Файл: готовые шпоры Кирто.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2019

Просмотров: 726

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Направляющие движения должны обладать большой износостойкостью. Станины в зависимости от их конструкции и размеров изготовляют литые из чугуна СЧ21-40, СЧ35-56, СЧ32-52, СЧ38-60, и сварные -- из стали марок Ст. 3 или Ст. 4. Сварные станины легче литых, но жесткость их ниже.

Материал для изготовления направляющих скольжения (рис. 3.3) -- серый чугун. Он используется в тех случаях, когда направляющие изготовляют как одно целое со станиной. Износостойкость направляющих повышают поверхностной закалкой с твердостью HRC3 42-56.

Стальные направляющие выполняют накладными, обычно закаленными с твердостью HRC3 58-63. Чаще всего используют сталь 40Х с закалкой ТВЧ, пали 15Х и 20Х с последующей цементацией и закалкой.

Надежная работа направляющих зависит от защитных устройств, предохраняющих рабочие поверхности от попадания на них пыли, стружки, грязи. Защитные устройства изготовляют из различных материалов, в том числе полимерных.

59 Расчет гидродинамического подшипника

1 Предусматривать ограждения вращающихся и движущихся частей, расположенных вне корпусов станков.

2. Предусматривать устройства, защищающие рабочего от стружки, абразивной пыли и смазочно-охлаждающей жидко­сти (СОЖ).

3. Автоматизировать работу станка (цикл работы, контроль размеров обрабатываемых деталей, удаление стружки, смазку, подачу охлаждающей жидкости).

4. Предусматривать рациональную систему управления стан­ком (автоматизацию управления, дистанционное управление, программное управление, правильное устройство и рациональ­ное расположение органов управления, надежную фиксацию рукояток управления и т. д.).

5. Снабжать станки тормозными устройствами (лучше авто­матизированными).

6. Промежутки между подвижными частями станка делать не менее: 30 мм — в тех местах, куда может попасть палец рабо­чего; 120 мм — где может попасть рука; 350 мм — где есть опас­ность попадания головы или корпуса рабочего.

7. Снижать до минимума шум станка. Длительное действие шума на человека истощает нервную систему, вызывает замед­ление психических реакций, понижает внимание, вызывает нару­шение регулирования кровяного давления, повышает травматизм и приводит к снижению производительности труда.

8. Предусматривать местное освещение и рационально рас­полагать источники света так, чтобы они освещали зону обработки детали и ее контроля, лимбы..

9. Предусматривать соответствующий цвет для окрашивания станка и цвет фона для выделения обрабатываемой детали.

10. Предусматривать предохранительные устройства: ограни­чители хода, предохранители от чрезмерных напряжений, устройства, предотвращающие самопроизвольное опускание шпинделей, поперечин и др. (обычно массу противовеса принимают равной 90—95% массы подвижного элемента), блокировочные устройства, сигнализацию (световую, звуковую, различные указатели и др.).

11. Предусматривать местную вентиляцию, особенно для шли­фовальных, заточных и полировальных станков.

12. Обеспечивать надежное закрепление инструмента и обрабатываемой детали.

13. Предусматривать хороший отвод и сбор стружки и охлаж­дающей жидкости.

14. Исключать возможность случайного включения пусковых кнопок и рукояток.

15. Обеспечивать надежное заземление станка.

16. Обеспечивать удобное подвешивание и устойчивое поло­жение тяжелых деталей, узлов и станка в целом при переносе их краном во время сборки и установки.

17. Обеспечивать простоту и легкость обслуживания и ре­монта станка.

46 Технологичность деталей и узлов МРС



Для повышения технологичности деталей, обрабатываемых на. металлорежущих станках, необходимо:

а) применять заготовки, близкие по форме и размерам к го­товой детали;

б) сокращать число и размеры обрабатываемых поверхностей;

в) обеспечивать достаточную жесткость заготовок и удобные базы для установки и закрепления их при обработке и транспор­тировке;


г) предусматривать легкий доступ ко всем поверхностям при обработке и контроле;

д) обеспечивать обработку на проход и удобство входа и выхода инструмента;

е) четко разграничивать места обработки на различных опе­рациях;

ж) предусматривать обработку стандартным инструментом (лучше если одновременно нескольких деталей);

з) унифицировать детали и их элементы;

и) располагать плоские поверхности параллельно или пер­пендикулярно друг к другу так, чтобы с одной установки обра­батывались поверхности, связанные условиями параллельности, перпендикулярности и т. п.;

к) упрощать формы поверхностей, для этого сложные детали расчленять на простые с последующим соединением их;

л) совмещать конструктивные и технологические базы;

м) создавать условия для безударного съема материала при обработке, устраняя окна и отверстия, прерывающие обрабаты­ваемые поверхности;

н) рационально назначать допуски и требуемую шерохова­тость поверхности;

о) правильно проставлять размеры на чертежах.

47 Патентоспособность и патентная чистота станков

Патентоспособными являются такие станки или их части, которые могут быть признаны изобретениями в одной или несколь­ких странах.

Патенточистыми в отношении какой-либо страпы являются папки или их части, которые не подпадают под действие патен­та на изобретения и свидетельств (патентована промышленные образцы и товарные знаки, выданных патентными ведомствами •той страны и обеспечивающих их владельцам исключительное право па использование зарегистрированного в данной стране изобретения, промышленного образца или товарного знака.

Промышленным образцом (промышленным рисунком, моделью) признается новое, пригодное к осуществлению промышленным способом, художественное решение станка, в котором достигается единство его технических и эстетических качеств. Промышлен­ный образец должен отвечать требованиям полезности, а не только иметь новую форму. Если же художественное решение станка не будет соответствовать указанным условиям, то такое решение не может рассматриваться как промышленный образец. Это об­стоятельство будет содействовать появлению технически совер­шенных и высокохудожественных металлорежущих станков.

Товарный знак представляет собой оригинально оформленное художественное изображение (оригинальные названия и слова, рисунки, цифры и т. п.), служащее для отличия продукции од­ного предприятия от продукции другого и для их рекламы. То­варный знак должен быть композиционно связан с продукцией, лаконичен и прост.

Проверка патентной чистоты проводится в случаях: поставки станков па экспорт; передачи советскими организациями техни­ческой документации за границу в связи с оказанием технической помощи; продажи лицензий на советские научно-технические достижения иностранным фирмам; направлении экспонатов на ярмарки и выставки, если экспонируемые станки предполагается продавать иностранным фирмам; разработки новых и усовершен­ствовании существующих станков или их частей.


Для обеспечения патентной чистоты и патентоспособности новых станков необходимо:

а) знать патентные законы стран, в которые намечается по­ставка станков или передача технической документации;

б) изучать описание советских и иностранных изобретений, что сократит время и средства на поиски уже известных решений и позволит создавать станки, соответствующие уровню развития мировой техники;

в) изучать фонды свидетельств и патентов на промышленные образцы, опубликованные в официальных бюллетенях патент­ных ведомств различных стран мира;

г) проверять патентную чистоту отдельных узлов и элементов станков по действующим патентным фондам страны, куда наме­чается их поставка или передача на них технической докумен­тации;

д) принимать меры для патентования за границей оригиналь­ных конструкций и их элементов, а также против преждевремен­ного опубликования изобретений в литературе.

























48 Эстетическое совершенствование станков

Формы стан­ков, их внешний вид непрерывно меняются и совершенствуются.

Показателем художественного качества станка, как и любого другого изделия, являются соответствие его формы требованиям ряда факторов, влияющих на ее образование. Такими факторами являются:

а) по назначению, кинематика, размеры и схемы компоновки станка;

б) удобство эксплуатации станка, взаимодействие человека п станка;

в) согласованность формы станка с окружающей средой;

г) стандартизация и унификация узлов п деталей станка;

д) материал по технологичность формы станка;

е) возможности и условия производства станков на заводе- изготовителе;

ж) пропорциональность, пластичность 1 и цветовое решение;

з) тенденции в образовании форм станков;

и) экономичность формы станка.

Все эти факторы взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому при проектировании следует тщательно анализировать принятое решение, но пренебрегая одним из них. Важным фактором, влияющим на форму станка, является взаимодействие человека и станка. Чтобы создать удобный в работе станок и обеспечить безопасность труда, надо знать психофизиологические особенности человека и только потом, с учетом этих особенностей, разрабаты­вать конструкции. При таком подходе человек и станок рассмат­риваются как одна единая система. Можно считать станок опти­мальным, если его технические параметры и конструкции соответ­ствуют психофизиологическим возможностям человека. Ведь ста­нок предназначается для человека, человек пользуется станком. У человека в работе участвуют мозг, зрение, слух, мускулы, ося­зание, нервы. Поэтому при проектировании станков и создании надлежащей окружающей среды надо учитывать это и стремиться освобождать станочника от лишнего утомления. Психические способности человека проявляются тем полнее, чем меньше его общее физическое утомление.






































49 Уменьшение износа деталей мрс конструктивными и технологическими мероприятиями

1.Тщательный подбор материалов деталей в соответствии с требованиями технической документации и контроль их качества для своевременного обнаружения скрытых дефектов или несоответствия физико-механических свойств требуемым свойствам.

2.Упрочнение деталей и их рабочих поверхностей термической, химико-термической обработкой и поверхностным пластическим деформированием.

3.Повышение износостойкости и коррозионностойкости деталей нанесением покрытий.

4.Строгое соблюдение и совершенствование технологии производства.

5.Повышение требований к точности основных размеров деталей и к качеству их поверхности.

6.Применение автоматизированных станков с программным управлением, обеспечивающих высокую точность и стабильность характеристик качества изделий, для изготовления деталей машин.

7.Входной, текущий и выходной контроль качества изготовления деталей, введение системы бездефектного изготовления продукции.

8.Введение автоматизированной системы управления производством. Значительное повышение надежности машин может быть достигнуто повышением прочностных характеристик материалов с помощью механической, термической или химико-термической обработки деталей. Для улучшения прочностных характеристик стальных деталей необходимо проводить их термическую обработку: цементацию, цианирование, нитроцементацию, азотирование. Проведение термической и химико-термической обработки деталей имеет исключительно важное значение для повышения их долговечности.



50 Уменьшение влияния износа на работоспособность машин

На работоспособность и производительность машин в большей степени влияет неравномерный износ деталей, так как равномерный износ обычно легко компенсировать. Следовательно, очень важно компенсировать износ увеличением износостойкости той детали из пары, которая снашивается скачкообразно и неравномерно. Добиться этого можно путем придания участку изнашиваемой детали повышенной твердости. В частности, существенно важнее повышать износостойкость направляющих станин, чем салазок (или ходовых винтов, чем гаек). Выравнивание износа в ходовых винтах достигается применением на наиболее изнашиваемых участках закаленных вставок (рис. 1, а). В подшипниках это достигается применением обратных пар, т. е. ставить на шейках втулки из антифрикционных материалов и стальные закаленные вкладыши (рис. 1, б).Важно направлять вектор износа в ту сторону, которая не влияет на работоспособность, в частности для станочного оборудования — на точность обработки. Например, для направляющих токарных станков (рис. 1, в, г, д) следует так выбирать оптимальные углы наклона и ширины граней, чтобы в результате их износа смещение резца по нормали к поверхности обработки было минимальным; для шлицевых сцеплений зубчатых колес желательно располагать ступицы на колесах по возможности зеркально по отношению к венцам шестерен, дабы избежать перекоса зубьев. Поврежденным граням необходимо придавать форму, свойственную изношенным деталям, которая в меньшей степени искажается при износе (например, профиль передач М. Л. Новикова, рис. 1, е).Эффективно перемещать силы, воздействующие на износ, равномерно по детали или поверхности, чтобы эти силы не влияли на точность узла или машины (рис. 1, ж, з, и). Сюда относится эксплуатация в токарно-винторезных станках ходовых винтов только для резки резьбы и обтачивание с помощью ходовых валиков. В шпиндельных блоках многошпиндельных токарных автоматов предотвращается износ основных направляющих введением специальных опор качения для поворота. В некоторых прецизионных зуборезных станках в целях сохранения точности делительной пары предусматривается отдельный привод ускоренного движения для выверки положения заготовки. В направляющих в ряде случаев оказывается возможным и эффективным переносить износ на поверхности регулировочных клиньев и сопряженные с ними путем нагружения их основными силами. При этом точное направление обеспечивается постоянным поджатием к основным мало изнашиваемым поверхностям.Для механизмов, работающих с неминуемым износом, предусматривают восполнение или самокомпенсацию износа (компенсируется постоянная составляющая износа). Компенсация износа совмещается с регулированием зазора. В подавляющем большинстве случаев при регулировании используется кинематика клинового механизма. Самокомпенсация износа достигается: собственным весом (например, в V-образных и треугольных направляющих), исходным деформированием системы (подшипники качения с предварительным натягом), сжатием пружин (особо быстроходные подшипники качения, имеющие быстрый темп износа), самонатяжением системы (фрикционные передачи, подшипники скольжения с несколькими масляными клиньями по окружности). Сюда же можно отнести применение электромагнитных муфт с магнитопроводящими дисками.





51 стр 222





















53.стр 228























55.184









































56. стр 177





























57.











































59 Расчет гидродинамического подшипника

Условие обеспечения жидкостного трения:

h≥1,1(Rz1+Rz2+y)

  • где h - толщина слоя смазки

  • Rz1 шероховатость детали 1

  • Rz2 шероховатость детали 2

  • y - стрела прогиба шипа (вала)

Наименьшее отношение относительного эксцентриситета можно вычислить по формуле:

х=1-(h/0,5s)

  • где s - средний зазор

  • х - относительный эксцентриситет х = e / 0,5 s

Необходимую вязкость жидкости, при которой удастся достичь режима жидкостного трения можно определить по формуле:

μ=PΨ2/ωldФр

  • l - длина вала, м

  • d - диаметр вала, м

  • ω - угловая скорость вращения вала

  • P - величина нагрузки

  • Ψ - относительный зазор Ψ = s/d

  • Фр - безразмерный коэффициент несущей способности

При работе гидродинамического подшипника скольжения масло будет нагреваться, а значит его вязкость будет изменяться. Зависимость вязкости от температуры рабочей жидкости отражена в температурно-вязкостной характеристике. В случае если начальная температура масла неизвестна расчет производят методом последовательных приближений, задаваясь начальным значением - 50 °С.