Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 1

4

23 минуты

Упражнение «Манипуляции»

Актуализация психологических знаний о способах манипуляции

Разделить участников на подгруппы, затем каждой подгруппе дать задание: придумать, подготовить и представить ролевую игру, которая будет демонстрировать способы манипуляции. Раздать карточки, на которых написаны способы манипуляции: преувеличение типичности поведения; создание спешки, ажиотажа; злоупотребление правилом взаимного обмена; навязывание обстоятельств. Каждый способ объяснить.

5

17минут

Обобщающее упражнение «Колобок и лисица»

Закрепление теоретического материала, отработка навыка 

Участники делятся на 3-4 группы, каждой из которых предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще разок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизованных способах противостояния манипуляциям, должен за 5-10 минут написать и зачитать ответ Лисе. В процессе чтения ответа остальные слушатели записывают, какие приемы были удачно использованы Колобком.

Раздел III. Заключение. Обратная связь.

6

10 минут

Заключительная часть

Подведение итогов

Для подведения итогов тренинга, ведущий предлагает высказаться участникам о работе.

Ведущий тренинга высказывает пожелание всей группе. Каждый участник прощается с группой, говорит всем теплые слова.

Руководители после проведенных мероприятий стали более стрессоустойчивы и менее конфликтны, менее тревожны и менее агрессивны, стали более мотивированы.

До коррекционных мероприятий руководители организации были склонны к принятию себя такими, какими они есть при общем принятии всех своих слабостей и недостатков, отличались принятием решений не сразу, тщательно взвешивая плюсы и минусы, не стремились брать всю ответственность на себя, учитывали мнение коллектива, а в принятии решения зависели от его мнения, учитывали реальную ситуацию, прогнозы на отдаленную перспективу данными руководителями не рассматривались. Предпочитали ранее уже проверенные пути и способы решения проблем. Отличались достаточной замкнутостью, спокойствием, логичностью, значительной избирательностью в общении. Превалировал либеральный стиль руководства подчиненными.


После проведенной коррекционной работы руководители стали достаточно быстро реагировать на изменения среды организации, стали более деятельными и более активными. Способность к общению у них возросла, они стали легко вступать в контакт. По-прежнему предусмотрительны и не сразу принимают решения, но теперь стратегически выстраивают принятие решений, делают прогнозы на перспективу, опираются на логику. Последовательны и рациональны, независимы и оптимистичны. Стиль руководства – переход от либерального к демократическому.

Заключение

Нарастание степени выраженности профессионального стресса проявляется в характерном изменении компонентного состава синдромов стресса у врачей, развивающиеся в соответствии с принципом «специфичной неспецифичности», что отражает генерализованный процесс накопления негативных последствий стресса в форме устойчивых личностных и поведенческих деформаций.

Профессиональный стресс – это динамический процесс, развивающийся поэтапно. Он проявляется в трех фазах переживаний – нервно-психическое напряжение, резистенция и эмоциональное истощение. Профессиональный стресс, по мнению ряда исследователей, способствует развитию синдрома выгорания. Необходимо отметить, что исследователи профессионального стресса до сих пор не пришли к единому мнению о его сущности и структуре. Некоторые рассматривают его как профессиональную деформацию, которая негативно отражается на профессиональной деятельности специалиста, другие – как о механизме психологической защиты, позволяющий регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.

Наблюдается развитие профессионального стресса при отсутствии у специалиста достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости. Она представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств медицинского работника под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды.

В результате проведенного исследования в данной работе были получены следующие выводы:

1. Выявлено, что большая часть из опрошенных работников ПО «ЧГЭС» находится в зоне риска, у них обнаружен средний уровень стресса при решении профессионально трудных ситуаций и наличие нервно-психического напряжения, связанного с решением профессиональных задач. Выявлено, что опрошенные работники ПО «ЧГЭС» имеют различную степень удовлетворенности трудом по разным показателям. Так, выявлено наибольшее удовлетворение взаимоотношениями в коллективе и достижениями в работе. Самая высокая неудовлетворенность связана с показателями предпочтения выполняемой работы высокому заработку показателями предпочтения выполняемой работы высокому заработку и уровня притязаний в профессиональной деятельности. По шкалам «интерес к работе», «взаимоотношения с руководством», «профессиональная ответственность» преобладает средняя удовлетворенность. Наблюдается высокая и средняя удовлетворенность условиями труда.


2. Имеются значимые корреляционные связи между показателями профессионального стресса и удовлетворенности трудом работников ПО «ЧГЭС». При этом обнаружены отрицательные корреляционные связи между интегральным показателем психической напряженности (PSM25) и показателями удовлетворенности взаимоотношений с сотрудниками, руководством; между показателем стресса «повторяемость» и удовлетворенностью достижениями в работе, взаимоотношениями с руководством и условиями труда; между показателем «эмоциональная напряженность» и удовлетворенностью взаимоотношениями с сотрудниками; между показателем стресса «личная значимость» и показателями удовлетворенности: интерес к работе, достижения в работе, взаимоотношения с руководством, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда; между показателем «неконтролируемость» и удовлетворенностью условиями труда; между показателем стресса «неопределенность» и показателями удовлетворенности достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками, условиями труда.

По полученным результатам можно говорить о подтверждении гипотезы 1 – существуют значимые связи между показателями профессионального стресса и удовлетворенности трудом у работников ПО «ЧГЭС».

Также обнаружены положительные корреляционные связи между показателем стресса «эмоциональная напряженность» и показателем «уровень притязаний в профессиональной деятельности», а также профессиональной ответственностью; между показателем «неконтролируемость» и показателем удовлетворенности «уровень притязаний в профессиональной деятельности».

На основании проведенного исследования нами были предложены мероприятия по предупреждению профессиональное стресса руководителя в коллективе. К коррекционным мероприятиям менеджеры относились позитивно, с удовольствием посещали тренинги, быстро включались в работу, проявляли интерес, были активны на занятиях, задавали вопросы, отказов выполнять задания не было.

После проведенной коррекционной работы руководители стали достаточно быстро реагировать на изменения среды организации, стали более деятельными и более активными. Способность к общению у них возросла, они стали легко вступать в контакт. По-прежнему предусмотрительны и не сразу принимают решения, но теперь стратегически выстраивают принятие решений, делают прогнозы на перспективу, опираются на логику. Последовательны и рациональны, независимы и оптимистичны. Стиль руководства – переход от либерального к демократическому.


Список литературы

Алексахин А.А. Восприятие взаимоотношений с руководителем как фактор профессионального стресса // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста : сб. науч. тр. студентов, аспирантов и преподавателей Финансового ун-та при Правительстве Российской Федерации. – М., 2015. – Вып. 5. - С. 50-53. 

Антоновский А.В. Профессиональный стресс и его влияние на особенности общения педагогов дошкольного образовательного учреждения / А.В. Антоновский, Е.В. Балакшина // Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски. – 2016. – С. 91-94.

Барабанщикова В.В. Синдром профессионального стресса в структуре деятельности операторов справочных служб / В.В. Барабанщикова, С.А. Иванова, Т.М. Федотова // Мир образования - образование в мире. – 2014. – № 3. – С. 174-187.

  1. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – М – СПб: Юрайт, 2016. – 336 с.

Водопьянова, Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.Е. Водопьянова. – М.: Юрайт, 2018. 283 с.

Громова, О. Н. Организационное поведение [Текст] / О.Н.Громова, Г.Р. Латфуллин. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.

Зайцев, Л. Г. Организационное поведение [Текст] / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Магистр, 2008 – 464 с.

Зигерт, В. Руководить без конфликтов [Текст] / В. Зигерт, Л. Ланг. – М.: Экономика, 1990. – 336 с.

Кейт, К. Управление стрессом / К. Кейт. – М.: Эксмо-Пресс, 2006.– 34 с.

Ким, Б. Понятие стресса в профессиональной деятельности / Б. Ким // Наука без границ. – 2017. - № 6 (11). С. 174-177.

Китаев-Смык, Л.А. Сознание и стресс. Творчество. Совладание. Выгорание. Невроз / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Смысл, 2015. 768 с.

Коробейникова Д.В. Индивидуально-психологические особенности реагирования на стрессовые ситуации работников опасных профессий (на примере МЧС) / Д.В. Коробейникова, В.Ф. Енгалычев // Дружининские чтения : сб. материалов XIII Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, И.Г. Макаревской и др. – Киров, 2014. – С. 354-358.

Кузьмин, Е. С. Вопросы социальной психология руководства [Текст] / Е.С. Кузьмин // Психология — производству и воспитанию. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. - С. 3–12.

Мандель, Б.Р. Психология стресса: учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М.: Флинта, 2014. 252 с.

Манухина, С.Ю., Глушач, Н.Н., Манухина, Н.М. Профессиональный стресс в организационной среде / С.Ю. Манухина, Н.Н. Глушач, Н.М. Манухина // Ученые записки Орловского государственного ун-та. – 2014. - № 4 (60). С. 350-354.


Набиуллина, Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом [Текст] / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. – Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003. – 98 с.

Нестерова, О. В. Управление стрессами: учебное пособие/О. В. Нестерова. − М.:МФПУ «Университет», 2012. С.12.

Одинцова, М.А. Психология стресса: учебник и практикум для академического бакалавриата / М.А. Одинцова, Н.Л. Захарова. - М.: Юрайт, 2017. 299 с.

Психологическая газета. –http://psy.su/feed/1925/

Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: ЕИ КФУ, 2015. 142 с

Свенцицкий, А. Л. Социально – психологические проблемы управления [Текст] / А.Л. Свенцицкий. – Лениград: ЛГУ, 1975. – 120 с.

Тараймович О.И. Причины возникновения стрессовых ситуаций у государственных служащих (на примере аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области) // Вестн. Калужского филиала РАНХИГС. – Калуга, 2017. – С. 277-283.

Фенько,А. Работаистрессы / А.Фенько // Коммерсантъ-Власть, http://www.kommersant.ru/2001, №4

Приложение 1

Результаты исследования показателей профессионального стресса у работников ПО «ЧГЭС»

  1. Кейт, К. Управление стрессом / К. Кейт. – М.: Эксмо-Пресс, 2006.– 34 с.

  2. Психологическая газета. –http://psy.su/feed/1925/

  3. Фенько,А. Работаистрессы / А.Фенько // Коммерсантъ-Власть, http://www.kommersant.ru/2001, №4

  4. Мандель, Б.Р. Психология стресса: учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М.: Флинта, 2014. 252 с.

  5. Китаев-Смык, Л.А. Сознание и стресс. Творчество. Совладание. Выгорание. Невроз / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Смысл, 2015. 768 с.

  6. Нестерова, О. В. Управление стрессами: учебное пособие/О. В. Нестерова. − М.:МФПУ «Университет», 2012. С.12.

  7. Манухина, С.Ю., Глушач, Н.Н., Манухина, Н.М. Профессиональный стресс в организационной среде / С.Ю. Манухина, Н.Н. Глушач, Н.М. Манухина // Ученые записки Орловского государственного ун-та. – 2014. - № 4 (60). С. 350-354.

  8. Ким, Б. Понятие стресса в профессиональной деятельности / Б. Ким // Наука без границ. – 2017. - № 6 (11). С. 174-177.

  9. Одинцова, М.А. Психология стресса: учебник и практикум для академического бакалавриата / М.А. Одинцова, Н.Л. Захарова. - М.: Юрайт, 2017. 299 с.

  10. Водопьянова, Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.Е. Водопьянова. – М.: Юрайт, 2018. 283 с.

  11. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: ЕИ КФУ, 2015. 142 с

  12. Коробейникова Д.В. Индивидуально-психологические особенности реагирования на стрессовые ситуации работников опасных профессий (на примере МЧС) / Д.В. Коробейникова, В.Ф. Енгалычев // Дружининские чтения : сб. материалов XIII Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, И.Г. Макаревской и др. – Киров, 2014. – С. 354-358.

  13. Тараймович О.И. Причины возникновения стрессовых ситуаций у государственных служащих (на примере аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области) // Вестн. Калужского филиала РАНХИГС. – Калуга, 2017. – С. 277-283.

  14. Там же.

  15. Набиуллина, Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом [Текст] / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. – Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003. – 98 с.

  16. Алексахин А.А. Восприятие взаимоотношений с руководителем как фактор профессионального стресса // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста : сб. науч. тр. студентов, аспирантов и преподавателей Финансового ун-та при Правительстве Российской Федерации. – М., 2015. – Вып. 5. - С. 50-53. 

  17. Зайцев, Л. Г. Организационное поведение [Текст] / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Магистр, 2008 – 464 с.

  18. Свенцицкий, А. Л. Социально – психологические проблемы управления [Текст] / А.Л. Свенцицкий. – Лениград: ЛГУ, 1975. – 120 с.

  19. Громова, О. Н. Организационное поведение [Текст] / О.Н.Громова, Г.Р. Латфуллин. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.

  20. Антоновский А.В. Профессиональный стресс и его влияние на особенности общения педагогов дошкольного образовательного учреждения / А.В. Антоновский, Е.В. Балакшина // Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски. – 2016. – С. 91-94.

  21. Барабанщикова В.В. Синдром профессионального стресса в структуре деятельности операторов справочных служб / В.В. Барабанщикова, С.А. Иванова, Т.М. Федотова // Мир образования - образование в мире. – 2014. – № 3. – С. 174-187.

  22. Зигерт, В. Руководить без конфликтов [Текст] / В. Зигерт, Л. Ланг. – М.: Экономика, 1990. – 336 с.

  23. Кузьмин, Е. С. Вопросы социальной психология руководства [Текст] / Е.С. Кузьмин // Психология — производству и воспитанию. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. - С. 3–12.

  24. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – М – СПб: Юрайт, 2016. – 336 с.