Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методы и средства педагогического воздействия на личность
1.1 Понятие и сущность методов обучения и воспитания
1.2 Средства педагогического воздействия на личность
1.3 Выбор стиля педагогического воздействия
2. Использование методов стимулирования в педагогической деятельности
2.1 Классификация и характеристика современных методов стимулирования
2.2 Проблема использования методов отрицательного подкрепления в педагогической деятельности
Обучение же взрослых имеет целый ряд особенностей.
Понятие образование взрослых охватывает собой комплекс непрерывных процессов обучения — как формального, так и весь спектр его неофициальных форм и видов. С его помощью взрослые люди развивают свои способности, обогащаются знаниями, совершенствуют профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении. Под профессиональным обучением подразумеваются любые систематические действия, которые предпринимаются людьми, закончившими начальный цикл непрерывного образования, с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими, для того чтобы адекватно выполнять профессиональные задачи. Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни, в таком случае человек не отстанет от технических и социальных изменений, сможет подготовить себя к изменениям в жизни, полностью реализовать потенциал своей личности.
В педагогике появился особый раздел , изучающий проблемы обучения взрослых, получивший название андрагогика. Андрагогика - искусство и наука помощи взрослым в обучении. Это андрагогическая модель организации обучения, в рамках которой сам ученик несет ответственность за определение области обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за оценку результатов. Он выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора процесса, «архитектора», создающего новые формы, методы и возможности.
В последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения персонала: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т. д. При организации бизнес-обучения специалисты советуют учитывать следующие особенности взрослых людей:
-осознанное отношение к процессу своего обучения;
-потребность в самостоятельности;
-потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию;
-практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;
-наличие жизненного опыта — важного источника знаний;
-влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.
В то же время многие взрослые люди действительно испытывают трудности с обучением. В большинстве случаев это связано с неготовностью к изменениям и с психологическими причинами: беспокойством о своем авторитете, боязнью выглядеть некомпетентным в глазах окружающих, несоответствием собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика (нежеланием «вернуться в детство», «сесть за парту»). Сегодня сложность обучения взрослых усугубляется еще и тем, что все они испытали на себе воздействие старой педагогической доктрины, со всеми присущими ей недостатками, такими как: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв обучения от жизни, преобладание технократического мышления, ориентация на усвоение готовых знаний и индивидуальные формы работы.
Отличия бизнес-образования от традиционного обучения в содержании упражнений или наличии у людей собственного практического опыта, так же отличаются и подходы к организации взаимодействия с обучающимися, и методы коммуникации, и распределение ответственности за результаты, и сама мотивация к обучению:
1.Научение в отличие от изучения. Традиционная система обучения сосредоточена на передаче ученику набора знаний, тогда как бизнес-образование ориентировано на раскрытие перед слушателем дополнительных практических возможностей в результате освоения новых умений и навыков.
2.Анализ общего «свода знаний» в отличие от изучения особенностей конкретных ситуаций и задач. Традиционная система обучения дает учащемуся средства для упорядочивания уже существующих фактов, освоения ранее созданных методов, она скорее обращена в прошлое. А бизнес-образование ориентировано на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов «здесь и сейчас», освоение новых методов, то есть ориентировано в основном на будущее.
3.Главенствующая роль содержания обучения («чему учить?») в отличие от ведущей роли процесса обучения («как учить?»). В традиционном обучении основную роль играет лекционная форма подачи материала, при которой ученик пассивно воспринимает информацию, а в бизнес-образовании применяются активные методы обучения, человек принимает участие в получении новых знаний, формировании новых умений и навыков (реализуется принцип «То, как мы учим и есть то, чему мы учим»).
4.Поиск правильного ответа в отличие от поиска приемлемого результата. В реальной жизни нет раздела «Ответы», как в школьном задачнике, и «правильным» зачастую оказывается ответ, позволивший решить проблему. Если для традиционной системы обучения типична плоскость «правильно — неправильно», то здесь возникает еще одна: «верно — неверно», которая позволяет найти больше вариантов решения задачи и провести экспертизу принятого решения. В практике нередки случаи, когда правильно (в соответствии с правилами или алгоритмами) принятое решение оказывается абсолютно неверным (с точки зрения требований реальной ситуации).
5.Различающиеся роли преподавателей: «эксперт» в отличие от «организатора, фасилитатора и консультанта». В рамках традиционного обучения учитель выступает носителем знаний, его задача — передать ученику накопленную человечеством мудрость. В бизнес-образовании преподаватель является скорее помощником, его задача — организовать учебный процесс так, чтобы слушатели становились не только соучастниками, но и соавторами процесса собственного обучения.
6.Контроль в отличие от самоконтроля. В традиционном обучении функции «контролера» выполняет преподаватель, в то время как в бизнес-образовании именно обучающийся является тем субъектом, который контролирует степень достижения поставленных целей.
7.Различие в постановке целей обучения: общие в отличие от конкретных. Для традиционной системы обучения характерны «размытые», отдаленные цели — освоение, формирование, изучение, обучение «впрок». А для бизнес-образования характерны предварительная оценка потребностей в обучении, ориентация на формирование конкретных умений и навыков, необходимых для выполнения четко поставленных задач. Именно в этом — залог его эффективности.
Учебные методы и приёмы педагогического воздействия на взрослых
Задание по внеклассному чтению.
Этот способ позволяет сгладить разнообразный уровень образования, опыт, текущие обстоятельства и цели у взрослых учащихся. Задание по внеклассному чтению - это предложение или задание читать с тем, чтобы на индивидуальном уровне добавить то, что преподаватель может охватить с группой.
Такой способ позволяет собрать такое большое количество идей или решений проблемы, какое возможно в рамках данного времени. Обычно, когда члены группы предлагают идеи, их записывают для группы, чтобы видеть, как одна идея может зажечь другие идеи. Первоначально не разрешается критиковать чью-либо идею. Иногда идея может звучать нелепо, но это может быть началом практического решения. Как только будут выдвинуты несколько идей, их можно будет критически проанализировать всей группе. Штурм мозга - это великолепная техника для выявления творчества как в маленьких, так и в больших группах.
Группы краткого обсуждения (группы жужжания).
Группы обсуждения полезны при вынесении обсуждения в большие группы. Основная группа делится на маленькие группы в 3-6 человек на короткое время для того, чтобы обсудить тему или решить проблему. Выбирается человек, который записывает обсуждение и сообщает основной группе. При использовании этой техники преподаватель должен сделать цель группы обсуждения ясной, написав проблему или вопрос обсуждения. Эта техника может быть полезной в качестве разогрева, чтобы позволить людям познакомиться друг с другом в маленьких группах. Группа обсуждения наиболее полезна для ситуаций, при которых требуется быстрая реакция в простом задании. Она также гораздо лучше для поднятия проблем, чем для решения их.
Изучение конкретных ситуаций посредством изучения конкретного случая членам группы может быть представлена в письменной форме информация относительно действительно жизненной ситуации, члены группы в свою очередь могут анализировать различные аспекты проблемы и предложить решения. Можно применять изучение конкретного случая на индивидуальной или групповой основе. Изучения обстоятельства ценны для развития критического мышления со стороны участников. Они учатся как анализировать ситуацию, предлагают хорошее рабочее решение и понимают основные проблемы, вовлечённые в данную ситуацию.
Небольшие кружки знания.
Этот приём полезен с небольшой группой из двенадцати или менее участников, давая возможность всем членам группы высказывать мысли и идеи по предмету. Участники должны сидеть по кругу лицом друг к другу, так чтобы всех можно было слышать. Руководитель должен поставить перед группой вопрос и задать его таким образом, чтобы на него нельзя было ответить да или нет. Затем попросите каждого участника кратко объяснить свою позицию, чувства или мнения. С большими группами такая же техника может быть использована делением группы на маленькие подгруппы. В таком случае должен быть назначен человек, делающий записи, и он должен сообщить об этом основной группе. При таком приёме ни один человек не пропустит свою очередь или вклад в общее дело до тех пор пока не будет его очередь. Никому не позволяется критиковать ничью идею. Для успешного применения этого приёма все члены группы должны чувствовать себя спокойно во время представления своих идей.
Учебный контракт - это простое, но определённое соглашение, подчёркивающее взаимные ожидания между преподавателем и студентами. Его ценность лежит в его формальности, тогда поведение считается важным, справедливым и возможным. Контракт должен особо подчеркнуть цели, которые надо выполнить, согласиться о шагах для достижения цели, о времени в течение, которого цель будет достигнута, и также нужна взаимная договорённость о последствиях в случае, если цель не достигнута. Обе стороны, между которыми заключён контракт, должны подписать и поставить дату контракта. Контракт накладывает огромную ответственность на учащегося, но имеет ясное преимущество четко определённых ожиданий.
Демонстрация и Практика.
Для обучения, требующего развитие навыков, важны демонстрация и практика. Хорошая, шаг за шагом демонстрация даёт участникам возможность опыта наблюдения с первых рук того, как проводить и выполнять новый метод. Демонстрации могут обогатить обучение, т.к. при этом вовлечены два чувства: когда учащиеся наблюдают и слушают. Тщательное планирование демонстрации будет гарантией того, что все необходимые материалы будут под рукой, что имеется достаточно времени, места и оборудования, и что физические условия позволят всем студентам хорошо видеть и слышать. Для того, чтобы демонстрация была эффективной, студенты должны иметь возможность практиковаться новому навыку и получить обратную связь своего выполнения вскоре после демонстрации. Ключевые шаги должны быть также представлены в письменной форме, чтобы помочь учащемуся проводить новую процедуру самому.
Обсуждение - это техника совместного получения знания, идей и мнений о предмете для того, чтобы узнать новую информацию или разрешить проблему. Для лучших результатов группы должны быть ограничены не более шести человек. Это даст возможность максимального участия. Подобно группе жужжания, группам обсуждения нужен лидер, человек, делающий записи, хорошо поставленный вопрос или проблема, и отчёт для основной группы. В отличие от группы жужжания, ожидается более глубокий ответ, следовательно, обычно требуется более длительный период времени.
Эксперименты.
Экспериментирование полезно как дополнение после демонстраций или как метод нахождения решения проблемы. В зависимости от природы эксперимента может быть необходимо широкое разнообразие оборудования и много времени. За экспериментированием всегда должно следовать обсуждение, интерпретация результатов и исправление любых появившихся мисконцепций.
Практика.
«Поездки на поле»- это полезная техника помогает учащимся наблюдать с первых рук за процессом, процедурой или событием. Во время подготовки поездки на поле руководитель должен ясно описать гиду цель для гарантии того. что предоставленный обзор им подходит. Группе должно быть дано заранее чёткое понимание того, что им предстоит увидеть. Каждого участника следует поощрять записывать факты о поездке для дальнейшего обсуждения. Следует поощрять использование фотоаппаратов и магнитофонов. Ограничением поездок на поле часто является размер группы. Также дополнительное время и затраты, случающиеся при поездках на поле , могут сделать этот учебный метод непрактичным.
Полевой проект – это, когда большое количество учащихся не позволяет организовать поездку на поле или, когда время или затраты являются проблемой, полевые проекты могут быть более подходящими. Членам группы даётся задание посетить разные места и затем сделать сообщение о своём опыте для группы. Это увеличивает возможность учиться у других в классе. Члены группы могут также выбрать свою собственную площадку для посещения, при этом предоставляется больше гибкости при учебе. Они также могут посетить место в свободное время, таким образом экономя на времени в классе.
Игры и имитации(моделирование).
Игры и имитации - это упражнение, основанное на опыте. Их использование основывается на теории, что познаём иначе( и, может быть, больше) , когда мы делаем, чем, когда нам говорят. Также, когда мы расслабляемся при обучении, процесс усвоения повышается ещё больше.