Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
1.1. Основные функции менеджмента, их сущность
1.2. Определение и взаимосвязь основного содержания функций менеджмента
Глава 2. Функциональный менеджмент на примере АО «Новгородхлеб»
2.1 Общая экономическая характеристика АО «Новгородхлеб»
2.2 Осуществление функции планирования в АО «Новгородхлеб»
2.3 Принципы организации деятельности АО «Новгородхлеб»
2.4 Оценка мотивационного менеджмента в АО «Новгородхлеб»
2.5 Система контроля за исполнением решений в АО «Новгородхлеб»
План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.
По форме планирование может быть: перспективным (стратегическим): определение главных целей деятельности на период более 5 лет; среднесрочным: выбор средств для выполнения целей на период от 1 до 5 лет; текущим (оперативным): программа использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам.
Принцип планирования в современном менеджменте: от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему (рис. 1).
Рисунок 1 – Общая схема планирования
Таблица 2
Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования
Признаки сравнения |
Стратегическое планирование |
Оперативное планирование |
Уровень менеджмента |
Преимущественно высший |
Все уровни с акцентом на средний |
Основная ориентация |
Проблемная ориентация |
Временная ориентация |
Вид проблем |
Слабо структурированные, качественные |
Хорошо структурированные, количественные |
Целевой критерий |
Создание потенциала успеха |
Реализация потенциала успеха |
Неопределенность |
Высокая степень |
Низкая степень |
Сущность планирования |
|
|
Время планирования |
Акцент на долгосрочное, частично краткосрочное и среднесрочное планирование |
Акцент на краткосрочное и среднесрочное планирование |
Единица планирования |
Стратегические хозяйственные единицы |
Все функциональные области и все сотрудники |
Степень детализации |
Укрупненная проработка |
Детальная проработка |
Исходная информация |
Политика организации, внешняя среда |
Основная и функциональная стратегии организации, внутренняя среда |
Форма организации планирования |
Централизованная (руководство) |
Децентрализованная (централизованное регулирование) |
Организация – управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования. Содержание организации как функции менеджмента состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий функционирования предприятия (рис. 2).
Рисунок 2 - Принципы функции организации
Организация как функция менеджмента реализуется через:
- административно-оперативное управление: определение структуры предприятия; распределение функций между подразделениями; установление ответственности (предоставление прав) между работниками аппарата управления;
- оперативное управление: периодическое или непрерывное сравнение фактических результатов с плановыми; корректировка результатов.
Формы организации производственных процессов – это концентрация, специализация, комбинирование, кооперирование: концентрация – процесс сосредоточения производства на более крупных предприятиях, производствах, в регионах; специализация – выделение особого (специализированного) вида производства и создание нового производственного процесса, подразделения; комбинирование – производство продукта ведется из готовой продукции предыдущего передела или отходов производства других переделов; кооперирование – установление производственных связей между производителями на основе их специализации.[6]
Организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения поставленных целей в установленный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов.
Особое значение функция организации приобретает в случаях, когда при выполнении принятых решений действия отдельных исполнителей выходят за рамки нормативных актов, утвержденных инструкций, методик и требуют оперативной организации работы.
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе ее оценки использование соответствующих побудительных мотивов.
Сущность мотивации как функции менеджмента состоит в том, чтобы персонал предприятия выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
В зависимости от целей теории мотивации можно разделить на три большие группы: содержательные, цель которых – установить потребности работников и определить оптимальное для них соотношение внутреннего и внешнего вознаграждения; процессуальные, цель которых – установить вероятность наступления ожидаемого от работника результата при мотивирующей роли различных потребностей и возможной различной степени их удовлетворения; параллельные, цель которых – определить, какие виды деятельности удовлетворяют параллельно низшие и высшие потребности человека, и какие отдельно каждую группу потребностей, и создать на этой базе оптимальную систему стимулирования труда с материальными и нематериальными составляющими.[7]
Для успешной мотивации сотрудников руководителю необходимо предоставить им возможность удовлетворения определенных активных потребностей для творческого выполнения производственных задач, распределенных дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого работника. Этот процесс будет сопровождаться повышением преданности интересам организации и производительности труда. При этом каждый человек должен рассматриваться не в качестве орудия для достижения целей, а как личность, требующая к себе бережного отношения и индивидуального подхода. Итак, работа в значительной мере должна соответствовать интересам и способностям работника.
Контроль, учет, анализ – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Контроль – управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.
Содержание контроля как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.
Контроль – комплексная функция, включающая функции учета, оценки, анализа.[8] Задачи контроля: сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет); оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка); анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ); прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
Значение контроля: завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента; производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.[9]
Процесс контроля включает: установку стандартов, выработку критериев оценки; изменение фактических результатов; принятие необходимых корректирующих действий.
По форме осуществления контроль может быть: внутренним – система контроля организуется предприятием самостоятельно; внешним – контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.д.
Рисунок 3 - Принципы функции контроля
Эффективная система контроля характеризуется: стратегической направленностью; ориентацией на результаты; соответствием контролируемому виду деятельности; своевременностью (нужная информация нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью; экономичностью и простотой.
Учет – управленческая деятельность по финансированию состояния объекта управления с начального до конкретного момента времени.
Содержание учета как функции менеджмента состоит в учете выполнения производственной программы, наличии материальных и финансовых ресурсов и т.д. По виду учет делится на: оперативный – текущее управление определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями; финансовый (бухгалтерский) – информация о кругообороте всех средств и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности предприятия; статистический – дополняет предыдущие виды учета информацией о процессах, не имеющих стоимостной оценки; может быть сплошным и выборочным.
Анализ – управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мероприятий по устранению выявленных недостатков. Содержание анализа как функции менеджмента состоит в изучении выполнения производственной программы, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов.
Итак, цели экономического анализа: определить эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия; выявить направления деятельности на текущий и перспективный периоды.
Анализ может быть внешним и внутренним.
Внешний характеризует: имущественное состояние предприятия; финансовую устойчивость; платежеспособность; рентабельность деятельности; привлечение источников капитала; отношения предприятия с внешней средой. Внутренний характеризует: формирование прибыли; структуру себестоимости; ценовую политику; себестоимость по видам продукции; характер ответственности должностных лиц.
Глава 2. Функциональный менеджмент на примере АО «Новгородхлеб»
2.1 Общая экономическая характеристика АО «Новгородхлеб»
Акционерное общество «Новгородхлеб» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданных в аренду» от 14 октября 1992 года N 1230 и разделом 5.10 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.
Учредителями Общества являются граждане РФ.
Полное фирменное наименование на русском языке: Акционерное общество «Новгородхлеб».
Сокращенное фирменное наименование на русском языке: АО «Новгородхлеб». Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании настоящего Устава и действующего законодательства РФ.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.
Общество является открытым акционерным обществом. Акционеры могут приобретать и отчуждать акции Общества без согласия других акционеров Общества. Общество вправе также проводить открытую подписку на выпускаемые им акции в порядке с учетом требований закона и других правовых актов. Общество может проводить закрытую подписку на свои акции, за исключением случаев, когда настоящим Уставом или законодательством РФ возможность проведения закрытой подписки ограничена.