Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в организации
1.1. Понятие и виды профессионального стресса
1.2. Причины возникновения профессионального стресса
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования
Глава 3. Психологические рекомендации по предупреждению и коррекции профессионального стресса
Таблица 1
Распределение показателей профессионального стресса по количеству людей
Кол-во человек |
Данные по всем 7 показателям профессионального стресса |
||
низкий уровень, количество шкал |
средний уровень, количество шкал |
высокий уровень, количество шкал |
|
2 |
7 |
0 |
0 |
3 |
6 |
1 |
0 |
1 |
5 |
2 |
0 |
1 |
4 |
3 |
0 |
5 |
3 |
4 |
0 |
2 |
2 |
5 |
0 |
14 |
1 |
6 |
0 |
1 |
0 |
7 |
0 |
2 |
0 |
6 |
1 |
6 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2 |
4 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Итого: |
34 |
45 |
5 |
В таблицы 3 приведено распределение людей в зависимости от того, по какому количеству показателей у них выявлены высокие, средние и низкие значения профессионального стресса.
В результате можно говорить о том, что у одиннадцати человек из сорока (это респонденты, у которых присутствуют высокие показатели профессионального стресса) выявлены признаки восприятия профессиональных ситуаций как стрессогенных, что приводит к снижению эффективности работы, ухудшению психологического климата в коллективе, осложнению взаимоотношений с руководством и т.д.
Двадцать семь человек (это респонденты, у которых выявлено сочетание низких и средних показателей профессионального стресса, но отсутствуют высокие) находятся в зоне риска и в случае отсутствий изменений в восприятии профессиональных ситуаций как стрессогенных, возможно увеличение уровня стресса до высокого.
И только два человека воспринимают профессиональные ситуации без нервно-психического напряжения и не испытывают стресс (это респонденты, у которых присутствуют только низкие показатели профессионального стресса). Далее представим результаты исследования уровня удовлетворенности трудом.
По «Методике определения удовлетворенности трудом» рассматривались такие показатели как:
• интерес к работе,
• удовлетворенность достижениями в работе,
• удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками,
• удовлетворенность взаимоотношениями с руководством,
• уровень притязаний в профессиональной деятельности,
• предпочтение выполняемой работы высокому заработку,
• удовлетворенность условиями труда,
• профессиональная ответственность.
Результаты исследования представлены на рисунке 4.
Рисунок 4.Показатели удовлетворенности трудом
Столбцы на рисунке 4 обозначают количество человек с разной степенью выраженности удовлетворенности профессиональной деятельностью (высокая, средняя, низкая) по разным показателям (интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда и профессиональная ответственность).
Так самая высокая удовлетворенность наблюдается у показателей взаимоотношений с сотрудниками (32 человека), достижениями в работе (22 человека) и удовлетворенность условиями труда (19 человек). Самая высокая неудовлетворенность трудом выявлена по шкале предпочтение выполняемой работы высокому заработку (20 человек). Средний и низкий уровни удовлетворенности преобладают по шкале уровень притязаний в профессиональной деятельности (17 и 16 человек соответственно). У показателей интерес к работе, удовлетворенность взаимоотношениями с руководством и профессиональная ответственность преобладает средний уровень удовлетворенности трудом у работников (25, 23 и 20 человек соответственно).
Таким образом, можно говорить о том, что для опрошенных менеджеров ПО «ЧГЭС» большое значение имеет заработная плата, в случае предложения работы с большим заработком, возможно предпочтение другой работы. Также по результатам исследования можно говорить о том, что примерно половина опрошенных считает возможным внести вклад в коррекцию работы службы, в которой работают, а также перейти на должность выше уровнем в тарифно-разрядной сетке. Также наблюдается наличие хороших взаимоотношений с сотрудниками и высокая удовлетворенность достижениями в работе.
В результате можно сделать вывод, что наиболее удовлетворены сотрудники взаимоотношениями и достижениями в работе. Самая высокая неудовлетворенность связана с показателями предпочтения выполняемой работы высокому заработку и уровня притязаний в профессиональной деятельности. По шкалам «интерес к работе», «взаимоотношения с руководством», «профессиональная ответственность» преобладает средняя удовлетворенность. Наблюдается высокая и средняя удовлетворенность условиями труда.
Для определения связи между уровнем профессионального стресса и удовлетворенности трудом использовался метод корреляционного анализа (таблица 2).
Таблица 2
Корреляционные связи между показателями профессионального стресса и удовлетворенности трудом
интерес к работе |
удовлетворенность достижениями в работе |
удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками |
удовлетворенность взаимоотношениями с руководством |
уровень притязаний в профессиональной деятельности |
предпочтение выполняемой работы высокому заработку |
довлетворенность условиями труда |
профессиональная ответственность |
|
шкала психол.стресса PSM25 |
-,114 |
-,304 |
-,410** |
,357* |
,129 |
-,101 |
-,087 |
-,033 |
повторяемость |
-,158 |
-,408** |
-,189 |
-,333* |
,226 |
-,296 |
-,468** |
,099 |
эмоциональная напряженность |
-,182 |
-,020 |
-,499*** |
,057 |
,354* |
,121 |
,246 |
,343* |
личная значимость |
-,309* |
-,428** |
-,099 |
,421** |
,118 |
-,447** |
-,511*** |
-,088 |
неконтролируемость |
-,201 |
-,218 |
-,271 |
-,215 |
,310* |
-,224 |
-,377* |
,084 |
продуктивность |
-,226 |
-,271 |
-,097 |
-,105 |
-,103 |
-,077 |
-,193 |
,152 |
неопределенность |
-,118 |
-,419** |
-,411** |
-,214 |
,096 |
-,212 |
-,456** |
-,029 |
В ячейках таблицы 4 приведены коэффициенты корреляции между показателями профессионального стресса и удовлетворенности профессиональной деятельностью. Звездочками обозначен уровень значимости корреляционных связей. Как видно из таблицы 4, наибольшее количество статистически значимых корреляционных связей (5) наблюдается между показателями удовлетворенности трудом и показателем профессионального стресса – личная значимость (оценка полезности ситуации для будущего). Все указанные корреляционные связи отрицательные. Это говорит о том, что чем выше показатели стресса из-за нетактичного поведения (или несправедливого отношения) руководителя, тем ниже удовлетворенность профессиональной ситуацией, а именно люди менее проявляют интерес к работе (r=-0,309, p<0,05), снижается удовлетворенность достижениями в работе(r=-0,428, p <0,01), удовлетворенность взаимоотношениями с руководством(r=-0,421, p<0,01), увеличивается предпочтение выполняемой работы высокому заработку(r=-0,447, p<0,01).
Также видно из результатов исследования, что удовлетворенность условиями труда имеет много связей с профессиональным стрессом. Все указанные корреляционные связи отрицательные. Это говорит о том, что ситуация сверхурочной работы без дополнительного вознаграждения (r=-0,428, p <0,01), нетактичное поведение (или несправедливое отношение) руководителя (r=-0,511, p <0,001), необходимость делать работу за других без морального и материального вознаграждения(r=-0,377, p <0,001), грубость и несдержанность коллег (потребителей) (r=-0,456, p<0,01) связано со снижением уровня удовлетворенности условиями труда.
У интегрального показателя психической напряженности (PSM25) наблюдаются отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками(r=-0,410, p<0,05). Это говорит о том, что состояние напряженности, взволнованности, постоянных переживаний, сильного возбуждения, связано не только с ухудшением физического состояния работников, но и с взаимоотношениями в коллективе и с руководством.
У показателя профессионального стресса – повторяемость(оценка временной характеристики ситуации) наблюдаются отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности достижениями в работе(r=-0,408, p<0,01). Это говорит о том, что ситуация сверхурочной работы без дополнительного вознаграждения связана с 56 ухудшением взаимоотношений сотрудников с руководством, а также связано с отрицательным влиянием на субъективное мнение об условиях труда в организации и снижением удовлетворенности работников от достижений в труде.
У показателя профессионального стресса – эмоциональная напряженность (субъективная оценка внутренних ресурсов) наблюдаются положительные и отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности трудом. Это говорит о том, что увеличение эмоциональной напряженности связано с уменьшением удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками (r=-0,499, p <0,001), а также с увеличением уровня притязаний в профессиональной деятельности (r=0,354, p<0,05) и профессиональной ответственности(r=0,343, p<0,05).
У показателя неконтролируемость (неопределенность собственных ресурсов управления ситуацией) также наблюдаются положительные и отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности трудом. Это говорит о том, что увеличение показателя стресса – неконтролируемость связано с уменьшением удовлетворенности условиями труда(r=-0,377, p<0,05), но при этом также связано с увеличением уровня притязаний в профессиональной деятельности(r=0,310, p<0,05).
При этом у показателя продуктивности (оценка внутренних ресурсов) отсутствуют значимые корреляционные связи с показателями удовлетворенности трудом. То есть, продуктивность деятельности, характеризующаяся отношением работников к сбоям в работе из-за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия, не связана с удовлетворенностью трудом. У показателя профессионального стресса –неопределенность (оценка открытости пространства ситуации) выявлены отрицательные корреляционные связи с показателями удовлетворенности достижениями в работе(r=-0,419, p<0,01), взаимоотношениями с сотрудниками(r=-0,411, p<0,01) и условиями труда(r=-0,456, p<0,01).
Это говорит о том, что 57 грубость и несдержанность коллег (потребителей) связаны с ухудшением взаимоотношений в коллективе, снижением удовлетворенности предоставляемыми в организации условиями труда, а также снижением уровня удовлетворенности сотрудников достижениями в работе. Самые большие корреляционные коэффициенты с высокими уровнями значимости обнаружены между шкалами «эмоциональная напряженность» и «удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками»(r= -0,499, p <0,001), а также между показателями личной значимости и удовлетворенности условиями труда (r=-0,511, p<0,001).
Это свидетельствует о наиболее тесной связи данных показателей. То есть, увеличение эмоциональной напряженности, которая возникает при опоздании на работу сотрудников, отсутствии их на рабочем месте, частых отгулах, нетрезвом состоянии, связано с уменьшением удовлетворенности взаимоотношениями с ними. А также можно говорить о том, что удовлетворенность условиями труда имеет значимую связь с отношением руководства к сотрудникам, а именно: нетактичное поведение (или несправедливое отношение) руководства, связано со снижением удовлетворенности организацией труда на предприятии, ухудшением мнения сотрудников об условиях труда на своей работе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что имеются значимые корреляционные связи между показателями профессионального стресса и удовлетворенности трудом работников ПО «ЧГЭС». При этом обнаружены отрицательные корреляционные связи между интегральным показателем психической напряженности (PSM25) и показателями удовлетворенности взаимоотношений с сотрудниками, руководством; между показателем стресса «повторяемость» и удовлетворенностью достижениями в работе, взаимоотношениями с руководством и условиями труда; между показателем «эмоциональная напряженность» и удовлетворенностью взаимоотношениями с сотрудниками; между показателем стресса «личная значимость» и показателями удовлетворенности: интерес к работе, достижения в работе, взаимоотношения с руководством, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда; между показателем «неконтролируемость» и удовлетворенностью условиями труда; между показателем стресса «неопределенность» и показателями удовлетворенности достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками, условиями труда.