Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 1592
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методика применения логистического подхода к управлению запасами
1.1 Сущность и основные понятия управления запасами
1.2 Классификация моделей и методов управления запасами
2. Анализ применения логистического подхода к управлению запасами
2.2. Анализ управления запасами на ОА «Болховский сыродельный завод»
2.3. Совершенствование управления запасами на материалах АО «Болховский сыродельный завод»
ABC и XYZ группировка запасов в своей совокупности позволяет осуществлять выработку различных подходов к управлению запасами для выделенных групп. Результатом такого комбинированного использования является эффективное повышение системы управления запасами и достижение желаемых результатов.
Помимо рассмотренных методов оптимизации в логистике не менее распространенным по своему использованию является метод оптимального размера заказа, одновременно именуемый и известный как формула Уилсона. В классическом виде формула Уилсона (формула Харриса-Уилсона) имеет следующий вид:
(1)
где Q – прогнозная потребность в товаре на определенный период (год), нат. Ед.; I – стоимость хранения единицы товара в год, ден. Ед.; A – стоимость оформления заказа, ден. Ед.
Рассмотренная модель не обладает единственно верным вариантом. Это зависит от того, что силу действия различных специфических условий в она обладает множеством модификаций, применение которых имеет место в определенных, исключительных ситуаций.
Одной из наиболее распространенных модификаций рассматриваемой формулы выступает расчет оптимального размера заказа, восполняющего запас до максимального уровня Таким максимальным уровнем, в свою очередь, выступает уровень, который с экономической точки зрения представляется целесообразным для обеспечения необходимого текущего потребительского спроса. Критерием по оптимизации в таком случае будет выступать минимальное количество суммарных (совокупных) затрат, соответствующее оптимальному размеру заказа.
Среди принципиальных систем регулирования запаса следует выделить:
1) Система управления запасами с фиксированным размером заказа. Такая система в качестве основополагающего параметра использует такой критерий, как размер партии заказа. В зависимости от указанного фактора на первый план выходит достижение задачи СУЗ, которая направлена на определение оптимального размера заказа. Если эти действия рассматривать относительно АВС-классификации, то она наиболее выгодна для применения в отношении товаров группы «А».
Рисунок 1 - Система управления запасами с фиксированным размером заказа
Условные обозначения:
Т1,Т2 …..Тi– величина отдельного i-го времени, через наступление которого повторяется заказ;
t – время, необходимое на размещение и выполнение заказа(в приведенном примере 1 день);
Р – размер заказа, что, как правило, для данной системы контроля представляет постоянную величину;
А – период непредвиденного усиления спроса;
В - период, в котором было допущено нарушение установленного спроса поставки;
t1 – фактический срок поставки в период В.
2) Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами. Сущностная характеристика указанной системы представляется в том, что каждый очередной заказы на пополнение запаса будет произведен в заранее установленную дату, через равные интервалы времени. При этом размер заказа подлежит расчету при совершении каждого отдельного заказа. Определение величины таких интервалов времени между заказами можно рассчитать путем учета оптимального размера заказа (EOQ), а также исходя из графика работы предприятия, сроков выполнения заказов, транспортных издержек и некоторых иных обстоятельств, имеющих значение в конкретной ситуации. При известном оптимальном размере заказа (EOQ) и плановой потребности в продукции (Q) за период N интервал времени между заказами определяют по формуле:
Тзак = ЕОQ / Q * N (2)
Рисунок 2 – Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами
Условные обозначения:
Т - интервал времени, через который повторяется заказ (в нашем случае - 3 дня) - для данной системы величина постоянная;
t - время, необходимое на размещение и выполнение заказа (в приведенном примере - 1 день);
P1, Р2....Рi, - величина отдельного, i-го заказа;
Змакс - предусмотренный нормой максимальный запас;
Зф - фактический запас на момент проверки;
Зt - запас, расходуемый за время t, необходимое для размещения и выполнения заказа;
А - период времени с интенсивным спросом;
В - период времени с нулевым запасом.
3) Система управления запасами с установленной периодичности пополнения запасов до постоянного уровня. Сущность данной СУЗ состоит в следующем: заказы, направленные на пополнение запасов, осуществляются в фиксированные, то есть заранее установленные моменты времени, в которые запас должен достичь необходимого порогового уровня. Таким образом, данная модель комбинирует СУЗ с фиксированным интервалом времени между заказами и принцип ROP, что нельзя назвать негативным явлением [8].
4) Еще одна система - система «минимум-максимум». Она ориентирована на такую ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов.
Как было указано в работе ранее, единственным постоянно рассчитываемым параметром системы «минимум-максимум» является размер заказа. В этом случае размер заказа определяется по следующей формуле:
РЗ=МЖЗ-ПУ+ОП (3)
где ПУ – пороговый уровень (физ. ед.).
Выбор системы регулирования запасов происходит с учетом следующих факторов:
1)стабильность потребления запаса;
2) предсказуемость потребления запаса;
3) издержки содержания запаса;
4) издержки выполнения заказа;
5) издержки, связанные с дефицитом;
6)параметры поставок.
Вывод:
Таким образом, в результате написания указанной главы, можно подвести итог о том, что использование логистических технологий при управлении запасами позволяет значительным образом осуществить сокращение уровня запасов.
Такие действия позволяют добиться освобождения дополнительных финансовых средств и их последующего использования в иных областях производства, что, безусловно, является положительным фактором. Внедрение рассмотренных технологий, как показывает практика, происходит сложно и болезненно на предприятии, поскольку имеет место человеческий фактор.
Однако, данные негативные стороны оправдывают достижение поставленной цели, поскольку результат будет определенно давать лишь положительные результаты, а, следовательно, впоследствии все будет определенно восполнено полученными выгодами от использования новых, введенных систем.
2. Анализ применения логистического подхода к управлению запасами
2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности исследуемого объекта за 2017-2019 гг.
Организации «Болховский сыродельный завод» имеет достаточно длительную историю своего развития, включающую в себя сорокалетний период. Продукция, выпущенная ЗАО «Болховский сыродельный завод» под фирменным наименованием «Солнечный шар» с давних времен славилась своими вкусовыми качествами. Именно этот факт служит основным обстоятельством, в связи с которым продукция широко использовалась и пользуется у населения значительным спросом, не только на территории нашего государства и области, но и в ряде других странах.
В 2013 году произошли существенные изменения в деятельности и непосредственной работе данного предприятия. Так, главным образом произошла смена не только наименования завода, но и самого бренда выпускаемой продукции. Молоко и кисломолочная продукция АО «Болховский сыродельный завод» представлены под новым брендом – «Солнечный день». Неизменной осталась лишь технология по использованию натурального отборного сырья и старинной русской рецептуры приготовления, поскольку именно они обеспечивают и служат залогом отменного вкуса и качества полюбившейся потребителю продукции [6].
На предприятии трудится сплоченный, дружный и творческий коллектив, состоящий из 73 человек. Здесь работают лучшие специалисты своего дела. Стоить отметить, что наряду с заслуженными работниками отрасли, трудятся и начинающие специалисты, которые, несмотря на небольшой производственный опыт, стараются не отставать от давних представителей производства. Такая особенность работы предприятия позволяет молодому поколению перенимать опыт от наиболее квалифицированных специалистов, что позволяет оставаться продукции на одном уровне. Каждый сотрудник четко и своевременно выполняет поставленные перед ним задачи, что является залогом успеха предприятия в целом. Разработана и реализована многоуровневая система премирования, которая стимулирует работников завода на инновационный идеи и повышение производительности труда.
Завод был образован в 1974 году. До августа 2013 года он работал в строго выработанном направлении, но после произошла существенная технологическая модернизация. На предприятии произведена реконструкция линий по производству сыра и масла. Конечно, как и любое нововведение, оно было негативно рассмотрено всеми работниками и принималось без активного желания, однако, после его реализации, все убедились: это позволит вывести предприятие на новый уровень.
На сегодняшний день предприятие освоило выпуск следующих видов молочной продукции:
1) 7-и видов сыра (Адыгейский, Болховский, Голландский, сыр плавленый «Колбасный Охотничий», Пошехонский, Российский, Чеддер болховкий);
2) 2-х видов молока (молоко 2,5% , молоко 3,2% в разных объемах);
3) 2-х видов кефира (кефир 2,5%, 1л.; кефир3,2% ,1 л.);
4) 2-х видов сметаны (сметана 20%, сметана 30% в разном весе);
5)2-х видов масла: масло сливочное (в разном весе :180г., 200г., 400 г. и в иных граммах), масло шоколадное ( в разном весе: 200г., 400г.);
6) 2-х видов творога (творог 9% и творог 2% в разном весе).
Решение вопроса конкурентоспособности продукции, постоянного поиска клиентов, оптовых фирм, заключения договоров с покупателями является неотъемлемой частью деятельности завода. Это обусловлено тем, что продукцию мало создать, ее необходимо реализовать, а это представляется возможным только в том случае, если на достаточно высоком уровне будет осуществлено исследование бизнес-среды предприятия. Существование такого обстоятельства представляется необходимым по той причине, что он является источником, подпитывающим предприятие всеми необходимыми ресурсами. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания, поскольку если за ними не следить, то исход, как правило, будет негативным, и лишь повторится негативный опыт, произошедший в 2018 году [9]
Внешняя среда является источником, из которого предприятие берет все необходимые для него природные ресурсы. К внешней среде, прежде всего, относится:
- контрагенты;
- конкуренты;
- органы государственного контроля.
Контрагент, как самостоятельная дефиниция, определяется как лицо или учреждение, которому известны договорные обязательства. Отличительная его особенность заключена в том, что оно, как правило, согласно взять их на себя с целью последующего выполнения. Контрагентами ОА «Болховский сыродельный завод» являются как непосредственные поставщики сырья для производства, так и оптовые покупатели готовой продукции [14].
Конкуренты представляют собой категорию лиц, с кем организации приходится вести условную борьбу за покупателя и за необходимые ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды с целью обеспечения своего существования. Как любое предприятие ОА «Болховский Сыродельный завод» имеет конкурентов. Для того, чтобы выжить и развиваться в условиях рыночной конкуренции, широко распространенной на сегодняшний день, необходимо следить за всеми изменениями на рынке, а именно, за такими показателями, как требования потребителей, соотношение цен, а также за созданием новых изделий. Формирование и анализ продуктового портфеля, а также определение маркетинговых стратегий происходит с учетом стратегических перспектив. Подверженность рискам определяется наличием слабых сторон и воздействием внешних угроз на деятельность предприятия.
Конкурентами завода являются крупные российские производители, например АО «Данон Россия». Компания производит продукцию под такими брендами как «Простоквашино», «Активиа», Actimel, «Растишка», «Даниссимо», Danone, «Биобаланс», «Актуаль», компания Молвест производящая продукцию под маркой «Вкуснотеево», Компания «Вимм-Билль-Данн» с маркой продукции «Летний день» ,ООО «Хохланд Руслад», ООО« Молочный продукт», которые имеет большое распространение не только в Орловской области, но и многих других областях нашей большой страны.