Файл: Основные функции в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.

Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности.

На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала, и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен.

Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий.

Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования системы, среди которых важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий.

Объект исследования – АО «Новгородхлеб».

Предмет исследования – функции менеджмента.

Цель работы раскрыть основное содержание функций современного менеджмента.

Задачи, поставленные для достижения цели следующие:

  • рассмотреть теоретические основы менеджмента;
  • проанализировать функция менеджмента на примере предприятия.

При выполнении курсовой работы использованы такие методы как: метод научного анализа, сравнительный метод, конкретно исторический метод, метод обработки рядов динамики.


Теоретическую базу курсовой работы составили труды ведущих исследователей и экономистов в области управления: Анри Файоля, И.Н. Герчиковой, В.Ф.Уколова, Н.Я. Уткина, А.А.Васильева и другие.

Информационную базу курсовой работы составили данные АО «Новгородхлеб»

Цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, логически разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы менеджмента

1.1. Основные функции менеджмента, их сущность

Основные функции менеджмента были сформулированы Анри Файолем в его работе «Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль». В ней он указал, что управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать.

Термин функция обозначает в переводе с латинского (functio) обязанность, круг деятельности, назначение, роль. В.И. Набоков и А.К. Семенов определяют функции управления как относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управ­ления должна иметь четко выраженное содержание, разработан­ный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые осуществляются в рамках конкретной функции.

Содержание действий и функций, реализуемых в про­цессе управления, зависит от типа организации, её размеров, отраслевой принадлежности, уровня в управленческой иерархии, роли внутри организации и других факторов.[1]

Переверзев М.П. рассматривает функцию менеджмента как «целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления»[2]. Он указывает, что функции управления формируются в результате разделения труда в управлении. Они должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородно­стью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.


В различных учебниках и учебных пособиях авторы используют разнообразные подходы к классификации функций управления. Так, Е.Е. Вершигора подразделяет функции управления на общие и конкретные. Общими функциями являются: прогнозирование и планирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ. Они представляют собой части управленческого цик­ла, определяют специализацию труда. Характерной особенностью об­щих функций является их взаимное проникновение друг в друга.

Конкретные функции — это функции управления, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организа­ции в целом или к конкретным стадиям производственного процес­са. Эти функции могут также устанавливаться по направленности на конкретные факторы производства или по содержанию задач обес­печения управления. Конкретные функции могут подразделяться на подфункции, ко­торые называются специальными функциями, представляющими со­бой комплекс мер, направленных на достижение одной или несколь­ких целей организации.[3]

Планирование является первой, важнейшей функцией про­цесса управления. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает: установление целей и задач; разработку стратегий, программ и планов для достиже­ния целей; определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

В целом функция планирования осуществляется в современ­ных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном.

Организация это работа руководителя по формированию и обеспечению деятельности структур предприя­тия в соответствии с ее целями и планами. Руководитель подбирает людей, поручает им работу, делегирует отдельным людям полномочия или права использовать ресурсы организации.

В современных условиях мотивация рассматривается с позиции создания внутреннего по­буждения к действию. Она является результатом сложной совокуп­ности потребностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы мотивировать, руководителю следует определить, каковы на самом, деле эти потребности, обеспечить работнику способ удовлетворять потребности путем хорошей работы.

Функция координация обеспечива­ет бесперебойность и непрерывность процесса управления. Главная задача коорди­нации — обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех звеньев предприятия путем установления рациональных коммуникаций между ними. Поэтому для выполнения этой функции могут использо­ваться всевозможные документальные источники (отчеты, аналитические материалы), а также результаты обсуж­дения проблем на совещаниях, собраниях и т.д.


Управленческая деятельность представляет собой сочетание различных функций (видов деятельности), каждая из которых направлена на решение специфических, разнообразных и сложных проблем взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, требующих осуществления большого комплекса конкретных мероприятий. Сфера управления охватывает не только производство, но и НИОКР, реализацию, финансы, коммуникации.

Управленческая деятельность призвана решить следующие проблемы: определить конкретные цели развития предприятия; выявить их приоритетность и последовательность реализации. На этой основе разработать хозяйственные задачи и определить пути их решения, выработать систему мер для решения намеченных проблем, определить необходимые ресурсы и источники их обеспечения, установить контроль за выполнением поставленных задач.

Объектом управления со стороны менеджмента в организации являются пять групп функциональных процессов:

  • управление производством предполагает, что соответствующие структурные подразделения осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в конечный продукт, который организация предлагает целевым потребителям;
  • управление маркетингом предполагает за счет формирования комплекса маркетинга обеспечить удовлетворение потребностей целевого сегмента рынка;
  • управление финансами заключается в оптимизации величины и структуры финансовых ресурсов предприятия;
  • управление персоналом обеспечивает использование возможностей и способностей работников для достижения целей организации;
  • управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о деятельности предприятия для сопоставления фактического состояния с желаемым.[4] Это позволяет предприятию диагностировать проблемы и определить пути их решения.

Итак, управленческие функции выполняются специальным аппаратом, состоящим из взаимосвязанных между собой подразделений. За каждым из них закрепляются свои специфические функции. Их выполнение связано с решением конкретных задач, входящих в сферу ответственности соответствующего органа управления.

1.2. Определение и взаимосвязь основного содержания функций менеджмента


Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени. Содержание планирования как функции менеджмента состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса на рынке.[5]

Задачи планирования: обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений; перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает состояние объекта, желаемое в будущем, и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных или сдерживание отрицательных тенденций развития; координация деятельности структурных подразделений и сотрудников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов; создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт – план»; стимул (мотивация) трудовой активности сотрудников. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса управления; информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника его реализации информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

В эффективно функционирующих организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации и оперативной импровизацией менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией перечисленных принципов в плановой деятельности менеджера.

Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов. Характер планирования во многом зависит от типа предприятия (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь характера планирования и типа предприятия

Фактор сравнения

Тип предприятия

Специализированное

Диверсифицированное

Назначение

Формирование стратегии и структуры

Координация деятельности производственных отделений

Разработка плана

Централизованно, в основном силами планового отдела

Децентрализованно, преимущественно в отделениях

Ключевые вопросы

Конкуренция, совершенствование продукта, объем производства

Разработка новых продуктов, номенклатуры

Временной период

5 лет

3 года

Контроль

Прямой, с высшим руководством

Финансовые показатели