Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы деятельности Международного Валютного Фонда
1.1 История создания Международного Валютного Фонда
1.2 Структура органов управления МВФ и организация его собственного капитала
1.3 Цели Международного Валютного Фонда и формы кредитования
2. Оценка деятельности Международного Валютного Фонда
2.1 Современная кредитная политика МВФ
2.2 Бюджет доходов и расходов Международного Валютного Фонда
2.2 Необходимость и направления реформирования Международного Валютного Фонда
Рис. 3 - Непогашенные льготные кредиты, 2009–2018 финансовые годы (В млрд СДР) [37]
Кроме того, в октябре 2016 года было принято решение установить нулевые процентные ставки по всем кредитам, предоставляемым на льготных условиях, до 31 декабря 2018 года. Механизм установления процентных ставок был также модифицирован таким образом, что процентные ставки будут нулевыми в течение всего времени и всякий раз, когда мировые процентные ставки будут низкими. В мае 2017 года МВФ также рассмотрел варианты улучшения системы оказания помощи странам, в том числе отвечающим критериям ПРГТ государствам-членам, сталкивающимся с давлением на платежный баланс в результате масштабных стихийных бедствий. Директора поддержали предложение о повышении годового лимита доступа в рамках Механизма ускоренного кредитования и Инструмента для ускоренного финансирования с 37,5 до 60 процентов квоты для стран, пострадавших от крупных стихийных бедствий. В рамках начатого в 2015 году цикла сбора средств в целях поддержания бесперебойного льготного кредитования беднейших и наиболее уязвимых государств-членов со стороны МВФ было мобилизовано 11,4 млрд СДР в качестве новых кредитных ресурсов ПРГТ, что превысило первоначальную цель привлечения в размере до 11 млрд СДР. Из 28 потенциальных кредиторов (включая 14 новых кредиторов, представляющих как страны с формирующимся рынком, так и промышленно развитые страны), к которым обратился МВФ, 15 подтвердили свое участие в новых договоренностях о заимствованиях по состоянию на 30 апреля 2018 года. Среди них два новых кредитора — Бразилия и Швеция. В январе 2018 года совокупный лимит заимствований в рамках ПРГТ был повышен на 1 млрд СДР до 38,5 млрд СДР с учетом привлечения превысивших целевой уровень новых кредитных ресурсов. Что касается облегчения долгового бремени, то реализация Инициативы в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК) в основном была завершена. [37]
Всего из 39 стран, которые имели или потенциально могли получить право на такую помощь, 36 воспользовались возможностью облегчения бремени в рамках Инициативы ХИПК. Среди них был Чад (последняя обратившаяся за помощью страна), долговое бремя которого было облегчено на 17 млрд СДР в апреле 2015 года. МВФ также может предоставлять гранты для облегчения долгового бремени отвечающим критериям странам через Трастовый фонд для ограничения и преодоления последствий катастроф (ККРТ), созданный в феврале 2015 года. ККРТ предоставляет исключительную поддержку странам, которые сталкиваются с проблемами платежного баланса в результате масштабных стихийных бедствий, таких как сильные землетрясения; опасных для жизни, быстро распространяющихся эпидемий, которые могут перейти на другие страны; и других видов катастрофических явлений. До настоящего времени три страны (Гвинея, Либерия и Сьерра-Леоне) воспользовались возмож ностью облегчения бремени долга посредством ККРТ. Помимо этого, в 2010 году Гаити получило 178 млн СДР для облегчения бремени накопленной задолженности через Трастовый фонд для облегчения бремени задолженности после катастроф.
2.2 Бюджет доходов и расходов Международного Валютного Фонда
В апреле 2017 года Исполнительный совет утвердил чистый административный бюджет на 2018 финансовый год в размере 1 104 млн долларов США наряду с ориентировочными бюджетами на 2019 и 2020 финансовые годы (таблица 3).
Таблица 3 - Бюджет по основным категориям расходов, 2017–2020 финансовые годы (В млн долларов США) [37]
2017 ФГ |
2018 ФГ |
2019 ФГ |
2020 ФГ |
|||
Бюджет |
Исполнение |
Бюджет Исполнение |
Бюджет |
Бюджет |
||
Административные расходы |
||||||
Кадры |
934 |
922 |
969 |
962 |
994 |
|
Командировки |
123 |
115 |
126 |
121 |
134 |
|
Здания и другие расходы |
205 |
218 |
209 |
209 |
214 |
|
Резервы на непредвиденные расходы |
11 |
11 |
12 |
|||
Неассигнованные расходы |
17 |
|||||
Совокупные валовые расходы |
1 273 |
1 255 |
1 315 |
1 309 |
1 371 |
1 395 |
Поступления |
-200 |
-189 |
-211 |
-211 |
-236 |
-240 |
Всего чистый бюджет |
1 072 |
1 066 |
1 104 |
1 099 |
1 135 |
1 155 |
Перенос средств |
43 |
44 |
... |
46 |
||
Всего чистый бюджет, включая перенос средств |
1 116 |
1 066 |
1 148 |
1 099 |
1 181 |
1 155 |
Всего валовой бюджет, включая перенос средств |
1 316 |
1 255 |
1 359 |
1 309 |
1 417 |
1 395 |
Капитальные расходы |
||||||
Объекты и информационные технологии |
61 |
122 |
66 |
116 |
71 |
70 |
Справочная статья |
||||||
Всего чистый бюджет: в долларах 2018 финансового года |
1 104 |
1 097 |
1 104 |
1 104 |
1 110 |
1 104 |
Шестой год подряд административный бюджет МВФ остается неизменным, несмотря на возрастающее давление на ресурсы и устойчивое среднесрочное состояние доходов. Совет также утвердил лимит валовых расходов на уровне 1 359 млн долларов США, в том числе перенос на следующий год до 44 млн долларов США неизрасходованных ресурсов 2017 финансового года для покрытия возможных расходов в 2018 финансовом году. Утвержденные капитальные расходы составили 66 млн долларов на капитальные проекты в области строительства объектов и информационных технологий. Бюджет МВФ на 2018 финансовый год предусматривал поддержку активизации работ в нескольких приоритетных областях и включал увеличение расходов на внутриорганизационную модернизацию. Дополнительные ресурсы были направлены на расширение взаимодействия со странами; дальнейшее укрепление работы в области политики в отношении финансового сектора при более тесной интеграции макрофинансового анализа и поддержки Программы оценки финансового сектора (ФСАП); углубление работы по ряду макроструктурных тем; и расширение работы в области борьбы с отмыванием денег и пресечения финансирования терроризма в рамках профессионального и организационного развития. Активизирована также работа в области управления риском и информацией. Внутриорганизационная модернизация включала финансирование информационных технологий и кадровых услуг, а также расходы на обеспечение безопасности. Экономия средств из различных источников, включая закрытие отделений в странах, в которых завершаются программы, окончание отдельных работ в области политики и анализа, повышение эффективности на уровне департаментов позволили удержать бюджет на неизменном уровне. Фактические административные расходы в 2018 финансовом году составили в общей сложности 1 099 млн долларов США, что на 5 млн долларов ниже утвержденного чистого бюджета. Сокращение расходов было сопоставимо с предыдущим годом. Средние коэффициенты вакансий оставались на исторически низком уровне, а большинство департаментов полностью укомплектовано кадрами. Капитальные расходы в 2018 финансовом году производились в целом по плану. Крупнейшие расходы в размере 62 млн долларов США были связаны с ремонтом здания HQ1. Предполагается, что этот проект будет завершен осенью 2019 года. [37]
Другие расходы на строительные объекты в размере 22 млн долларов США в основном были связаны с инвестициями в аудиовизуальные средства, заменой и модернизацией мебели и объектов в соответствии со сроками эксплуатации и заменой. Инвестиции в информационные технологии, составившие в общей сложности 31 млн долларов США, обеспечивали повышенную защиту от угроз кибербезопасности, совершенствование управления данными и информацией и замену инфраструктуры, которая достигла конца срока службы. Для целей финансовой отчетности учет административных расходов МВФ ведется по методу начисления в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Эти стандарты предусматривают ведение учета по методу начисления и учет и амортизацию затрат на выплаты пособий персоналу на основе актуарных оценок.
В таблице 4 приводится подробное сопоставление чистого результата исполнения административного бюджета на 2018 финансовый год.
Taблица 4 - Административные расходы, указываемые в финансовых отчетах, 2018 финансовый год (В млн долларов США)[37]
Чистые результаты исполнения административного бюджета за 2018 фг |
1 099 |
Разница. Связанная со временем отражения в учете |
|
Расходы на пенсии и выплаты уволившимся работникам |
198 |
Капитальные расходы — амортизация расходов за текущий и предыдущие годы |
47 |
Прочие суммы. Не включенные в административный бюджет |
|
Капитальные расходы — суммы, списываемые на текущие затраты согласно международным стандартам финансовой отчетности |
35 |
Возмещения департаменту общих счетов (из трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту и департамента специальных прав заимствования) |
(95) |
Всего административные расходы |
1 284 |
Для справки |
|
Всего административные расходы, отраженные в финансовых отчетах, проверенных аудиторами (в млн сдр) |
904 |
Исполнение бюджета осуществлено в размере 1 099 млн долларов США с основанными на МСФО административными расходами, составившими 1 284 млн долларов США (904 млн СДР), согласно проверенному аудиторами годовому финансовому отчету МВФ за 2018 год.
Чистый доход МВФ в 2018 финансовом году составил 0,8 млрд СДР (1,1 млрд долларов США), в основном за счет дохода, связанного с большим объемом кредитования, дохода от инвестиций на Инвестиционном счете и дохода, связанного с переоценкой обязательств МВФ по пособиям с установленным размером. Согласно требованиям МСФО (Международного стандарта бухгалтерского учета №19 с поправками — Вознаграждения работникам), чистый доход за финансовый год включает прибыль в размере 0,4 млрд СДР (0,5 млрд долларов США) в связи с немедленным признанием последствий изменений в актуарных допущениях, используемых для определения обязательств МВФ по пособиям работникам с установленным размером выплат по окончании работы в организации.
Просроченные финансовые обязательства перед МВФ составили 1 205,5 млн СДР в конце апреля 2018 года (таблица 5).
Taблица 5 - Просроченная задолженность перед МВФ стран, имеющих обязательства, просроченные на шесть месяцев или больше, в том числе по видам, на 30 апреля 2018 года (в млн СДР) [37]
По видам |
|||
Всего |
Департамент общих ресурсов (включая механизм финансирования структурной перестройки) |
Трастовый фонд |
|
Сомали |
239.5 |
231.1 |
8.4 |
Судан |
966.0 |
882.9 |
83.0 |
1 Всего |
1 205.5 |
1 114.1 |
91.4 |
На этот момент времени два государства-члена — Сомали и Судан — по-прежнему имели долговременную просроченную задолженность перед МВФ (непогашенную в течение более шести месяцев). Обе страны накопили просроченную задолженность начиная с середины 1980-х годов, которая составляет примерно 20 и 80 процентов совокупной просроченной задолженности, соответственно.
2.2 Необходимость и направления реформирования Международного Валютного Фонда
Мировые политические и экономические кризисы показывают не только несостоятельность существующих институтов и необходимость их реформирования, но и последствия проведения односторонней, несогласованной политики, а также вновь напоминают о важности сотрудничества и эффективного взаимодействия между основными акторами международных отношений для предотвращения экономического спада. Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 г., стал вторым по масштабам после «Великой депрессии» 1930-х гг. И если она продемонстрировала необходимость создания единых правил и инструментов эффективного регулирования, которые ограничили бы негативное воздействие внешних факторов, то кризис 2008—2010 гг. показал необходимость модификации международных финансовых институтов, прежде всего Международного валютного фонда (МВФ).
Основная задача МВФ — содействие международному финансовому сотрудничеству и финансовой стабильности. Риторика МВФ относительно благоприятного положения мировой экономики оставалась оптимистичной вплоть до апреля 2007 г. и изменилась лишь спустя полгода в докладах «Перспективы развития мировой экономики» и «Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности» [5], опубликованных в октябре 2007 г., уже после появления признаков мирового финансового кризиса. В них отмечалось, что финансовые рынки стали более волатильными, наблюдается сокращение доли заемных средств из рискованных активов, и финансовые потрясения могут оказать влияние на экономическую перспективу. Однако в МВФ по-прежнему царила уверенность, что кризис удастся сдержать с помощью крупнейших международных финансовых институтов, хотя в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности», опубликованном в апреле 2008 г. [6], отмечалось, что финансовые институты, возможно, будут иметь проблемы с платежеспособностью [9].