Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в организации
1.1. Понятие и виды профессионального стресса
1.2. Причины возникновения профессионального стресса
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования
Глава 3. Психологические рекомендации по предупреждению и коррекции профессионального стресса
Также обнаружены положительные корреляционные связи между показателем стресса «эмоциональная напряженность» и показателем уровень притязаний в профессиональной деятельности, а также профессиональной ответственностью; между показателем «неконтролируемость» и показателем удовлетворенности «уровень притязаний в профессиональной деятельности».
По полученным результатам можно говорить о подтверждении гипотезы 1 – существуют значимые связи между показателями профессионального стресса и удовлетворенности трудом у работников ПО «ЧГЭС».
Глава 3. Психологические рекомендации по предупреждению и коррекции профессионального стресса
Деятельность по предупреждению профессионального стресса руководителей организации была организована на базисе психологической структуры личности и включала различные направления коррекции исходя их методологических принципов (принципы деятельности, системности, развития). В процессе коррекционной работы у субъектов коррекции (руководителей) формировалось понимание, каким должен быть результативный руководителя организации – это лидер, способный вести за собой всю команду и служить примером успешности.
Проведение тренинга «Бесконфликтное поведение, которое включало в себя:
- индивидуальные консультации;
- мини-лекции;
- деловые игры.
Место проведения тренинга: офисное помещение
Исполнитель: психолог
Форма работы: групповая форма, тренинг.
Участники: руководители и сотрудники организации.
Структура тренинга включает в себя три блока.
Основной блок тренинга посвящен проработке вопросов, связанных с работой по снижению уровня агрессивности и тревожности личности руководителей; коррекции мотивационной сферы.
В программе коррекционной работы активно использовались тематические мини-лекции. Их актуальность обусловлена тем, что продуктивная работа руководителей достижима лишь при условии полного включения всех лидеров подразделений в систему коммуникативных связей и социальных процессов. Лекции проходили по следующему плану.
- Вводный этап.
- Организационный момент.
- Подготовка аудитории к восприятию лекционного материала.
- Основная часть. Работа с лекционным материалом.
а) Основные понятия (например, понятие «конфликт»).
б) Типы поведения в конфликтных ситуациях.
в) Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия с ними.
г) Манипуляции в профессиональной деятельности и способы противостояния им.
III. Заключительная часть. Подведение итогов лекции.
Длительность лекционного занятия составляет 1 академический час (45 мин.).
Лекции знакомили руководителей с основными понятиями, давались примеры различных практических ситуаций, способы выхода из них, использовался тематический наглядный материал.
В ходе мини-лекций у руководителей расширялись знания и представления по определенной проблеме, лекция давала необходимую минимальную теоретическую базу, подводила аудиторию к самостоятельным выводам по проблеме (так, во время лекции происходило знакомство с типами конфликтных ситуаций, конфликтными типами личности, способам противостояния манипуляциям в профессиональной деятельности, о негативной роли высокого уровня агрессивности и прочее).
В дальнейшем материал, полученный в ходе мини-лекции, закреплялся и отрабатывался в групповых тренинговых занятиях. Тренинговые процедуры содержали игры, упражнения, дискуссии, тесты, обобщающие упражнения, наглядные пособия. Тренинг «Бесконфликтное поведение» представлял собой 3-х дневное занятие по 1 часу в день.
Рассмотрим тематическое планирование занятий тренинга (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Тематическое планирование занятий
№ |
Минут |
Тема занятия |
Цель |
Процедура проведения:* |
|
---|---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 день Конфликты в профессиональной деятельности |
|||||
Раздел I. Вводный блок. Азы общения |
|||||
1 |
5 минут |
Знакомство участников с тренером (ведущим тренинга) |
- снять отчуждение между группой и тренером |
На данном занятии тренинга ведущий рассказывает немного о себе (знакомится), а так же доводит до группы цель, задачи и порядок проведения тренинга. |
|
2 |
2 минуты |
Упражнение «Приветствие без слов» |
-сплачивает группу, способствует формированию взаимопонимания; -обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе. |
Далее участникам предлагают поприветствовать друг друга используя только средства мимики м пантомимики. Далее участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.). Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры. |
|
3 |
3 минуты |
Упражнение «Фигурные построения» |
Продолжение таблицы 1
4 |
4 минуты |
Упражнение «Дюжина» |
«Интеллектуальная разминка», тренировка навыков уверенного поведения в ситуациях, когда нужно оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию. |
Участники расположены в кругу. Водящий показывает на любого из них и называет число от 2 до 12. Тот, на кого показал водящий, демонстрирует на пальцах названное число (если оно больше 10, то в два приема). Тот, кто стоит справа от него, демонстрирует на пальцах число на единицу меньше, следующий правый сосед – еще на единицу меньше и т.д., пока не будет достигнут ноль. Кто ошибется или замешкается – выбывает из игры. |
|
---|---|---|---|---|---|
Раздел II. Основной блок. Конфликты в профессиональной деятельности |
|||||
1 |
10 минут |
Дискуссия «Нужны ли нам конфликты?» |
- сформулировать позитивные последствия конфликтов в коллективе; -определить собственный стиль выхода из конфликта. |
Знакомство участников тренинга со стратегиями выхода из конфликтной ситуации: разбирались реальные ситуации. Каждый участник определил собственный стиль выхода из конфликта, проанализировав свои сильные стороны и наметив новые пути решения некоторых старых проблем. |
|
2 |
8 минут |
Упражнение «Перетягивание газеты» |
Упражнение демонстрирует важную особенность переговоров – ориентацию на дальнейшее сотрудничество. |
Участники разбиваются на пары. Каждая пара берет одну газету. Эту газету нужно свернуть в трубочку. Участники встают так, чтобы между ними было расстояние в один метр. Встают на одну ногу другую, придерживают рукой. Во второй руке газета и по команде тренера все стремяться, перетягивая газету вывести противника из равновесия. Усилия нужно дозировать так, чтобы газета не прорвалась. |
Продолжение таблицы 1
3 |
8 минут |
Мини-лекция «Конфликты в профессиональной деятельности» |
Повысить коммуникативную компетентность руководителей и сотрудников для успешного разрешения конфликтных ситуаций |
Ведущий тренинга рассказывает теоретические возможности профилактики конфликтов, прогнозирования поведения, разрешения и управление конфликтными ситуациями и улучшения отношений. |
---|---|---|---|---|
4 |
20 минут |
Упражнение «Письмо мэру» |
Научиться формировать навык аргументированного отстваивания своей позиции |
Участникам предлагается разделиться на две группы, одна из которых временно будет исполнять функции мэра, а другая функции горожан. Группа горожан должна придумать претензии мэру в виде письма, а группа мэра должна ответить на все претензии горожан не создавая конфликта. Потом группы меняются. |
Раздел III. Заключительный блок. Обратная связь. |
||||
2 день Конфликтные типы личностей. |
||||
Раздел I. Вводный блок. |
||||
1 |
5 минут |
Игра-приветствие |
Развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе. |
Участники рассказывают группе о жестах приветствия, принятых у различных народов. |
2 |
15 минут |
Групповая дискуссия «Каналы власти» |
Определить какие умения, навыки, качества необходимы для того, что бы руководить людьми и добиваться результатов в работе |
Участники по мере значимости утверждения должны определить какими сочетаниями каналов власти пользуются в жизни и какими бы они хотели, чтобы использовали их руководители. |
Продолжение таблицы 1
3 |
6 минут |
Групповая игра «Полет на луну» |
Игра позволяет на опыте посмотреть на качества, присущие лидеру-руководителю и обсудить их в группе. |
Группа делится на две команды. После того, как участники получили инструкцию, они разбиваются на две команды. Сначала каждый заполняет бланк ранжирования предметов самостоятельно, потом идет групповое обсуждение. После один человек от команды делает презентацию ответа группы. Желательна видеосъемка для дальнейшего анализа. Затем участники просматривают выступление на видео, заполняют оценочный бланк. Тренер и группа комментируют свои оценки выступивших лидеров. Групповое обсуждение результатов игры. |
---|---|---|---|---|
Раздел II. Конфликтные типы личностей. |
||||
1 |
4 минуты |
Мини лекция – «Конфликтные типы личностей» |
Познакомить учащихся с классификацией конфликтных типов личности Д.Скотта. Закрепить в памяти материал, полученный в ходе мини-лекции. |
Ведущий читает лекционный материал. Участники слушают и задают вопросы после лекции. |
Продолжение таблицы 1
2 |
15 минут |
Упражнение «Мобильник» |
Игра направлена на моделирование социальных ситуаций и способов поведения, развитие умения слушать другого, а также развитие пространственного мышления, зрительного восприятия; творческого воображения, эмоциональной адекватности |
Группа делится на 6 подгрупп. Тренер выдает каждой подгруппе карточку с обозначением одного из конфликтных типов личности ( «паровой каток», «разгневанный ребенок», «молчун», «сверхпокладистый» «жалобщик», и «скрытый агрессор») и объясняет задание, начиная с ситуации: «В одном детском саду воспитатель, собирая детей на прогулку, обнаружила, что Васины родители, которые обычно привозят ребенка на машине, забыли надеть ему рукавички. При этом папа положил ему в шкаф запасные шерстяные носки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки неожиданно пришла Васина мама, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал». Затем каждая подгруппа инсценирует или зачитывает текст телефонного разговора, а остальные участники определяют тип конфликтной личности. |
---|
Продолжение таблицы 1
3 |
15 минут |
Упражнение «Достойный ответ» |
Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций |
Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению. |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Раздел III. Заключительный блок. Обратная связь. |
||||||||
3 день – Манипуляции. |
||||||||
Раздел I. Вводный блок. |
||||||||
1 |
1 минута |
Упражнение «Собери рукопожатия» |
Развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе. |
В свободном перемещении за 5 секунд надо собрать как можно больше рукопожатий. |
Продолжение таблицы 1
2 |
4 минуты |
Упражнение «Хвостоглаз» |
Сплочение, разминка, тренировка умения управлять другими людьми и выполнять указания того, кто управляет. |
Участники встают в колонну, каждый кладет руки на плечи стоящего впереди. Ведущий поясняет, что участники – это загадочная сороконожка, глаза которой расположены не на голове, а на хвосте. Все, кроме замыкающего, закрывают глаза, а тот, кто оказался в хвосте, управляет движениями всей «сороконожки», отдавая голосом команды находящемуся впереди, а при необходимости и другим участникам. Задача – перемещаться таким образом по заданной ведущим траектории (обойти по периметру помещение, пройти «змейкой» между несколькими стульями и т. п.). Если ведущий замечает, что кто-то, кроме пребывающего в хвосте, открывает глаза, «сороконожка» начинает путь сначала. Игра продолжается 3–5 минут, каждую минуту порядок расстановки участников в колонне меняется. |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3 |
7 минут |
Упражнение «Покажи ситуацию» |
Развитие умения передавать и понимать информацию с помощью невербальных средств. |
Сначала участники упражнения делятся на пары, каждая из которых получает карточку с кратким описанием определённой конфликтной ситуации межличностного взаимодействия. После этого все пары готовят и разыгрывают описанные ситуации на показывая доставшиеся им карточки другим участникам упражнения. |
||||
Раздел II. Основной блок. Манипуляции. |