Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в организации
1.1. Понятие и виды профессионального стресса
1.2. Причины возникновения профессионального стресса
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования
Глава 3. Психологические рекомендации по предупреждению и коррекции профессионального стресса
Введение
Актуальность. В современном мире происходит быстрое изменение рынка, динамичное развитие новых технологий, совершенствуется интеллектуальное, техническое развитие человечества, существует экономическая и политическая нестабильность. В связи с чем, большинство организаций постоянно испытывает необходимость в адаптации к быстро меняющейся внешней и внутренней среде, что вызывает развитие различных форм стресса у персонала и приводит к уменьшению уровня удовлетворенности трудом[1].
В результате постоянного стресса на рабочем месте у людей возникает неудовлетворенность своей профессией, происходит эмоциональное истощение, появляется беспокойство, тревога, раздражительность, снижается оценка себя как специалиста, появляются психосоматические заболевания[2].
Все это влечет за собой не только отрицательные эмоции, но и снижение профессиональной продуктивности. Что в результате ведет к неэффективности работы и экономическим потерям организации. Также профессиональный стресс, начавшийся у одного работника, влияет на работу всего отдела, т.к. люди в состоянии стресса пессимистичны, они негативно воспринимают рабочие ситуации и оценивают их не объективно[3].
Цель курсовой работы – проанализировать особенности профессионального стресса и эмоционального выгорания в управленческой деятельности.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
- Исследовать понятие профессионального стресса;
- Рассмотреть причины возникновения и эффекты профессионального стресса;
- провести эмпирическое исследование особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности;
- разработать рекомендации, направленные на снижение профессионального стресса в управленческой деятельности.
Объект исследования – руководители-менеджеры.
Предмет исследования – профессиональные стрессы в управленческой деятельности.
Гипотеза исследования: Существуют значимые связи между показателями профессионального стресса и удовлетворенности трудом у менеджеров.
Теоретической основой работы являются труды российских и зарубежных ученых и специалистов по проблемам стресс- менеджмента, психологии управления.
Методология исследования базируется на системном использовании общенаучных методов логического, структурного, функционального, сравнительного анализа.
Информационной базой исследования стали данные ПО «ЧГЭС».
Структура работы состоит из введения,3 глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в организации
1.1. Понятие и виды профессионального стресса
В настоящее время стресс является значимой организационной и социальной проблемой, влияющей на стабильность поведения сотрудников на предприятии и на жизнь общества в целом. Большая часть работников современных организаций и немалая часть социума оказываются подверженными стрессам вследствие технического прогресса и интенсификации социально-экономической жизни общества. Многие ситуации, вызывающие нервное напряжение, связаны именно с физическими и эмоциональными перегрузками в трудовой деятельности, с высоким темпом и объемом работы. Стрессы, переживаемые сотрудниками, оказывают разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом[4].
Актуальность изучения профессиональных стрессов и подходов к их преодолению особенно возрастает в последнее время, что связано с процессами социально-экономических трансформаций, а также с кризисами в мировой экономике.
Понятие «стресс» происходит от английского слова «stress» и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Одним из первых, кто дал определение стресса, был известный канадский психофизиолог Ганс Селье «стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование»[5].
Как показали исследования ученого, в организме человека существует неспецифический компонент биохимической адаптации на самые разные воздействия, т. е. адаптационный синдром или стресс.
С точки зрения Г. Селье, все биологические организмы стремятся к поддержанию состояния внутреннего равновесия функционирования. Реакция организма на внешний раздражитель выполняет одновременно защитную и приспособительную функции, результирующие показатели которых зависят от уровня устойчивости организма к воздействию различных факторов, силы и длительности влияния раздражающего стимула. Адаптационные возможности организма ограничены, их недостаток приводит к смерти.
Г. Селье выделил три стадии адаптационного синдрома (стресса) (Рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика развития стресса[6]
Па первой стадии (стадия тревоги)рождается непосредственная первая реакция на раздражитель, происходит адаптационная перестройка, возникает тревожность и мобилизация ресурсов организма. На этой стадии остро развивающееся эмоциональное возбуждение, которое выступает в роли дезорганизатора поведения. Нарушается сложный процесс анализа и формирования деятельности, выбора оптимальной ее стратегии[7].
На второй стадии — стадии резистенции(стабилизации) — отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма.
На третьей стадии (стадии истощения),которая может начаться при чрезмерной интенсивности стрессоров, в организме происходят структурные перестройки. Для дальнейшей адаптации организм использует энергетические ресурсы, восполнение которых невозможно. На данной стадии происходит истощение организма.
Стресс всегда направлен на мобилизацию жизненных сил организма, независимо от последующей направленности эмоций. Реакции на стресс изменяются во времени и имеют различные уровни интенсивности, которые зависят от характера стрессоров.
Психологический стресс подразделяют на два вида — информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях информационных перегрузок, когда личность не справляется с поставленной задачей, не успевает принять верное решение[8].
Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности. Термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма, характеризующиеся как психоэмоциональное напряжение, в некоторых случаях приводящих к патологическим изменениям личности, ее дезадаптации. Выделяют позитивный стресс (эустресс) и негативный стресс (дистресс)[9].
Положительная или отрицательная роль стресса определяется тем, насколько содержание и сила соответствует конкретной ситуации. Если стресс направлен на преодоление трудностей, то он положителен, если нет – отрицателен. Поскольку стресс возникает из-за восприятия угрозы, то его появление в определенной ситуации может быть опосредовано субъективными причинами, связанными с особенностями личности.
Одной из основных личностных характеристик является стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость −интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности личности, которые способствуют успешному достижению цели деятельности в сложной эмотивной обстановке[10].
Стрессоустойчивость является не единственной характеристикой определяющая предрасположенность человека к стрессу. Значительное влияние на склонность к дистрессам может оказать стиль жизни личности. Поведение, привычки могут являться причиной дополнительного стресса, например переедание, малоподвижный образ жизни, чрезмерное употребление алкоголя и т.д. В этом случае общая сопротивляемость к стрессу у личности снижается и повышается вероятность возникновения дистресса[11].
Воздействие стресса на организм человека и на индивида в целом неоднозначно. С одной стороны, стрессовая реакция как следствие раздражающих факторов способствует выживанию человека в экстремальных ситуациях. С другой стороны, стресс является причиной проблем со здоровьем и психологических проблем.
1.2. Причины возникновения профессионального стресса
Далее мы рассмотрим причины, которые способствуют появлению и развитию стресса, в науке их называют стрессорами. Различают физиологические стрессоры (жара, холод, чрезмерная физическая нагрузка, физические травмы) и психологические стрессоры (конфликты, переживания, обиды и т.д.).
Очень сложно перечислить все причины стрессовых расстройств, это обуславливается тем, что социальная среда имеет свою динамику развития, а число негативных стресс факторов, которые отрицательно влияют, на человека неуклонно растет. Но не стоит забывать, что к формированию стресса могут приводить не только негативные события, когда что – то резко изменяться в лучшую сторону для человека, он тоже испытывает психическое напряжение[12].
Стресс в малых дозах полезен для человека, ведь он мобилизует человека, заставляет искать выход из сложившейся ситуации, мотивирует личность и дает своеобразный стимул для преодоления жизненных препятствий.
Причины стресса условно можно разделить на два вида[13]:
Внутренние: личная самооценка человека, пессимизм, отсутствие мотивации, жизненные ценности и убеждения, высокие требования к жизни, несовпадение реальности с ожиданиями, возрастные кризисы, различные заболевания, депрессивное состояние, общие черты характера, наличие предыдущего негативного опыта, когнитивный диссонанс, родительские установки, наследственная модель, реагирования на стресс.
Внешние: тяжелые условия труда, экология, температура окружающие среды, смена места работы, конфликты в семье , материальные трудности, социальное положение, смена местожительства, профессиональная деятельность, организационная обстановка.
Все стресс факторы обладают общими характеристиками, такими как продолжительность и интенсивность. Не стоит забывать, что сила воздействия многих стресс факторов на человека определяется самим человеком, степенью его адекватности и восприимчивости, ведь одна и та же проблема может восприниматься людьми в разном свете и то, что один считает серьезной проблемой, другой будет считать маленькой неприятностью. Перечисленные выше причины, лишь небольшая часть факторов, которые вызывают психическое напряжение[14].
Например, психиатры Холмс и Раге изучавшие связь заболеваний со стрессогенным воздействием составили шкалу травмирующих событий, в которую включили 43 пункта. Чем выше пункт в шкале, тем сильнее воздействие которое он оказывает. По их мнению, 5 самых сильных стрессогенных факторов это: смерть супруга или супруги развод разъезд супругов, раздел имущества тюремное заключение смерть близкого члена семьи[15].
Проявление стресса у человека является индивидуальной характеристикой, но признаки проявление имеют по большей части негативную составляющую. Симптомы стресса различаются в зависимости от того, какие механизмы защиты задействованы у человека и на какой стадии стресса находится личность[16].
К общим основным симптомам стресса можно отнести: внутренне напряжение, угнетенное состояние, вспыльчивость, нервозность, агрессивность, тоскливое настроение, невозможность получить удовольствие от приятных событий, неконтролируемая тревога и беспокойство, учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание и удушье, бессонница, озноб или резкое повышение температуры тела, трудности с концентрацией внимания.