Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
1.1. Основные функции менеджмента, их сущность
1.2. Определение и взаимосвязь основного содержания функций менеджмента
Глава 2. Функциональный менеджмент на примере АО «Новгородхлеб»
2.1 Общая экономическая характеристика АО «Новгородхлеб»
2.2 Осуществление функции планирования в АО «Новгородхлеб»
2.3 Принципы организации деятельности АО «Новгородхлеб»
2.4 Оценка мотивационного менеджмента в АО «Новгородхлеб»
2.5 Система контроля за исполнением решений в АО «Новгородхлеб»
Социальная мотивация. Мотивы: достаточно большая общественная значимость выполняемой работы; удовлетворение от качественно выполняемой работы; возможность получения высшего образования; предоставление дополнительного 12-дневного отпуска за общий стаж работы свыше 5 лет; хорошие отношения с отдельными членами коллектива. Антимотивы: редкое использование коллегиальной формы принятия решений; отсутствие стимулов к повышению своей квалификации.
Информационная мотивация. Мотивы: доступность необходимой информации; возможность предоставления нужной информации людям, которые испытывают в ней соответствующую потребность. Антимотивы: поиск нужных документов с использованием личных связей; отсутствие в медицинской библиотеке новой специализированной литературы; использование компьютерной техники в повседневной работе только определённых подразделений.
Существует ряд требований, на которые ориентируется ООО «Новгородхлеб» при создании системы стимулирования:
- объективность: размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда;
- предсказуемость: работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда;
- адекватность: вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего коллектива, его опыту и уровню квалификации;
- своевременность: вознаграждение должно следовать за достижением результата как можно быстрее (если не в форме прямого вознаграждения, то хотя бы в виде учета для последующего вознаграждения);
- значимость: вознаграждение должно быть для сотрудника значимым;
- справедливость: правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому сотруднику организации и быть справедливыми, в том числе с его точки зрения.
Несмотря на простоту и очевидность перечисленных требований, не стоит ими пренебрегать. Как показывает практика, несоблюдение этих требований приводит к нестабильности в коллективе и оказывает сильный демотивирующий эффект.
Основываясь на сказанном ранее, можно выделить основные мотивы, побуждающие работников к добросовестному труду.
Во-первых, осознание важности и необходимости выполняемой работы, даже если она не слишком материально привлекательна. Во-вторых, увлеченность профессией, своим делом. В-третьих, ориентация на получение максимального материального вознаграждения.
Различают следующие «чистые» типы мотивации. Обозначим каждый тип мотивации кодом (по первым двум буквам):
ЛЮ - люмпенизированный тип;
ИН - инструментальный тип;
ПР- профессиональный тип;
ПА - патриотический тип;
ХО - хозяйский тип.
Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов (рис. 7).
Рисунок 7 – Человек как сочетание чистых мотивационных типов
Приведем данные, показывающие реальные распределения по мотивационным типам в ООО «Новгородхлеб» (табл. 10).
Таблица 10
Распределение мотивационных типов работников ООО «Новгородхлеб»
Мотивационный тип |
Доля персонала с преобладанием данного мотивационного типа |
|
Среди рабочих |
Среди менеджеров |
|
Инструментальный |
44% |
9% |
Профессиональный |
14% |
31% |
Патриотический |
14% |
38% |
Хозяйский |
2% |
9% |
Люмпенизированный |
26% |
13% |
Итак, на человека, который описывается некоторым мотивационным профилем, с целью изменить его поведение в организации, оказывается воздействие в форме некоторого стимула. Получив стимул, человек реагирует на него в соответствии со своим мотивационным профилем. Понятийная модель «Мотивация-стимул» устанавливает связь между чистыми мотивационными типами и приемлемыми для них формами стимулирования в ООО «Новгородхлеб». Это отношение приведено в табл. 11.
Таблица 11
Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования
Формы стимулирования |
Мотивационный тип |
||||
Инструментальный |
Профессинальный |
Патриотический |
Хозяйский |
Люмпенизированный |
|
Негативные |
Нейтральна |
Запрещена |
Применима |
Запрещена |
Базовая |
Денежные |
Базовая |
Применима |
Нейтральна |
Применима |
Нейтральна |
Натуральные |
Применима |
Нейтральна |
Применима |
Нейтральна |
Базовая |
Моральные |
Запрещена |
Применима |
Базовая |
Нейтральна |
Нейтральна |
Патернализм |
Запрещена |
Запрещена |
Применима |
Запрещена |
Базовая |
Организационные |
Нейтральна |
Базовая |
Нейтральна |
Применима |
Запрещена |
Участие в управлении |
Нейтральна |
Применима |
Применима |
Базовая |
Запрещена |
Был проведен опрос работников для выявления наиболее значимых мотиваторов их трудовой деятельности в ООО «Новгородхлеб». Для проведения исследования и анализа его результатов использовалась схема оценочного исследования (применяемая в таких науках как социология и психология). Работникам предлагалось ответить на вопрос: Что по Вашему мнению является основной причиной эффективной работы персонала?
Давалась возможность выбрать несколько из приведенных вариантов и оценить их по десятибалльной шкале по степени значимости, а также привести свои варианты (в случае, когда требуемого варианта нет среди предложенных ответов) и также их оценить.
Полученные результаты явно показали пять ведущих факторов, мотивирующих трудовую деятельность коллектива (табл. 12).
Таблица 12
Факторы, мотивирующие трудовую деятельность коллектива
Вариант ответа |
Средний балл |
1. Система оплаты труда |
9,85 |
2. Атмосфера в коллективе |
7,54 |
3. Высокий уровень свободы действий в принятии решений персоналом |
5,15 |
4. Возможность карьерного и профессионального роста |
5,01 |
5. Возможность самовыражения и самореализации |
4,12 |
Данные таблицы позволяют нам сделать вывод о том, что во все модели мотивации – преимущество отдается именно экономической, т.е. материальной мотивации.
2.5 Система контроля за исполнением решений в АО «Новгородхлеб»
Области применения контроллинга разграничены по структурным подразделениям с учетом технологической цепочки производства продукции и продажи продукции (например, продажа продукции, производство, снабжение линии технического обслуживания производства и т. д.).
Руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществляется генеральным директором.
Схема менеджмента в АО «Новгородхлеб» представляет собой следующую цепочку: составляются целевые планы (стратегическое планирование), планы реализуются на практике (оперативное управление), полученные результаты сверяются с заданными целями (сравнение фактических показателей с плановыми), отклонения анализируются, принимаются соответствующие решения по устранению недостатков и корректировке планов. Таким образом, предприятие оптимально развивается.
В АО «Новгородхлеб» развитие контроллинга началось с анализа производственных и сбытовых затрат отдельных подразделений предприятия. Он проводился вначале централизованно, исключительно на оперативном уровне.
Краеугольными камнями как оперативного, так и стратегического контроллинга являются системы информационного обеспечения, учета и анализа, планирования, контроля.
В АО «Новгородхлеб» внутренние отчетность и информационное обеспечение выполняют задачу передачи плановых и отчетных данных ответственным менеджерам. На рассмотрение должна быть представлена ясная и четкая, полная и своевременная информация, распределенная как по уровням ответственности, так и по степени сложности принятия управленческих решений. Стратегические цели задаются на предприятии по объемам и ассортименту выпуска продукции, рыночным долям, значениям показателей годового финансового плана (бюджета) и подготовке мероприятий для реализации заданных целей. Для задания стратегических целей по видам продукции и рыночным долям заполняется стандартизированный формуляр, в котором анализируется конъюнктура рынка и приводятся сведения о конкурентах, оцениваются возможные риски, а также приводится финансовая оценка готовящихся мероприятий.
Отчетная информация содержит описание фактических данных по всем показателям (финансово-хозяйственной деятельности и ликвидности АО «Новгородхлеб», результаты анализа отклонений фактических величин показателей от плановых, а также прогноз дальнейшего развития событий. Здесь же приводится оценка эффективности и уже осуществляемых, и только еще рассматриваемых мероприятий по снижению затрат и повышению рентабельности.
Отчетность и информация в системе стратегического контроля охватывает данные перепроверки стратегии в свете текущих изменений как первый шаг к составлению годового финансового плана.
Отчетность и информация в системе оперативного контроля на вышеперечисленных предприятиях базируется на таком огромном количестве исходной информации, что непременно требует привлечения ЭВМ и специального программного обеспечения для ее обработки. Для составления отчетности используется специальный учетный и аналитический инструментарий: директ-костинг, расчет точек безубыточности, определение ценовой политики, анализ взаимосвязей между объемом производства, себестоимостью и прибылью и т. д.
В АО «Новгородхлеб» ведут статистику объемов выпуска и реализации продукции, расчет издержек производства и обращения, исчисление финансовых результатов по разным схемам учета затрат, расчет сумм покрытий (маржинального дохода), показателей рентабельности и ликвидности, статистику движения рабочей силы и запасов, расчеты движения денежных потоков, инвестиционные расчеты и др.
Краткосрочный обзор прибылей и убытков акционерного общества разбит на те же статьи, что и его финансовый план. Отчетность движется «снизу вверх» и поступает высшему руководству с учетом замечаний и предложений менеджеров каждого уровня ответственности. Этот вид внутренней отчетности включает баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных потоков, докладные записки каждого центра прибыли и уровня ответственности, а также сведения об инвестициях, запасах, трудовых ресурсах и др.
Процесс стратегического планирования в АО «Новгородхлеб» проходит следующим образом: ежегодно с марта по май происходит накопление и подготовка материалов, которые затем непосредственно переходят в составление годового финансового плана (бюджета). Этот этап начинается в июне с постановки задач, стоящих перед предприятием, продолжается в течение лета и осени детальной проработкой и обсуждением каждой отдельной статьи плана и вытекает в проводимое в ноябре слияние всех частей плана в единое целое. В декабре правление акционерного общества рассматривает и принимает финансовый план (бюджет) на следующий финансовый год. В ходе подготовки бюджета обращается внимание на подготовку и исполнение оперативных планов. В настоящее время годовое планирование на предприятии расширяется до трехлетнего. Особое внимание при этом. уделяется планированию инвестиций, введению инноваций и технологическому перевооружению производства.
По данным контроля в АО «Новгородхлеб» ежемесячно составляется отчет о выполнении отдельных проектов и достижении заданных величин показателей хозяйственной деятельности. Оперативный контроль состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.
Сначала происходит представление фактических данных, которое в значительной степени носит децентрализованный характер и предполагает четкую организацию документооборота (по возможности разовый выпуск первичного документа, обрабатываемого затем средствами электронно-вычислительной техники), а также четкую работу производственной и финансовой бухгалтерий. Главное требование на этом этапе - минимальный временной разрыв между свершившейся хозяйственной операцией и моментом ее обработки на ПК.