Файл: Сбытовая политика предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 610

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание: используется 10-ти балльная система; оценка проводилась на основе контент-анализа публикаций в периодических изданиях и корпоративных сайтов.

Анализ подтверждает, что сильной стороной компании «Металлпромресурс» является возможность развития специальных предложений по цветному металлопрокату (указанных выше в первом параграфе) при необходимости повышения экономической эффективности, что потребует оптимального количества персонала и развития их профессиональных навыков. АВС-анализ также позволяет подтвердить приоритетность специальных предложений по цветному металлопрокату (см. табл. 2.2).

Таблица 2.2

Соотношение видов продукции и финансовых результатов

Виды продукции (услуг)

Соотношение продукции (услуг) (%)

Финансовые результаты (%)

Нержавеющий металлопрокат

35

46

Черный металлопрокат

45

25

Цветной металлопрокат

20

29

В то же время компания не может существовать и развиваться за счет только продукции цветного металлопроката, необходимо уделять внимание и черному и нержавеющему металлопрокату, постоянно повышая уровень удовлетворенности клиентов.

Следующий шаг – это определение положения компании на рынке с использованием матрицы БКГ. Матрица БКГ позволит определить динамику изменений стратегических зон хозяйствования, в качестве которых будут рассмотрены три основных направления работы (продукции) «Металлпромресурс» (см. табл. 2.2). Для построения матрицы воспользуемся цифровыми данными, полученными из отчетности компании «Металлпромресурс» и результатов анализа рынка[2] (табл. 2.3).

Приведенные данные являются минимально необходимым набором информации, который достаточен для формирования двух матриц за 2016/2017 и 2017/2018 гг., которые приведены на рис. 2.1 и рис. 2.2.

Таблица 2.3

Характеристика рынка и деятельности «Металлпромресурс»

Вид продукции

Год

Емкость рынка, тыс. тонн

Продажи, тыс. тонн

Продажи ведущего конкурента, тыс. тонн

Черный металлопрокат

2016

2017

2018

24990

27470

29940

Нет данных

323

276

Нет данных

300

300

Нержавеющий металлопрокат

2016

2017

2018

11630

13470

15620

Нет данных

388

264

Нет данных

300

300

Цветной металлопрокат

2016

2017

2018

3430

3500

3570

Нет данных

601

444

Нет данных

700

700


Показатели

Относительная доля на рынке

Высокая

Низкая

Рост объема спроса

Низкий

Высокий

Примечание: 1- нержавеющий металлопрокат; 2- черный металлопрокат; 3 – цветной металлопрокат.

Рис. 2.1. Матрица БКГ 2016/2017

Показатели

Относительная доля на рынке

Высокая

Низкая

Рост объема спроса

Низкий

Высокий

Рис. 2.2. Матрица БКГ 2017/2018

Из матрицы за 2016/2017 гг. видно, что специальные предложения по цветному металлопрокату были наименее выгодным направлением деятельности (они занимают нижний правый квадрант матрицы) и в перспективе можно было бы свернуть данное направление. Предложения по черному металлопрокату занимают лучшее положение в матрице – левый верхний квадрант. Это направление следует развивать, увеличивать объемы оказываемых услуг. Предложение нержавеющего металлопроката находится почти в центре матрицы. Этому виду услуг следовало уделить пристальное внимание, поскольку возможно было его перемещение в любой из других квадрантов. Поэтому руководство компании «Металлпромресурс»» должно было принять решение выделить дополнительные средства на его поддержку или сократить его.

Вторая матрица показывает, что по цветному и черному металлопрокату прежние рассуждения действительны. Предложение нержавеющего металлопроката переместилось из центра матрицы и находится на стыке квадрантов «звезды» и «дойные коровы».

Таким образом, анализ деятельности «Металлпромресурс» с помощью матрицы БКГ позволяет выявить тенденции по отдельным направлениям продукции и услуг и выстроить для них соответствующую стратегию.

Необходимо отметить, что отказываться от предложений по цветному металлопрокату не стоит, поскольку, несмотря на низкую рыночную долю, в перспективе эту долю можно существенно увеличить. Как показывает сравнительный анализ (табл. 2.1), у компании «Металлпромресурс» можно сформировать конкурентные преимущества (партнерские отношения с крупными производителями, которые были отмечены в первом параграфе данной главы и значительный опыт работы в данном направлении).

Был также проведен анализ окружения компании «Металлпромресурс» с использованием модели М. Портера (анализа пяти слагаемых конкуренции) и STEP-анализа (ПЭСТ-анализа). На основе этого можно составить матрицу SWOT-анализа для компании «Металлпромресурс» (рис. 2.3).


Таким образом, можно увидеть поля, оказывающие существенное влияние на деятельность компании и сформулировать перечень ключевых факторов успеха:

  • развитие специальных предложений по цветному металлопрокату и соответствующих услуг;
  • гибкость и мобильность в перечне оказываемых услуг;
  • повышение экономической эффективности, что позволит проводить существующую ценовую политику;
  • повышение имиджа компании, основанного на бренде и рекламных мероприятиях;
  • развитие агентской сети, что требует решение проблем с человеческими ресурсами (система отбора оптимального количества сотрудников, обучения и развития кадров, позволяющая удерживать лучших менеджеров).

Возможности

Угрозы

Увеличение спроса на металлопрокат

Появление новых произво-дителей

Развитие зарубежных рынков

Ужесточение конкуренции (слияния; приход иностранных игроков)

Повышение требований (законы)

Неразвитость рынка трудовых ресурсов

Сильные стороны

Развитость и эффективность агентской сети

++

+

+

-

0

-

Наличие специальных предложений (цветной металлопрокат)

+++

+

+++

++

-

-

Ценовая политика

++

+

+

--

-

0

Слабые стороны

Имидж «небольшой молодой компании»

-

-

-

---

0

0

Низкая удовлетв-ть существующих клиентов

-

0

-

-

0

-

Ограниченные финансовые возможности

++

+

+

-

--

0

Рис. 2.3. Матрица SWOT для компании «Металлпромресурс»

Необходимо отметить, что эти ключевые факторы успеха не являются постоянными и требуют постоянного изменения и совершенствования для их использования в целях достижения высоких рыночных результатов компанией «Металлпромресурс».


2.3. Мероприятия в области сбытовой политики ООО «Металлпромресурс»

На основе полученных выводов были сформулированы основные цели проекта по совершенствованию сбытовой политики компании. Данные цели представлены в виде дерева целей (см. рис. 2.4).

Занять лидирующее положение в сегменте

Развитие специальных программ лояльности

Сформировать устойчивый положительный имидж

Внедрение дополнительных современных информационных технологий в практику компании

Использование современных интернет-технологий в процессе продаж

Разработка клиентской базы данных

Использование инструментов маркетинга

Разработка элементов стратегии развития

Обучение персонала

Отбор и найм дополнительного персонала

Рис. 2.4. Дерево целей компании «Металлпромресурс»

Прежде всего, необходимо отметить, что направления и сбытовые мероприятия компании «Металлпромресурс» должны соответствовать принципам стратегического развития, сформулированных на основе оценки маркетинговой деятельности. Принципы стратегического развития компании «Металлпромресурс» могут быть сформулированы следующим образом.

  1. Принципы по отношению к размерам и структуре рынка:
    • расти вместе с рынком (предполагается, что рост рынка обусловлен факторами, которые не нужно специально обеспечивать, т.е. рынок растет как бы «сам по себе», а компания «Металлпромресурс» должна следовать за его ростом, увеличивая свою долю рынка);
    • расширять рынок (компания «Металлпромресурс» сама должна обеспечить рост рынка за счет реализации новых видов деятельности, групп покупателей, новых территорий (регионов) в России);
    • освоить максимально полную номенклатуру услуг и продукции по каждому виду деятельности;
    • улучшать свои показатели путем вертикальной интеграции (с производителями металла и заказчиками);
  2. Принципы выбора ведущих факторов обеспечения спроса:
    • ориентация на существующий уровень цен;
    • ориентация на новизну услуг и послепродажное обслуживание;
    • ориентация на специальные формы оплаты и ценообразования (кредит, рассрочка, скидки и т.п.);
  3. Принципы выбора степени активности маркетинга по отношению к потребителю:
    • ориентация на адаптацию к спросу на продукцию;
    • ориентация на увеличение спроса на автомобили в сегменте цветного металлопроката.
  4. Принципы реагирования на изменения рыночной конъюнктуры:
    • проведение заблаговременных преобразований организационной структуры и перечня реализуемой продукции на основе предвидения будущего путем анализа слабых сигналов, скрытых факторов и т.п.;
  5. Принципы выбора типа реакции на изменение рыночной конъюнктуры:
    • изменение объемов продаж;
    • изменение видов оказываемых услуг;
  6. Принцип формирования и сохранения индивидуальности компании «Металлпромресурс»: специфические способы изменения характеристик объектов и продукции (при договоренности с клиентами и партнерами, или способов сбыта при их модификации, совершаемые так, чтобы в этих изменениях просматривалась индивидуальность компании «Металлпромресурс»).

По результатам проведенной оценки маркетинговой деятельности компании «Металлпромресурс» рекомендуется выбрать комбинированную стратегию развивающего и поддерживающего маркетинга в рамках стратегии концентрированного роста по М. Потртеру и Ф. Котлеру.[3] Комбинация этих стратегий будет включать стратегию развития продукта, стратегию развития рынка и стратегию усиления позиции. Основные направления деятельности компании «Металлпромресурс» в рамках данной стратегии представлены в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Основные мероприятия компании «Металлпромресурс» в рамках стратегии концентрированного роста

№ п/п

Мероприятия

Стратегия развития товара

1

Расширение перечня видов деятельности

2

Поиск новых поставщиков

3

Повышенные гарантийные обязательства

4

Политика средних цен

Стратегия развития рынка

5

Расширение территориального охвата (Центральный и Северо-Западный регионы)

6

Формирование имиджа

7

Повысить уровень удовлетворенности существующих заказчиков (крупных предприятий), тем самым, формируя круг постоянных клиентов

8

Провести детальную сегментацию потребителей и выбрать наиболее перспективные (преимущественно для специальных предложений)

Стратегия усиления позиции

9

Позиционирование

10

Брендинг

11

Повышение компетенций персонала

Стратегия усиления позиции компании «Металлпромресурс» должна включать следующие основные действия:

  • позиционирование – необходимо придать особое место компании «Металлпромресурс» в сознании целевых потребителей: высокое качество продукции; новые технологии; лучшие стандарты обслуживания;
  • брендинг – существующие фирменное наименование «Металлпромресурс» требует постоянного поддержания уровня известности и узнаваемости, формирования лояльности потребителей. Это предполагает участие предприятия в различных мероприятиях, в специализированных выставках Москвы, Санкт-Петербурга и ближних регионов, активное присутствие в интернет-пространстве. Ну и, безусловно, главную ценность для любого предприятия представляют постоянные клиенты. Поэтому нужно создавать приверженность потребителей бренду, использовать особые условия обслуживания в отношении этих клиентов.