Файл: Средства педагогического воздействия на личность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует ещё один метод положительного подкрепления, который можно назвать созданием ситуации успеха. Он также направлен на укрепление веры ученика в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика и тому подобное. Уместно вспомнить классический эксперимент американских психологов. Они измерили с помощью тестов уровень интеллекта у учеников одного класса, а потом сжульничали, объявив, что лучший результат показал один из слабых учащихся. Через несколько месяцев этот ученик существенно улучшил свою успеваемость, чего с ним раньше никогда не было. Конечно, трудно «тиражировать» данный приём в школьной практике, но как пример создания ситуации успеха он весьма поучителен.[19]

Недостаточно пока используется в наших школах такое средство стимулирования как организация соревнования учащихся. В последние годы на слово «соревнование» пала тень советского периода, когда различные соревнования в рамках пионерской и комсомольской организаций (сбор макулатуры и металлолома, соревнование звеньев, а также «социалистическое соревнование» действительно часто носили формальный характер. Создалось впечатление, что соревнование - это вообще что-то вымученное, навязанное и нехарактерное для людской мотивации. На самом деле мы просто судим по худшим образцам. Стремление к соревнованию совершенно органично для человеческой психологии, неотъемлемо от нее. Каждый человек всю жизнь старается не отстать, а по возможности и опередить людей своего поколения и близкой судьбы, прежде всего, своих одноклассников и однокурсников, ревниво сверяя по ним свои жизненные успехи. Соревновательный азарт, который наиболее ярко проявляется в спорте, присущ каждому человеку и становится значительно сильнее в коллективе. Люди буквально не могут жить без того, чтобы хоть в чем-нибудь не чувствовать себя лучше других. Чисто теоретически соревновательность бесспорно является эффективным стимулом к улучшению деятельности школьников. Другое дело - педагогическая практика. Хотя, простым глазом видно, что дети соревнуются с удовольствием, организация длительного соревнования в учебе или внеклассной работе оказывается очень хлопотливым делом, где ослабление усилий педагогов быстро приводит к потере детского интереса и формализму, к появлению нечестности по отношению к соперникам. Требуется постоянно подогревать интерес детей учетом результатов, новыми формами соревнования, внесением в него игрового элемента. Вечно увлекательны для людей только любимые спортивные игры, а что касается учебы и какого-либо труда - тут педагогам нужно постоянно проявлять выдумку и энтузиазм. Но зато подобные усилия приносят щедрые плоды.


В ходе на самом деле увлекательного для людей состязания они сплачиваются, привыкают оказывать помощь друг другу, стремятся выработать у себя различные навыки ответственности, способны приложить энергичные усилия и просто будут жить интересной жизнью, т.е. превращаются в настоящий коллектив, что во всех случаях педагогически целесообразно, как бы ни изменилось отношение к понятию «коллектив». В своё время это довольно хорошо смог понять А.С. Макаренко, который сделал состязание одним из главных компонентов педагогической технологии.

2.2 Проблема использования методов отрицательного подкрепления в педагогической деятельности

Итак, общая тенденция выражается в том, что указанные выше методики положительного подкрепления оказываются преобладающим средством стимулирования учеников. Признание такого факта, естественно, вызывает удовлетворение, при этом за всем этим будет скрываться пёстрая картина педагогической реальности, где методики негативного подкрепления, т.е. разные наказания довольно медленно сдают собственные позиции. Речь идёт, как отмечалось выше, не о различных физических наказаниях, но довольно сильным «кнутом» для современного ученика могут быть также моральные негативные влияния, которыми обычно оказываются замечания, выговоры, упреки, предостережения, угрозы, иронические реплики, саркастические интонации, т.е. разнообразные приёмы той техники, которую считают «наказующей педагогикой».

Термин «наказание» становится все менее популярным в педагогической литературе, и уже чувствуется, как он приобретает антипедагогическое, слегка зловещее звучание, однако в практике наказания имеют массовое распространение, поэтому нам следует разобраться в причинах данного явления.

Во-первых, педагоги являются представителями массовой психологии и культуры общения, в которой абсолютно господствует клише «борьбы и преодоления», а «не прощения нарушений ролевого поведения». Ролевое поведение учащихся заключается в выполнении требований педагога и потому невыполнение вызывает наказующие побуждения. Реакция отпора и наказания, несмотря на христианскую проповедь непротивления, осталась совершенно органичной, почти непроизвольной для наших современников. Во-вторых, специфика работы с детьми связана с постоянным противостоянием и конфликтными ситуациями. Даже взрослые люди небезупречны в выполнении необходимых требований руководства, а уж дети в силу своей импульсивности тем более недисциплинированны. Все это усиливается «субкультурой сопротивления». Вот и получается, что работа учителя - это не просто преподавание, а постоянное преодоление и борьба. Педагогу трудно вести борьбу и при этом оставаться мягким, сдержанным и приветливым. Недовольство и раздражение ищет выхода, а поскольку физические наказания и грубая брутальность невозможны, отрицательные эмоции выливаются в ворчание, язвительность, нотации и прочие стереотипы «наказующей педагогики».[20]


Учитывая реалии сегодняшнего дня, следует признать, что методы отрицательного подкрепления, в целом, ещё не ушли в прошлое и потому нужно использовать их наиболее грамотно и с наименьшим педагогическим вредом, а не делать вид, что их не существует. Форм использование методов отрицательного подкрепления в массовой практике сравнительно немного и чаще всего это, как уже отмечалось, различные виды замечаний педагога. Творчество в этой области в его этически приемлемом виде было бы нелишним (например, разработка системы штрафных очков), во всяком случае, оно могло бы уменьшить влияние субъективизма педагогов. Простейшим и педагогически приемлемым методом отрицательного подкрепления является негативная мимическая реакция педагога, например, укоризненный взгляд, нахмуренные брови, покачивание головой и т.п. Конечно, хмурое и недовольное выражение - это не лучшая экспрессия для педагога, но, что поделаешь, иногда это необходимо, и было бы хорошо, если бы дальше этого дело не шло. Однако дальше этого дело все же идет: существуют вербальные отрицательные подкрепления, различные замечания, которые и составляют наиболее распространенную, типичную форму школьного наказания. Другие формы, скажем, удаление из класса, вызов родителей, исключение либо не приветствуются администрацией школ, либо являются редкой или крайней мерой.

Методами отрицательного подкрепления в педагогической деятельности являются замечания, выговоры, упреки, предостережения, угрозы, иронические реплики, саркастические интонации, т.е. многочисленные приемы той техники, которую называют «наказующей педагогикой». Следует соблюдать основные условия, чтобы педагогические наказания были наиболее эффективны:

Наказание, безусловно, должно быть справедливым, т.е. применяться не под влиянием плохого настроения педагога и при полной уверенности в виновности учащегося. Если такой уверенности нет, наказывать не следует.

Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению к товарищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень и неуспеваемость менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще всего являются следствием волевого недоразвития ребёнка. В этих случаях нужны не наказания, а помощь. Конечно, по большому счету, агрессивность и высокомерие также связаны с какими-либо внешними для человека факторами, однако на данном этапе своего развития общество не может снять с индивида вину за подобное поведение. Полная ответственность касается взрослых, а у ребёнка всегда следует пытаться отделить влияние внешних обстоятельств от внутренней, морально негативной мотивации поступков, которая поддается коррекции.


Особую категорию оставляют случаи конфронтации учащихся с педагогами, так называемые конфликты отношений, когда ученики становятся в намеренную оппозицию, «делаю назло». Это очень сложный класс ситуаций, обычно касающийся подростков и старшеклассников. Идеальным вариантом, очевидно, была бы «нулевая реакция» педагога на вызывающие выходки или иронию таких учеников, но требовать этого от современных педагогов просто нереально. В таких случаях наказания уместны при наличии «состава преступления», т.е. грубость, явного неподчинения, а на обидные для педагога подтексты нужно постараться ответить мудрым и спокойным игнорированием либо более тонкой иронией, но не откровенным озлоблением. Радикальным выходом служит устранение конфликта, примирение, улучшение отношений с подростком.

Нельзя строить наказание на критике физических недостатков или каких-либо личностных особенностей ученика, выставляющих его в невыгодном свете, например, неуклюжей походки, дефектов речи и т.п. К сожалению, педагоги иногда не могут удержаться от соблазна подчеркнуть смешные особенности ребёнка. Недопустима дискредитация в глазах ребёнка его родителей.

Наказывая ученика, педагог должен каким-то образом показать, что его личное отношение к ученику не меняется и что, в принципе, ученик имеет возможность восстановить свою добрую репутацию.

При использовании наказаний следует учитывать общественное мнение группы. Если она явно или демонстративно поддерживает то, за что педагог наказывает ученика, наказание будет безрезультатным и даже сделает наказанного героем в глазах группы. В другом случае, если наказываемый «отверженный» или «козел отпущения», группа может проявить злорадство и ещё ухудшить положение ученика, который нуждается в моральной поддержке. Здесь принцип справедливости и равного отношения ко всем должен быть несколько потеснен принципом гуманности.[21]

И, пожалуй, наиболее актуально - применять наказания без «наказующей педагогики», т.е. избыточных и неконструктивных способов поведения, главной целью которых является отреагирование отрицательных эмоций педагога. Трудно предусмотреть все педагогические ошибки при использовании наказаний, поскольку они тесно связаны с индивидуальными психологическими особенностями педагогов. Лучше всего, если наказаний вообще будет поменьше. В заключение следует сказать, что методы стимулирования - важная, но не единственная часть педагогической технологии, в которой не менее значимы и организация деятельности воспитанников, и формирование их правильного отношения к актуальным для них проблемам. Генеральная перспектива педагогики заключается в развитии потенциала самовоспитания учащихся, что, в принципе, соответствует закономерностям развития человеческого сознания.


Обобщая сказанное выше, следует отметить, что стимулы в педагогическом процессе будут определяться в виде специфических педагогических средств, способных выполнить побудительные функции в отношении к внутренним движущим силам в области развития личности. Распространёнными и успешными методиками стимулирования в текущем педагогическом процессе считаются: похвала, поощрение через учебные оценки, формирование ситуации успеха, организация проведения соревнования. Методики положительного подкрепления оказываются преобладающим способом стимулирования учеников, при этом методы негативного подкрепления ещё не ушли в прошлое и в связи с этим следует использовать их максимально грамотно и с минимальным педагогическим вредом.

3. Особенности обучения взрослых

В рамках учебного курса "Развитие человеческих ресурсов» рассматривать необходимо влияние на личность как влияние на человека взрослого, с целью формирования у него коммуникационных и профессиональных навыков для адаптации в окружающей среде, в социуме. Что значит взрослый? Это человек среднего возраста. Средний возраст — возрастной период человека, предшествующий пожилому возрасту. Учёные определяют его границы по-разному: начало - от конца третьего десятилетия до 40 лет, конец - от конца четвёртого десятилетия до 60 лет. Возраст, когда наблюдается стабильность интеллекта, при этом вербальная составляющая испытывает значительный подъём. Процесс интеллектуального старения напрямую связан с интеллектуальной активностью: постоянные умственные упражнения позволяют предотвратить снижение интеллектуальных способностей вплоть до 60-летнего возраста.

В нашем обществе мы называем взрослым человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимает на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение.

На начало среднего возраста приходится так называемый «кризис среднего возраста» (или «кризис середины жизни»), обусловленный потерей смысла жизни как личных достижений, осознанием конечности жизни и невозможности начать её заново. Способом преодоления кризиса может служить переключение с личных нужд на общественные и обретение нового смысла в служении обществу и будущим поколениям]. Изменения в профессиональной жизни происходят постоянно, а значит, систематически нужно учиться и переучиваться.