Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы деятельности Международного Валютного Фонда
1.1 История создания Международного Валютного Фонда
1.2 Структура органов управления МВФ и организация его собственного капитала
1.3 Цели Международного Валютного Фонда и формы кредитования
2. Оценка деятельности Международного Валютного Фонда
2.1 Современная кредитная политика МВФ
2.2 Бюджет доходов и расходов Международного Валютного Фонда
2.2 Необходимость и направления реформирования Международного Валютного Фонда
Введение
В современном мире международная валютно-финансовая система постоянно изменяется и развивается, корректируются определенные моменты, связанные с её функционированием. Более того, мировая валютно-финансовая система подвержена различному роду факторов, негативно влияющих на неё. Это может быть применение различных санкций, ухудшение политической и геополитической ситуаций в мире, а также проявление экономического кризиса как такового. Для того, чтобы валютно-финансовая система развивалась в нужном направлении и должным образом, требуется её эффективное регулирование. Данным видом деятельности занимается такая мировая финансовая организация, как Международный Валютный Фонд. В настоящее время перед мировой экономикой стоит вопрос, непосредственно касающийся повышения экономического роста. Проблема заключается в том, как именно Международный Валютный Фонд может повлиять на темпы экономического роста всей экономики в целом
Актуальность и значимость данной темы обусловлена тем, что углубление международных связей, процесс глобализации движения валютных и финансовых потоков оказывает все более существенное влияние на экономику государств.
Целью курсовой работы является анализ деятельность Международного Валютного Фонда. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю создания Международного Валютного Фонда;
- исследовать структуру органов управления МВФ и организацию его собственного капитала;
- изучить цели Международного Валютного Фонда и формы кредитования;
- провести анализ современной кредитной политики МВФ;
- проанализировать бюджет доходов и расходов Международного Валютного Фонда;
- выявить направления реформирования Международного Валютного Фонда.
Объект исследования – Международный Валютный Фонд. Предмет исследования – деятельность Международного Валютного Фонда.
Для написания курсовой работы использовались учебные пособия, периодические издания таких авторов, как Абрамян М.А. Асон Т.А. Бобрикова А.А. Выонг Х.Б. Дубинкина К.А. Таймасов А.Р. и др.
При написании работы применялись следующие методы исследования: индукции, сравнения, графический метод, группировка, структурный анализ.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, списка источников литературы.
1. Теоретические основы деятельности Международного Валютного Фонда
1.1 История создания Международного Валютного Фонда
Международный валютный фонд (МВФ) — специализированное учреждение ООН, предназначенное для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления им краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. [32]
В настоящее время МВФ находится в центре мировой валютной системы, но в то же время фонд — часть более широкой системы, которая включает также центральные банки и другие организации, устанавливающие стандарты.
За более чем шестидесятилетнюю историю Международный Валютный Фонд прошел путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой. На протяжении почти семи лет с 1992 года, года вступления России в МВФ, ее экономическая политика подчинялась требованиям МВФ, который являлся в то время главным кредитором страны.[34]
Рассмотрим историю создания Мирового валютного фонда.
Потрясения начала XX века - Первая мировая война, Великая депрессия, а затем и Вторая мировая война во многом предопределили структуру и функции МВФ. Уже после Первой мировой войны ставился вопрос о необходимости многостороннего межгосударственного регулирования международных экономических отношений. С этой целью были созваны Брюссельская 1921 г. и Генуэзская 1922 г. конференции по экономическим проблемам, которые признали необходимость создания специального органа, который бы содействовал экономическому сотрудничеству между странами. Однако ни одна конференция не дала ожидаемых результатов. [25]
На протяжении 1930-х годов было проведено несколько международных конференций для решения вопроса о мировых валютах и международных экономических отношениях, но и они не увенчались успехом.
Великая депрессия нанесла сокрушительный удар мировой экономике - в промежутке между 1929 и 1932гг. цены на товары во всем мире упали на 48%, а объем мировой торговли снизился на 63%. Однако положительным результатом Великой депрессии явилось понимание неразрывной связи между политической безопасностью и экономическим процветанием, а также того, что с расширением внешнеэкономических связей под воздействием внешних факторов возрастает уязвимость национальных экономик. Стало очевидно, что в политике изоляционизма, торговых и валютных войнах уже нет, и не будет победителей. [18]
Кризис международных валютных и кредитных отношений обострился с новой силой во время Второй мировой войны, когда большинство стран, за исключением США, Швейцарии, Мексики и стран Центральной Америки, ввели валютные ограничения. Во время Второй мировой войны в США было создано огромное количество комитетов, задачей которых была разработка нового мирового порядка. Все эти комитеты предлагали разнообразные варианты послевоенного мирового устройства, однако все они сходились во мнении о необходимости создания регулирующих специализированных институтов. Эти институты должны были сохранять и в случае ослабления Соединенных Штатов воспроизводить порядок в различных сферах мировой политики и экономики, т.е. «международные режимы». Планировалось создать валютно-финансовый режим, торговый, энергетический, морской, режим военной безопасности и т.д., которые должна была координировать международная организация – Организация Объединенных Наций. [32]
Кроме координирующих функций ООН должна была исполнять роль единой системы мировой безопасности. Разработкой важнейших международных экономических режимов занимались также разнообразные комитеты и комиссии в Великобритании и других странах антигитлеровской коалиции. [33]
Среди выдвинутых проектов создания международной валютно-финансовой организации и новой системы международных валютных отношений центральное место занял план международного стабилизационного фонда, разработанный Г. Уайтом (США) и план международного клирингового союза – Д.М. Кейнса (Великобритания). [20]
План Д.М. Кейнса во многом отражал интересы Великобритании и был призван облегчить ее валютно-финансовое положение. Предлагалось создание международного клирингового союза, который бы выполнял функции мирового центрального банка. В частности, он должен был производить эмиссию безналичного международного платежного средства – банкора, не обеспеченного золотом, который должен был использоваться для расчетов между государствами для погашения дефицитов платежных балансов. Т.е. международный клиринговый союз должен был выступать институтом расчетов между странами, в котором они должны были иметь счета в банкорах. По этим счетам по плану Кейнса должен был допускаться овердрафт, что обеспечивало бы в определенных пределах автоматическое взаимное кредитование стран – покрытие пассива платежного баланса одних стран за счет других, прежде всего за счет Соединенных Штатов. План Г. Уайта своей задачей ставил создание послевоенной валютной системы, основанной на «международной валюте», а первоочередной целью должна была стать стабилизация курсов валют союзных стран для поощрения потоков производительного капитала. Уайт подчеркивал, что поддержание стабильных курсов валют означает устранение валютного риска в международных экономических и финансовых сделках. В связи с этим издержки во внешней торговле снижаются, а капитал намного легче идет в страну, где он получает наибольшую прибыль в отсутствии риска валютного обесценения. [29]
Планы Д.М Кейнса и Г.Д. Уайта обсуждались на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Хэмпшир), состоявшейся с 1 по 29 июля 1944 г. Британскую делегацию возглавлял сам Д.М. Кейнс и, хотя за основу создания нового мирового порядка был взят план Уайта, но все же в него были внесены некоторые коррективы. [28]
Результатом конференции стало компромиссное решение об учреждении Международного валютного фонда (МВФ) для помощи странам в борьбе с внешнеторговым дефицитом и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для предоставления кредитов на послевоенное восстановление. Это решение стало первым важным шагом на пути создания нового мирового порядка. 44 страны, участвовавшие в конференции и подписавшие соглашения, должны были с помощью МВФ и МБРР обеспечить конвертируемость валют, поддерживать стабильный обменный курс (+10%), снять основные торговые ограничения и сбалансировать свой внешнеторговый дефицит. По требованию Лондона все эти меры разрешалось отложить на пять лет после окончания войны. Благодаря прописанному в уставе принципу принятия решения на основе «взвешенного количества» голосов, который увязывал количество голосов страны в организации с ее вступительным взносом и вкладом в мировую экономику, Соединенные Штаты претендовали 30% всех голосов в Фонде и Банке, что автоматически делало их главными распорядителями ресурсов этих организаций. [19]
СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции и даже подписал учредительные документы о создании этих организаций. Но система распределения голосов не отвечала интересам Советского Союза, экономика которого была подорвана Второй мировой войной. Советская делегация предлагала распределить голоса организаций таким образом, чтобы у СССР и США было приблизительно равное количество голосов независимо от вступительного взноса, который страна, понесшая самые большие потери в войне, не могла себе позволить без значительного ухудшения внутриэкономической ситуации. [30]
Кроме того, советская делегация выражала озабоченность тем, что условия предоставления кредитов МВФ, по сути, являются прямым вмешательством во внутренние дела принимающих стран. Это стало причиной того, что в итоге Советский Союз отказался ратифицировать договор об учреждении МВФ, что автоматически означало невозможность стать членом МБРР. Так как согласно уставу МБРР, членами Банка могут быть только страны-члены МВФ, исключение или выход страны из МВФ означает автоматическое исключение ее из Банка. [19]
Таким образом, Советский Союз оказался вне системы международных финансовых организаций членом, которой, в 1992 г. стало уже другое государство - преемник СССР - Российская Федерация. Таким образом, на конференции в Бреттон-Вудсе были приняты Статьи соглашения (Articles оf Agreement) МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 21 декабря 1945г. Практическую деятельность Фонд начал в мае 1946 г., имея в своем составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г. В 2007г. число стран-членов МВФ составило 185. Постоянное местопребывание руководящих органов - Вашингтон (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке.
1.2 Структура органов управления МВФ и организация его собственного капитала
Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ. [35]
Каждое государство – член имеет 250 «базовых» голосов, независимо от величины его взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР. Однако это не значит, что страна может купить в Фонде столько голосов, сколько ей необходимо для увеличения своего влияния на принимаемые в организации решения. Дополнительные голоса страна может купить только в рамках своей квоты, которая рассчитывается исходя из вклада страны в мировую экономику. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее крупным государствам. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США – 16,83%; Германия - 5,9%; Япония – 6,04%; Великобритания - 4,87%; Франция - 4,87%; Саудовская Аравия - 3,17%; Италия - 3,21%; Россия - 2,7%. Доля 27 стран - участниц ЕС - 28,62%, 29 промышленно развитых государств (страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 62,52 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 37,48% голосов. [17]