Файл: Прямое налогообложение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3

Структура консолидированного бюджета РФ (включая бюджеты государственных внебюджетных фондов) в 2013-2017 гг. [16]

2017

Уд. Вес

2016

2015

2014

2013

млрд.

руб.

%

млрд.

руб.

млрд.

руб.

млрд.

руб.

млрд.

руб.

Доходы:

30640

100

28181,5

26922

26766,1

24442,7

Налоговые доходы:

19277,6

62,9

16309

15516,9

14414.8

13032,4

НПО

3290,1

10,7

2770,3

2599

2375,3

2071,9

НДФЛ

3252,3

10,6

3018,5

2807,8

2702,65

2499

Налог на совокупный доход

446,9

1,5

388,5

347,8

315,1

292,8

Налог на имущество

1250,5

4,1

1117,1

1068.6

957,5

900,7

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

4162,9

13,6

2951,8

3250,7

2934,65

2598

НДС

5137,6

16,8

4571,4

4233,9

3940,2

3539,4

Акцизы

1599,5

5,2

1356

1068.4

1072,2

1015,9

Иные налоговые доходы

137,8

0,5

135,4

140,7

117,2

114,7

Неналоговые доходы:

11263,6

36,8

11749.8

11300,1

12217

11297,3


Основу доходной части бюджета РФ составляют налоговые поступления. В совокупности они составляют 53,3 % в 2013 г., 53,85% в 2014 г., 57,6% в 2015 г., 57,9% в 2016 г. и 62,9% в 2017 г. Налоги увеличивают свой удельный вес в общих доходах государства, что показывает уменьшение доли других статей дохода. В такой ситуации усиливается зависимость государства от налоговых поступлений.

Наибольшую долю среди налоговых поступлений на протяжении 5 лет занимает НДС. Так, удельный вес НДС с 14,5% в 2013 г. увеличился до 16,8% в 2017 г. При этом его объем в абсолютном выражении растет каждый год в течение пяти лет. Если учесть, что налоговая ставка за данный период не менялась, то можно сказать, что в стране с каждым годом увеличивается потребление товаров и услуг. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами имеют второй по величине удельный вес в 2017 г. (13,6%) среди налоговых доходов государства. В период с 2013 по 2015 гг. наблюдался рост абсолютных значений по данному показателю: с 2598 млрд.руб. в 2013 г. до 3250,7 млрд.руб. в 2015 г. В 2016 году произошло снижение поступлений по этой статье доходов на 298,9 млрд.руб. или на 9,2%, а уже в 2017 году прирост составил 41%, и поступления были равны 4162,9 млрд.руб. [16]

Следующим налогом в 2017 году по удельному весу в доходах государства является налог на прибыль организаций. Увеличение по данной статье дохода наблюдается на протяжении пяти лет. Так, доля НПО с 8,5% в 2013 году возросла до 10,7% в 2017 г., а в абсолютном значении с 2071,9 млрд. руб. в 2013 г. до 3290,1 млрд. руб. в 2017 г. Это может свидетельствовать о том, что в стране наращивается объем производства, увеличиваются продажи, и за счет этого пополняется казна государства. При этом наибольший прирост НПО за последние 5 лет был в 2017 по отношению к 2016 году, и составил 18,8%. Доля налога на доход физических лиц в 2017 г. составила 10,6%. В целом, за анализируемый период удельный вес НДФЛ в доходах государственного бюджета был всегда более 10%, а в абсолютном значении размер доходов государства по данной статье постоянно возрастал: с 2499 млрд.руб. в 2013 г. до 3252,3 млрд.руб. в 2017 г. Также можно отметить, что увеличение поступления денежных средств от НДФЛ соотносится со среднемесячной номинальной начисленной заработной платой: среднемесячная заработная плата в стране. [16]

Растет и, как следствие, увеличиваются поступления НДФЛ в государственный бюджет. Так, при средней заработной плате в 29792 руб. в 2013 г. доля НДФЛ равнялась 10,2%; при средней зарплате в 32495 руб. в 2014 г. удельный вес НДФЛ был 10,1%; при средней заработной плате, равной 34030 руб. в 2015 г. – доля НДФЛ 10,4%; в 2016 г. средняя зарплата была равна 36709 руб., а удельный вес НДФЛ – 10,7%; и в 2017 г. средней заработной платы в 39144 руб. соответствовала доля НДФЛ в размере 10,6%. При росте средней заработной плате в 2017 г. по отношению к 2016 г. произошло снижение доли НДФЛ, поскольку в 2017 г. заметно сократился уровень занятости населения до 59,6% в 2017 г. в сравнении с 65,7% в 2016 г. В период с 2013 по 2015 гг. не было определенной тенденции к изменению объема поступлений от акциза: в 2014 г. наблюдался рост на 5,5%, или на 56,3 млрд. руб. по отношению к 2013 г., в 2015 году было снижение на 0,35%, или на 3,8 млрд.руб. в сравнении с 2014 г. Однако в 2015-2017 гг. наметился явный рост поступлений в бюджет от акциза. В 2016 г. рост объема акциза составил 287,6 млрд.руб., или 26,9%, в 2017 г. было увеличение на 243,5 млрд. руб., или на 18%, по сравнению с предыдущим годом. [16]


Налог на совокупный доход, имея малую долю (1,5% в 2017 г.) в доходах государства, растет все с большими темпами. Так, прирост в 2014 году в сравнении с 2013 г. был равен 7,6%; в 2015 г. к 2014 г. – 10,4%; в 2016 г. к 2015 г. – 11,7%; и в 2017 г. по отношению к 2016 г. – 15%. В 2017 г. объем поступлений от налога на совокупный доход был равен 446,9 млрд. руб. Рост поступлений от налога на совокупный доход в основном обусловлен увеличением налоговых поступлений от лиц, которые используют упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог. Доходы государства по УСН в 2017 г. возросли на 62,6% в сравнении с 2013 г., или на 132,95 млрд.руб.; по ЕСХН в 2017 г. увеличились на 7,89 млрд.руб. (на 197,25%) по отношению к 2013 г. [16].

Поступления от налога на имущество растут менее быстрыми темпами, чем от налога на совокупный доход. Но это объясняется большей долей налога на имущество в общих доходах. Так, с 3,7% в 2013 г. доля налога на имущество увеличилась до 4,1% в 2017 г., а в абсолютных показателях – с 900,7 млрд.руб. в 2013 г. до 1250,5 млрд.руб. в 2017 г. Прирост в 2017 г. по отношению к 2013 году составил 38,8%.

Таким образом, можно сделать вывод, что в консолидированном бюджете среди налоговых доходов основное место занимает косвенный налог – НДС, однако по сумме прямые налоги имеют больший удельный вес, чем косвенные.

Анализ роли прямых налогов в территориальных бюджетах на примере Оренбургской области РФ

Формирование доходов областного бюджета Оренбургской области в последние годы осуществлялось в условиях продолжающегося замедления темпов экономического развития, сохранения неблагоприятной внешней обстановки и ситуации неопределённости на мировых финансовых и сырьевых рынках. Несмотря на реализацию комплекса антикризисных мер, направленных, в том числе на адаптацию экономики к изменившимся условиям, предстоящий плановый период несет в себе риски, способные повлиять на прогнозируемые проектировки. [15]

Рассчитаем показатели динамики доходов областного бюджета за ряд последних лет.

Таблица 4

Динамика доходов бюджета Оренбургской области [15]

Показатель

2015, млн. руб.

2016, млн. руб.

Абс. изменение, млн. руб.

Темп роста,%

2017, млн. руб.

Абс. изменение, млн. руб.

Темп роста,%

Налоговые и неналоговые доходы,

в. т.ч

60733,2

62288,82

1555,62

102,56

58781,97

-3506,9

94,37

- налоговые доходы

59345,59

60806,85

1461,26

102,46

57805,73

-3001,1

95,06

- неналоговые доходы

1387,62

1481,97

94,35

106,80

976,23

-505,74

65,87

Безвозмездные поступления

10891,38

11262,78

371,4

103,41

11717,6

454,82

104,04

Итого доходов

71624,59

73551,6

1927,01

102,69

70499,57

-3052

95,85


Законом Оренбургской области «Об областном бюджете» доходная часть областного бюджета на 2015 год была утверждена в объеме 71624,59 млн. рублей. В 2016 году доходы были запланированы в размере 73551,60 млн. рублей, что на 1927,01 млн. рублей больше, чем в предыдущем году (102,69% к 2015 году), в 2017 году объем доходов бюджета Оренбургской области первоначально был утвержден в размере 70499,57 млн. рублей, что на 3052 млн. рублей меньше объема, утвержденного в 2016 году (95,85% к 2016 году). [16]

Динамику доходов по видам и в целом, утвержденных законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий год демонстрирует рисунок 1.

Рис. 1 - Динамика плановых показателей доходов бюджета Оренбургской области

Рост доходов в 2016 году был обеспечен за счет увеличения налоговых доходов – на 1461,26 млн. рублей (на 2,46%) и роста неналоговых доходов на 94,38 млн. рублей (6,8%), также возросли и безвозмездные поступления на 371,4 млн. рублей или 3,41%. [15]

Снижение доходов областного бюджета в 2017 обуславливается уменьшением налоговых доходов на 3001,1 млн. рублей или почти 5% от уровня 2016 года. Также произошло снижение неналоговых доходов с 1481,97 млн. рублей до 976,23 млн. рублей, то есть почти на 35%. Такое значительное падение уровня доходов не смогли скомпенсировать увеличившиеся на 4,04% (т.е. на 454,82 млн. рублей) безвозмездные поступления. [16]

Таблица 5

Динамика налоговых доходов Оренбургской области 2015-2017 гг., млн. руб. [16]

Показатель

2015

2016

2017

Темп роста 2016 к 2015

Темп роста 2017 к 2016

факт

факт

факт

1

2

3

4

5

6

Налоговые доходы 

56 964,29

56 687,45

58 125,19

99,51

102,5

Налог на прибыль организаций 

25 990,43

23 263,81

24 583,77

89,5

105,7

НДФЛ 

16 123,30

16 133,22

16 954,25

100,06

105,1

Акцизы 

4 193,10

6 144,67

5 133,76

146,5

83,55

Налоги на совокупный доход 

187,68

206,22

1,89

109,87

1

Налог на имущество организаций 

8 534,41

8 939,13

9 388,08

104,74

105

Транспортный налог 

1 037,73

999,75

1 032,46

96,3

103,27

НДПИ 

717,44

782,24

781,33

109

99,89

Государственная пошлина 

177,64

215,22

248,21

121,15

15,4

Задолженность по налогам и сборам 

0,20

0,20

0,17

110

85

Прочие налоговые доходы 

2,35

3,00

1,25

127,7

42


Как видно из данных таблицы 4, темп роста налоговых доходов в 2016 году составил 99,51%, т.е. налоговые доходы уменьшились на 0,49%, но в 2017 году налоговые доходы увеличились на 2,5% по сравнению с 2016 годом. Учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию в 2016 году, в связи с которой прибыли многих компаний снизились, произошло снижение поступлений налога на прибыль организаций (темп роста в 2016 году по сравнению с 2015 годом составил 89,5%). В 2017 году макроэкономическая ситуация стала стабилизироваться, что благоприятно отражалось на деятельности многих компаний, прибыль которых росла, в связи с этим произошло увеличение поступлений от показателя налога на прибыль организаций (темп роста за год – 105,7%). [15]

По данным налоговой инспекция ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам Оренбургской области на долю крупнейших налогоплательщиков в 2017 г. приходится 68% общей суммы поступления налоговых платежей от налога на прибыль организации. При этом доля платежей ПАО «Оренбургнефть» составляет около 28,4%, ООО «Оренбурггазпром» 15,5%, ПАО «Орскнефтеоргсинтез» 8%, ОАО «Оренбургэнерго» 5,3%. В структуре поступлений по видам налогов от крупнейших налогоплательщиков определяющими являются налог на добычу полезных ископаемых (33%), налог на добавленную стоимость (25%), налог на прибыль (14%) и акцизы (10 %).

Помимо крупнейших организаций, плательщиками налогов на прибыль являются и малые предприятия, поэтому государство разработало политику по оказанию поддержки малого предпринимательства путем оказания льгот, бесплатных консультаций и т.д. [15]

Вторым по значимости налогом в формировании бюджета области является налог на доходы физических лиц. Динамика НДФЛ имеет четкую тенденцию роста по сравнению с предыдущими годами. Этот налог напрямую зависит от динамики роста дохода населения, а также о том, что предприятия работают стабильно и расширяют свою сферу деятельности. За анализируемый период 2015-2017 гг. можно наблюдать рост поступлений от НДФЛ на 5,16%.

На третьем месте по удельному весу формирования бюджета расположился налог на имущество. Областные парламентарии одобрили изменения в закон «О налоге на имущество физических лиц», в котором налог будут исчислять исходя не из инвентаризационной стоимости, а из кадастровой. Хотя и ставка налога будет уменьшена с 2% до 0,1%, итоговая сумма налога будет больше в 3 раза. Закон в Оренбуржье введен с 2017 года. Данное изменение ложится тяжелым бременем на плечи Оренбуржцев. В 2016 г. темп роста поступлений в бюджет налога на имущество составил 104,74%, в 2017 г. – 105%, т.е. наблюдается тенденция увеличений поступлений в бюджет. [16]