаленным). Во-вторых, результат может принести социально-экономический, социально-психологический и социально-организационный эффект. В-третьих, мы можем получить исключительно экономический, производственный эффект. Социальный и экономический эффект находятся в постоянном противоречии. Рост социального эффекта может вызывать снижение экономического эффекта и наоборот[10]». 

Подводя предварительный итог, приходим к тому, что эффективность в менеджменте – это сложное, многогранное понятие. В самом общем смысле эффективность подразумевает то, что процесс управления организацией от постановки целей до получения конечной продукции и ее сбыта должен осуществляться с низкими издержками и большой результативностью.

1.2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента в организации.

Для обеспечения эффективности менеджмента необходимо учитывать все влияния на ее же факторы. Но это можно сделать только тогда, когда эти факторы систематизированы и выделены основные и определяющие.

В этой связи зададимся вопросом, так что же такое фактор и по каким признакам можно его классифицировать?

Так, по мнению И.В. Уразманова: «фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении[11]». Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам: 

1. по продолжительности влияния;

2. по характеру влияния;

3. по степени формализации;

4. в зависимости от масштаба влияния;

5. по содержанию;

6. по форме влияния[12].

Предлагаем рассмотреть более тщательно основные факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента.

По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.)[13].


Исходя из критерия характера влияния, принято различать интенсивные и экстенсивные[14]. Так, первые направлены на то, чтобы обеспечить повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Экстенсивные, в свою очередь, направлены на привлечение дополнительных ресурсов - увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д[15].

Исходя из степени формализации, можно выделить - количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы[16].

От масштаба влияния можно выделить:

· народно-хозяйственные;

· отраслевые;

· на уровне организаций;

· на уровне подразделений. 

Исходя из критерия содержания принято различать:

· научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда);

· организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина);

· экономические (система материального поощрения и материальной ответственности);

· социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения);

· технические;

· физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др[17].

Опираясь на критерий формы влияния – принято различать факторы на прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Прямые оказывают непосредственное влияние на эффективность управленческого труда, а косвенные - опосредованно[18].

К числу факторов, влияющих на эффективность менеджмента, относят величину организации и количество ее сотрудников, а также особенности производственной деятельности. Среди этих факторов:

  • потенциал сотрудников, их способность выполнять работу;
  • средства производства;
  • культура организации;
  • социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом[19].

Следует признать оптимальным, что все вышеуказанное предполагает использование современных информационных и управленческих технологий, максимальную автоматизацию и компьютеризацию деловых процессов, активное участие сотрудников организации в управлении, формирование надежных коммуникаций, заинтересованности всех участников в результатах управления.