Файл: Риск в торговле товарами и его распределение между сторонами коммерческих договоров (Понятие риска и его сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Непрогнозируемые риски — это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс- мажорные риски, налоговый риск и др.

Соответственно этому классификационному признаку риски подразделяются также на регулируемые и нерегулируемые в рамках предприятия.

Виды рисков по источникам возникновения:

Внешний (систематический или рыночный) риск — это риск, не зависящий от деятельности предпринимателя или предприятия. Этот риск возникает при смене отдельных стадий экономического цикла, изменении конъюнктуры финансового рынка и в ряде других случаев, на которые предприятие в своей деятельности повлиять не может. К этой группе рисков могут быть отнесены инфляционный риск, процентный риск, валютный риск, налоговый риск.

Внутренний (несистематический или специфический) риск — это риск, зависящий от деятельности конкретного предпринимателя или предприятия. Он может быть связан с неквалифицированным финансовым менеджментом, неэффективной структурой активов и капитала, чрезмерной приверженностью к рисковым (агрессивным) операциям с высокой нормой прибыли, недооценкой хозяйственных партнёров и другими факторами, отрицательные последствия которых в значительной мере можно предотвратить за счёт эффективного управления рисками.

Виды рисков по размеру возможного ущерба:

Допустимый риск — это риск, потери по которому не превышают расчётной суммы прибыли по осуществляемой операции.

Критический риск — это риск, потери по которому не превышают расчётной суммы валового дохода по осуществляемой операции.

Катастрофический риск — это риск, потери по которому определяются частичной или полной утратой собственного капитала (может сопровождаться утратой заёмного капитала).

Виды рисков по комплексности исследования:

Простой риск характеризует вид риска, который не расчленяется на отдельные его подвиды. Например, инфляционный риск.

Сложный риск характеризует вид риска, который состоит из комплекса подвидов. Например, инвестиционный риск (риск инвестиционного проекта и риск конкретного финансового инструмента).

Виды рисков по финансовым последствиям:

Риск, влекущий только экономические потери, несёт только отрицательные последствия (потеря дохода или капитала).

Риск, влекущий упущенную выгоду, характеризует ситуацию, когда предприятие в силу сложившихся объективных и субъективных причин не может осуществить запланированную операцию (например, при снижении кредитного рейтинга предприниматель или предприятие не может получить необходимый кредит).


Риск, влекущий как экономические потери, так и дополнительные доходы («спекулятивный финансовый риск»), присущ, как правило, спекулятивным финансовым операциям (например, риск реализации реального инвестиционного проекта, доходность которого в эксплуатационной стадии может быть ниже или выше расчётного уровня).

Виды рисков по характеру проявления во времени:

Постоянный риск характерен для всего периода осуществления операции и связан с действием постоянных факторов. Например, процентный риск, валютный риск и т. п.

Временный риск характеризует риск, носящий перманентный характер, возникающий лишь на отдельных этапах осуществления финансовой операции. Например, риск неплатёжеспособности предприятия.

Виды рисков по возможности страхования:

Страхуемые риски — это риски, которые могут быть переданы в порядке внешнего страхования соответствующим страховым организациям.

Не страхуемые риски — это риски, по которым отсутствует предложение соответствующих страховых продуктов на страховом рынке.

Состав рисков этих рассматриваемых двух групп очень подвижен и связан не только с возможностью их прогнозирования, но и с эффективностью осуществления отдельных видов страховых операций в конкретных экономических условиях при сложившихся формах государственного регулирования страховой деятельности.

Виды рисков по частоте реализации:

Высокие риски — это риски, для которых характерна высокая частота наступления ущерба.

Средние риски — это риски, для которых характерна средняя частота нанесения ущерба.

Малые риски — это риски, для которых характерна малая вероятность наступления ущерба.

Риски в торговле товарами, как и в любом другом бизнесе, могут быть:

общие

специфичные

политический,

макроэкономические,

форс-мажорные

вызванные изменениями потребительского спроса,

вызванные снижением покупательной способности,

вызванные падением уровня рентабельности,

приводящие к дебиторской задолженности,

спровоцированные высокой конкуренцией и др.

Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем или предприятием.

Коммерческие риски возникают из-за следующих основных причин:

снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимателем или предприятием, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;


повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);

потери товара;

потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;

повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Но, несмотря на все это, некоторые виды рисков поддаются управлению и очень важно их изучать, исследовать и стараться предугадать, использовать все возможные методы для исключения возможности наступления их пагубного воздействия.

Классификация рисков дает возможность их подробного рассмотрения и изучения для дальнейшего противодействия им. Управление риском должно быть, прежде всего, разумным и тщательно обдуманным, так как на карту жизни иногда ставится весь социальный быт человека. Это и финансы, и карьера, и эмоциональное благополучие и т.д. Причем их потеря может очень неблагоприятно сказаться как на самом предпринимателе, так и на его близких людях. Ведь практически без своего социума современный человек не сможет выжить как личность.

1.3. Методы управления рисками

Управление рисками выражается в применении определенных методов их управления при ведении бизнеса. К методам управления рисками, исключающим и предугадывающим различные неблагоприятные обстоятельства, относится политика применения риска, его снижение, страхование, диверсификация и лимитирование размеров сделки. Поэтому, предусматривая возможные рисковые ситуации, предприниматели стараются избежать любых отрицательных последствий для своего бизнеса в виде банкротства и неплатежеспособности, что очень важно. Ведь главная цель бизнеса - получение максимальной прибыли.

В случаях возникновения различного рода факторов риска для более эффективного снижения степени рисков повсеместно в ходу общепринятые способы, которые воздействуют на те или иные виды деятельности предприятия.

В основном, методы управления рисками, которые применяются в предпринимательской деятельности, разделяются на четыре группы методов.

- уклонения от рисков (попытки избежать возможных рисков);

- локализации рисков;

- диверсификации рисков;


- компенсации рисков.

Теперь более подробно рассмотрим методы управления рисками в виде способов уклонения от риска. Способы уклонения от риска самые используемые в предпринимательской практике.

К методам уклонения от риска относится:

- отказ от партнеров, которые не вызывают доверия. Важно с умом подходить к выбору партнеров по бизнесу, изучить их платежеспособность, репутацию и отзывы, полученные от иных участников предпринимательского сектора до заключения каких-либо договорных отношений;

- отказ от проектов, которые очень рискованные. При применении данного метода нужно детально изучить основу на которой будет заключатся договор (проект). Необходимо заблаговременно дать оценку эффективности предлагаемым партнером договорных услуг;

- основной способ снижения риска – страхование. В настоящее время это очень распространенный договор, который обеспечивает «подушку безопасности» при совершении рискованных действий в процессе осуществления предпринимательской деятельности;

- процесс поиска гарантов.

Методы управления рисками включают в себя методы по локализации рисков, они применяются довольно редко, только в тех случаях, когда удается четко определить вероятность рисков и источники их появления.

К основным методам локализации, как правило, относятся:

- создание дочерних предприятий и специальных подразделений для выполнения проектов с явным риском.

Смысл методов диверсификации рисков основывается на распределении общего риска:

- расширение ассортимента продукции или оказываемых услуг;

- диверсификация сбыта и поставок;

Методы компенсации рисков используются для создания специальных механизмов с целью предупреждения опасности. Они наиболее трудоемкие и требуют в первую очередь аналитической работы: стратегическое планирование деятельности, планирование внешней обстановки, а так же создание резервов.

Оценка эффективности управления рисками.

Например, проект полностью завершен, и уже отчетность по этому проекту сформирована. Но возникает вопрос, как рассчитать выгоду в денежном и в том числе во временном выражении от выполнения предусмотренных мероприятий, которые нацелены на управление рисками?

Оценка эффективности управления рисками рассчитывается с помощью трёх формул, которые в свою очередь учитывают показатели затрат на обработку рисков.

Вначале мы должны рассчитать прогнозируемый эффект, который рассчитывается как разница показателей до обработки и после - суммы запланированных потерь от идентифицированных рисков. Рассчитываются затраты на управление рисками с помощью такого вычисления - сумма затрат на обработку идентифицированных и не идентифицированных рисков.


И конечно же значение самого эффекта управления рисками рассчитывается как разница между прогнозируемым эффектом и фактическими затратами на управление рисками.

Такие методы управления рисками, как страховки, значительно повышает ответственность менеджеров, при этом принуждая их более серьезней и ответственнее относиться к процессу принятия решения, как можно чаще проводить защитные меры которые соответствуют страховому контракту. Именно поэтому страхование как метод управления рисками является очень эффективным финансовым инструментом.

В случаях создания новых видов продукции возникают проблемы в использовании страхования, это связано с тем, что страховые компании не имеют статистических данных и поэтому опасаются страховать технологии, которые им е известны.

В итоге получается что, в любом конкретном случае очень важно знать, может ли данный фактор быть объектом страхования. С этого следует понять, что страхование риска всегда имеет свои характерные особенности. В первую очередь нужно знать, что страхуется не риск, а именно интерес страхователя, о возможности погашения убытков.

Как таковой риск не должен быть удержан, имеется в виду то, что инвестор не обязан брать на себя риск, например, если размер убытка довольно велик в сравнении с экономией на сумме страхового взноса. В ситуации, при которой имеется всего лишь одно решение, надо, несомненно, сначала постараться найти другие решения. Вполне вероятно, что они существуют. В случаях страхового риска, когда предварительный анализ указывает на отсутствие других решений, то планируют по правилу "рассчитывая на худшее", это значит, что принимать нужно отрицательное решение.

Оценкой отраслевых рисков занимаются как сами предприниматели, так и профессиональные оценщики банки, инвесторы и др.

Чтобы планировать свою хозяйственную деятельность, предприниматель или руководитель предприятия должны соотносить затраты, как условно постоянные: (зарплата персонала, аренда помещения), так и условно переменные (транспортные расходы, расходы на рекламу и т.п.), со своими доходами: среднемесячный оборот, чистая прибыль. Планируя следующий календарный год, важно понимать: будет ли увеличиваться товарооборот, будет ли расти спрос на тот или иной товар. Если – да, то почему. Как увеличить по возможности свою прибыль и сделать свою деятельность менее затратной.

Решив поставленные вопросы и научившись управлять возможными рисками в постоянно меняющейся экономической обстановке можно добиться больших успехов, развить свое дело и обеспечить себе безбедную жизнь.