Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие кадровой стратегии, её виды и особенности
1.1 Понятие и сущность кадровой стратегии организации
1.2. Классификация кадровой стратегии организации
1.3. Оценка трудовой деятельности персонала
Глава 2. Анализ кадровой стратегии организации ООО «Глобус»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Глобус»
2.2. Анализ системы управления и стратегии организации ООО «Глобус»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию кадровой стратегии ООО «Глобус»
В ходе реализации кадровой стратегии решаются три главных задачи:
Устанавливается приоритетность среди административных задач, затем, чтобы их значимость соответствовала той кадровой стратегии, которую будет реализовываться и система стратегического управления персоналом. В первую очередь это такие задачи, как установление организационных связей и отношений, создание информационных, распределение ресурсов, нормативно-методических, правовых.[14]
Проводится соответствие между внутриорганизационными процессами, процессами внутри системы управления персоналом и выбранной кадровой стратегии для того, чтобы деятельность компании была направлена на осуществление выбранной стратегии. Такое соответствие должно иметь место по следующим характеристикам организации: системе мотивации и стимулирования, её структуре, нормам и правилам поведения, ценностям и убеждениям, а так же квалификации руководителей и работников;[15]
Выбор соответствующего и необходимого стратегии управления персоналом стиля руководства компанией в целом и отдельными подразделениями. От этого во многом зависит результат реализации кадровой стратегии.
Основными средствами реализации кадровой стратегии являются планы развития персонала, кадровое планирование, в том числе его служебное продвижение и обучение, мотивация и стимулирование, а так же решение социальных проблем.
Реализация кадровой стратегии, как правило, включает два этапа:
- внедрение стратегии;
- контроль реализацией стратеги, а затем и координация всех действий уже по результатам контроля.
Далее стоит рассмотреть этапы включения кадровой стратегии в структуру организации: активизация начальных мероприятий по внедрению стратегии; разработка стратегических планов подразделений системы управления персонала; разработку плана осуществления реализации стратегии управления персоналом. Внедрение данной стратегии включает в себя определение средств для её реализации, сроков исполнения.
Внедрение стратегии включает в себя определение ответственного за её исполнение, объёмов и способов предоставления информации руководителям подразделений, а так же обеспечения понимания комплекса стратегических альтернатив. Реализация по внедрению системы по управлению персоналом реализуется с помощью проведения семинаров и конференций, консультаций с руководством и персоналом. Стоит отметить, что на данном этапе формируются планы подразделений, которые оформляются в форме проектов. На этой основе создаётся единый план системы управления персоналом.
Рассмотрим факторы, влияющие на процесс реализации кадровой стратегии:
- качество оперативных и тактических решений системы управления персоналом, наличие механизмов внедрения стратегий;
- характер и взаимосвязь разделения тактических, оперативных и стратегических полномочий; наличие и качество «обратных связей» с внешней и внутренней средой;
- качество и совместимость с культурными стратегиями качество организационных структур системы управления персоналом и организации в целом; качество и состав применяемых методов управления персоналом.
Целью этапа стратегического контроля считается определение отличий или соответствий реализуемой кадровой стратегии от состояния внешней и внутренней среды; а так же определение направлений изменений в стратегическом планировании, выборе альтернативных стратегий.[1]
Стратегический контроль представляет собой выполнение следующих задач:
- контроль состояния систем стратегического управления персоналом и управления персоналом;
- контроль соответствия стратегии состоянию внешней среды;
- контроль соответствия стратегии внутренней среде хозяйствования.
Руководство компании ООО «Глобус» понимает, что грамотный, высококвалифицированный и высоко мотивированный персонал играет ключевую роль в увеличении стоимости компании. Именно поэтому в компании уделяется большое внимание подбору высококвалифицированного персонала, продолжению роста его квалификации и мотивации.
19 мая 2009 года руководством компании утверждён основополагающий документ в области работы с кадрами - «Политика управления персоналом ООО «Глобус». Политика управления персоналом формулирует задачи в области управления персоналом, исходя из бизнес-стратегии, определяет потребности бизнеса в человеческих ресурсах и вследствие этого является частью общей стратегии компании
Рассмотрим вкратце итоги 2008-2009 гг. в области управления персоналом и кадровой политики:
* Разработана и утверждена «Политика управления персоналом ООО «Глобус»;
* Завершены разработка, согласование и начата реализация программ формирования «Системы охраны здоровья работников ООО «Глобус»;
* Осуществлён перевод корпоративной системы негосударственного пенсионного обеспечения на работу по схеме долевого участия работников в формировании пенсионных накоплений.
Одним из основных направлений развития компании является профессиональное обучение её сотрудников. Уровень квалификации персонала - важнейший фактор, определяющий конкурентные преимущества любой организации. Созданная в компании система непрерывной подготовки кадров направлена на приобретение персоналом необходимых знаний и профессиональных навыков.
В компании используется весь арсенал современных средств обучения: семинары, тренинги, зарубежные стажировки, программы компьютерного дистанционного обучения. На протяжении последних трёх лет наблюдается устойчивая динамика роста численности работников, повысивших свою квалификацию.
Предметом особой заботы компании является работа с молодыми специалистами. За три последних года повысили квалификацию около двадцати молодых специалистов, абсолютное большинство из них зачислено в резерв на вышестоящие должности.
Одним из важных составляющих стратегии управления персоналом является создание системы вознаграждения, которая должна привлечь новых сотрудников, а так же удержать высококвалифицированных кадров, так же данная система способна создать стимулы для улучшения управления в компании, роста капитализации и инвестиционной привлекательности организации. Кадровая стратегия направлена на повышение эффективности работы, создание социальной защищённости работников, а так же на повышение эффективности работы и поддержание стабильности коллектива. Эффективная система социальной защиты так же способствует привлечению новых специалистов, снижает текучесть кадров, а так же является основой результативной производственной деятельности
Компания стимулирует труд своих работников, выплачивая им достойную, регулярно индексируемую заработную плату и реализуя широкий комплекс программ и мероприятий, составляющий социальный пакет работников и неработающих пенсионеров, к которому относятся:
- охрана здоровья и медицинское обслуживание сотрудников, включая добровольное медицинское страхование;
- создание условий для отдыха и оздоровления сотрудников и членов их семей, социальная поддержка женщин и семей с детьми;
- социальная поддержка пенсионеров и инвалидов;
- программа личного страхования работников;
- социальная поддержка молодых специалистов;
- программа негосударственного пенсионного обеспечения работников, уходящих на пенсию;
Обслуживание покупателей базируется на следующих принципах: вежливость и внимательность к покупателю, доскональное знание товара, профессионализм и компетентность.
Анализируя данные по уровню образования в таблице 2.5 можно сделать вывод, что высшее образование в обществе имеют 18,5% руководителей и 81,5% торгово-операционного персонала.
Наибольший удельный вес работников со средне-специальным образованием приходится на торгово-операционный персонал (96,6%), что обусловлено спецификой работы организации. Среднее образование на ООО «Глобус» имеют 3 человека из вспомогательного персонала.
Делая общий вывод по качественному составу работников, можно сказать, что большая часть давно трудится на предприятие, что является положительным фактором, в то же время предприятие обеспечено молодыми кадрами, что может положительно сказаться на работе предприятия.
В компании ООО «Глобус» осуществляется поэтапный отбор кандидатур. Каждый раз отсеивают тех кандидатов, которые обнаружили явное несоответствие предъявляемым требованиям. Одновременно применяют, по возможности, объективную оценку фактических знаний и степени владения кандидатом необходимыми производственными навыками. Таким образом, формируется сложная многоступенчатая система проведения отбора человеческих ресурсов.
Основной акцент в организации ООО «Глобус», сделан на систему материального стимулирования: оплата труда используется как важнейшее средство стимулирования добросовестной работы, практикуется стимулирование через назначение премий и их лишение.
Ежемесячным стимулированием является:
- Базовая Часть (оклад)
- Переменная Часть
- % от личных продаж
- Сезонная премия
Сотрудникам магазинов, проработавшим в компании более 3-ех лет, устанавливается персональная надбавка за стаж работы.
- Для менеджера 1500 рублей
- Для продавцов 1000 рублей.
Оплата отпускных:
Отпуск сотрудникам компании предоставляется два раза в год по 14 дней, через каждые шесть месяцев. Расчёт - Сумма зарплаты за 12 месяцев делится на количество отработанных дней и умножается на количество отпускных дней.
Отпуск без сохранения зарплаты даётся в исключительных случаях:
- собственная свадьба - 2 дня по служебной записке,
- смерть близких - 2 дня по служебной записке,
- справка вызов на сессию - расписание занятий, служебная записка
Основная причина текучести кадров - недовольство работников своим положением.
Специалистам отдела кадров необходимо в обязательном порядке анализировать формы текучести кадров, которые могут быть:
- полностью управляемыми условиями труда и быта;
- частично управляемыми (удовлетворённость коллективом, взаимоотношениями, формами мотивации);
- неуправляемыми (природно-климатические условия).
При анализе текучести надо обращать внимание:
- на качество источников найма и методов отбора персонала;
- надёжность процедур введения в должность;
- уровень начальной подготовки работника;
- перспективы его должностного продвижения;
- размер материального вознаграждения, формы поощрения и признания заслуг;
- содержание работы и условия труда;
- положение человека в коллективе
Целенаправленно воздействуя на управляемые или частично управляемые факторы и нейтрализуя действие неуправляемых (например, денежными компенсациями), можно существенно снизить текучесть.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию кадровой стратегии ООО «Глобус»
Можно выделить основные направления по улучшению кадровой политики и управления персоналом:
1) регулярное проведение оценки степени удовлетворённости потребностей сотрудников;
2) поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, формирование и развитие организационной культуры.
3) управление текучестью персонала, в частности совершенствование процесса отбора кадров.
Предлагаются конкретные мероприятия по изменению организационной культуры ООО «Глобус»:
1) установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно определение «продавец года» ООО «Глобус»;
2) установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в ООО «Глобус» определённое число лет;
3) расширение ассортимента услуг, оказываемых службами ООО «Глобус» (юридической, информационной, технической, транспортной и др.) своим сотрудникам;
4) поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов;
5) создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников ООО «Глобус» (порядок, сроки, соответствующие распоряжения).
Понятно, что это условное перечисление, поскольку возможны и другие мероприятия. Главное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к организации, с которой связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать в нем долго и плодотворно.
На данном этапе развития ООО «Глобус» сложившаяся в нем организационная культура более или менее отвечает миссии и целям организации. Но, учитывая темпы развития организации и мотивационный профиль её персонала, руководству ООО «Глобус» необходимо проводить диагностику основных параметров культуры организации и вносить изменения в её структуру.
Диагностика организационной культуры проходит в два этапа:
1 этап - качественное исследование. Задача этого этапа - сформулировать гипотезы о состоянии организационной культуры. В рамках качественного этапа исследования организационной культуры необходимо провести фокус-группы с представителями различных категорий сотрудников и различных структурных подразделений и глубинные диагностические интервью с высшим руководством организации. В рамках качественной части исследования также проводится психологическое тестирование с использованием различных психологических тестов.