Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы деятельности Международного Валютного Фонда
1.1 История создания Международного Валютного Фонда
1.2 Структура органов управления МВФ и организация его собственного капитала
1.3 Цели Международного Валютного Фонда и формы кредитования
2. Оценка деятельности Международного Валютного Фонда
2.1 Современная кредитная политика МВФ
2.2 Бюджет доходов и расходов Международного Валютного Фонда
2.2 Необходимость и направления реформирования Международного Валютного Фонда
2) Механизм финансирования буферных запасов, МФБЗ (Buffer Stock Financing Facility, BSFF); создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит - 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984 года.
3) Механизм финансирования системных (структурных) преобразований, МФСП (Systemic Transformation Facility, STF); был учрежден в апреле 1993г. как временный специальный механизм для стран, осуществлявших переход от централизованно планируемой экономики к рыночной. Практически этот механизм был образован главным образом для стран бывшего СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления рыночной экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие требования МВФ. Страны-члены могли получать средства в рамках МФСП до 50% величины их квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода. Всего за время существования этого механизма кредиты получили 20 стран на общую сумму почти в 4,0 млрд. СДР (около 6 млрд. дол.). В конце декабря 1995г. функционирование механизма финансирования системных преобразований завершилось.[21]
4) Механизм финансирования дополнительных резервов, МФДР (Supplemental Reserve Facility, SRF); учрежден в декабре 1997г. Образование этого механизма явилось следствием азиатского кризиса и частью политики МВФ по предотвращению распространения таких кризисов. Предоставление кредитных средств через МФДР, в отличие от кредитов по линии других механизмов, не ограничено какими-либо лимитами и может производиться в любых размерах. Погашение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем во всех других случаях, срока - от одного года до полутора лет. В исключительных случаях Исполнительный совет может продлить этот срок еще на один год. [20]
5) Чрезвычайные кредитные линии, ЧКЛ (Contingent Credit Lines, CCL). По предложению президента США У. Клинтона, с которым он выступил на открытии ежегодной сессии Советов управляющих МВФ и МБРР 6 октября 1998г., «Большая семерка» 30 октября 1998 г. официально предложила Фонду образовать еще один широкомасштабный кредитный механизм. Он был учрежден в апреле 1999г. В рамках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам - членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса, "бегства" капиталов из страны вследствие возможного негативного воздействия изменения ситуации на международных рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся преимущественно вне сферы контроля со стороны стран-заемщиц.
- Механизмы льготного финансирования – созданы для оказания помощи самым бедным развивающимся странам. Эти займы финансируются не за счет общих ресурсов Фонда, а путем использования других источников - главным образом кредитов и субсидий, которые те или иные страны предоставляют МВФ, давая ему тем самым возможность оказывать льготную финансовую помощь другим странам, имеющим право на ее получение. Для льготного кредитования развивающихся стран применялись (или применяются) следующие механизмы: трастовый (доверительный) фонд, механизм финансирования структурной перестройки, механизм расширенного финансирования структурной перестройки, [21]
В условиях, когда объем необходимой финансовой помощи недостаточен или он не может быть обеспечен в рамках обычного и специального финансирования, МВФ предоставляет его посредством различных специальных процедур. Они имеют целью расширение масштабов финансовой поддержки стран-членов, адаптацию деятельности Фонда к возникшим в современных условиях потребностям. В их числе:
1) Механизм экстренного финансирования, МЭФ (Emergency Financing Mechanism, EFM) - был образован в сентябре 1995г. и представляет собой комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление Фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ. [20]
2) Поддержка фондов валютной стабилизации (Support for Currency Stabilisation Funds) может осуществляться в рамках договоренностей с государствами - членами о кредитах "стэнд-бай" или расширенном кредитовании с целью повышения доверия к их мерам по стабилизации валютных курсов, предусматривающим образование фондов валютной стабилизации. [22]
3) Экстренная помощь (Emergency Assistance) оказывается государствам-членам, которые испытывают трудности в финансировании платежного баланса, в результате неожиданных и непредсказуемых стихийных бедствий.
4) Помощь пережившим конфликт странам. В сентябре 1995г. Исполнительный совет распространил положения, относящиеся к оказанию экстренной финансовой помощи, на кризисные ситуации, являющиеся результатом пережитых странами военнополитических конфликтов.
Таким образом, в случае острой необходимости МВФ всегда может учредить временный кредитный механизм, который будет способствовать локализации и сглаживанию последствии кризисных явлений в странах – членах и недопущению перерастания кризиса в мировой.
2. Оценка деятельности Международного Валютного Фонда
2.1 Современная кредитная политика МВФ
В отличие от банков развития, МВФ не предоставляет кредиты на конкретные проекты — кредиты Фонда предоставляются странам, которые испытывают проблемы с платежным балансом, для того чтобы дать им время на корректировку мер экономической политики и восстановление роста без необходимости прибегать к действиям, наносящим ущерб их собственной экономике или экономике других государств-членов.
Финансирование МВФ предназначено для оказания государствам-членам содействия в решении проблем платежного баланса, стабилизации экономики и восстановлении устойчивого экономического роста. Эта роль по урегулированию кризисов занимает центральное место в кредитовании МВФ. В широком определении МВФ осуществляет два вида кредитования — предоставление кредитов по нельготным процентным ставкам и предоставление кредитов странам с низкими доходами на льготных условиях с низкими и в некоторых случаях даже нулевыми процентными ставками.
В настоящее время в соответствии с утвержденным Исполнительным советом исключением все льготные кредиты являются беспроцентными. Мировой финансовый кризис подчеркнул необходимость эффективных глобальных сетей финансовой защиты, помогающих странам преодолевать неблагоприятные шоки. Как следствие, одна из основных задач реформ кредитования в последнее время заключалась в том, чтобы дополнить традиционную роль МВФ по урегулированию кризисов дополнительными инструментами для предотвращения кризисов. [37]
Счет общих ресурсов (ГРА) является главным счетом МВФ, состоящим из пула валют и резервных активов, представляющих оплаченную подписку государств-членов в виде квот. ГРА является счетом, с которого осуществляется финансирование операций МВФ по нельготному кредитованию. В 2018 финансовом году Исполнительный совет утвердил три новых договоренности и одно повышение доступа по существующей договоренности в рамках механизма нельготного финансирования МВФ на общую сумму 63,3 млрд СДР (91,0 млрд долл. США по обменному курсу на 30 апреля 2018 года, равному 0,69538 СДР за 1 доллар). На договоренность в рамках гибкой кредитной линии (ГКЛ) с Мексикой, (62,4 млрд СДР), которую Мексика рассматривает в качестве превентивной, приходилось 99 процентов таких обязательств (Договоренность с Мексикой о ГКЛ заменила предыдущую договоренность того же масштаба, ранее отмененную). Оставшийся 1 процент включал расширенные договоренности в рамках Механизма расширенного кредитования (ЕФФ) с Монголией (314,5 млн МДР) и Габоном (464,4 млн СДР), а также повышение доступа по договоренностям в рамках ЕФФ с Кот-д’Ивуаром (108,4 млн СДР). В таблице 1 приведены подробные сведения о договоренностях, утвержденных в течение финансового года, а на рис. 2.1 представлена информация о договоренностях, утвержденных за последние 10 финансовых лет. [37]
Таблица 1 - Договоренности, утвержденные в рамках Счета общих ресурсов в 2018 финансовом году (В миллионах СДР)
Государство-член |
Вид договоренности |
Дата вступления в силу |
Утвержденная сумма |
Расширенная договоренность |
24 мая 2017 года |
314.5 |
|
Монголия |
на 36 месяцев в рамках Механизма расширенного кредитования |
||
Расширенная договоренность |
19 июня 2017 года |
464.4 |
|
Габон |
на 36 месяцев в рамках Механизма расширенного кредитования |
||
Мексика |
Гибкая кредитная линия на 24 месяца |
29 ноября 2017 года |
62 388.9 |
Всего |
63 167.8 |
||
Кот д'Ивуар |
Расширенная договоренность на 36 месяцев в рамках Механизма расширенного кредитования |
19 июня 2017 года |
108.4 |
Всего |
108.4 |
||
Итого |
63 276.2 |
В 2018 финансовом году предоставление средств в рамках договоренностей о финансировании с использованием ГРА, называемых «покупками», составило 4,2 млрд СДР (6 млрд долларов США). Из этих покупок 86 процентов было совершено Египтом, Ираком, Тунисом и Шри-Ланкой. Общий объем погашений, называемых «выкупом», за финансовый год составил 14,6 млрд СДР (21,0 млрд долларов США), включая досрочные выкупы у Португалии в размере 7,6 млрд СДР (10,9 млрд долларов США) и Ирландии в размере 3,8 млрд СДР (5,4 млрд долларов США). Учитывая немного больший объем выкупа по сравнению с покупкой, сумма непогашенных кредитов в рамках ГРА сократилась до 37,9 млрд СДР (54,5 млрд долларов США) с 48,3 млрд СДР (66,2 млрд долларов США) годом ранее. [37]
Рис. 1 - Утвержденные договоренности в рамках Счета общих ресурсов в финансовые годы, заканчивающиеся 30 апреля, 2009–2018 годы (В миллиардах СДР)
На рис. 2 показаны суммы непогашенных нельготных кредитов за последние 10 финансовых лет.
Рис. 2 - Непогашенные нельготные кредиты, 2009–2018 финансовые годы (В миллиардах СДР) [37]
МВФ является организацией, основанной на системе квот, и ее постоянные ресурсы, получаемые за счет квот, были удвоены в результате проведенного увеличения квот в рамках Четырнадцатого общего пересмотра квот. Тем не менее, заемные ресурсы продолжают играть решающую роль в целях дополнения квотных ресурсов. Новые соглашения о займах (НСЗ), представляющие собой набор кредитных соглашений с 40 участниками на общую сумму приблизительно 182 млрд СДР, являются второй линией защиты после квот. 25 февраля 2016 года Исполнительный совет МВФ досрочно прекратил действие периода активации согласно НСЗ (который был изначально установлен с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года) в свете результативности Четырнадцатого общего пересмотра квот 26 января 2016 года. Текущие НСЗ были продлены в ноябре 2016 года на очередной пятилетний срок с 17 ноября 2017 года до 16 ноября 2022 года. МВФ также имеет двусторонние соглашения о займах, которые предоставляют третью линию защиты после квот и НСЗ. Эти соглашения в рамках основы заимствования 2016 года позволяют МВФ сохранить доступ на временной основе к двусторонним займам со стороны государств-членов и предотвратить таким образом резкое снижение потенциала кредитования. Соглашения о займах в рамках основы 2016 года имеют общий максимальный срок действия до 31 декабря 2020 года, поскольку первоначальный срок до конца 2019 года может быть продлен с согласия кредиторов еще на один год. По состоянию на 30 апреля 2018 года 40 государств-членов приняли на себя обязательства относительно выделения заемных ресурсов на двухсторонней основе на общую сумму приблизительно 316 млрд СДР или 455 млрд долларов США. Генеральные соглашения о займах (ГСЗ) являются более ограниченным механизмом поддержки квотных ресурсов МВФ в случае, если участники НСЗ не соглашаются с предложением активировать НСЗ. ГСЗ ничего не добавляют к общим имеющимся ресурсам МВФ, поскольку обязательства, взятые в рамках ГСЗ, сокращают доступный по НСЗ объем ресурсов на ту же сумму. Решение о ГСЗ не будет продлено по истечении их срока действия 25 декабря 2018 года. Это соответствует единогласному мнению участников ГСЗ о том, что ГСЗ должны закончиться с истечением их текущего срока действия.[37]
В 2018 финансовом году МВФ принял обязательства о предоставлении кредитов на сумму 1,703 млрд СДР (2,38 млрд долларов США) развивающимся государствам-членам с низкими доходами в рамках программ, поддерживаемых ресурсами Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ). Совокупный объем непогашенных льготных кредитов 53 государствам-членам составил 6,36 млрд СДР на конец апреля 2018 года.
В таблице 2 представлены подробные сведения о новых договоренностях и повышении доступа по существующим договоренностям в рамках механизмов льготного финансирования МВФ.
Таблица 2 - Утвержденные договоренности и договоренности, доступ по которым был повышен, в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту в 2018 финансовом году (В миллионах СДР) [37]
Государство-член |
Дата вступления в силу |
Утвержденная сумма |
Буркина-Фасо |
14 марта 2018 года |
108.4 |
Камерун |
26 июня 2017 года |
483.0 |
Чад |
30 июня 2017 года |
224.3 |
Гвинея |
11 декабря 2017 года |
120.5 |
Малави |
30 апреля 2018 года |
78.1 |
Мавритания |
6 декабря 2017 года |
115.9 |
Сьерра-Леоне |
5 июня 2017 года |
161.8 |
Того |
5 мая 2017 года |
176.2 |
Всего |
1 468,1 |
|
Центральноафриканская Республика |
15 декабря 2017 года |
39.0 |
Центральноафриканская Республика |
17 июля 2017 года |
11.1 |
Кот д'Ивуар |
19 июня 2017 года |
54.2 |
Мадагаскар |
28 июня 2017 года |
30.6 |
Мали |
7 июля 2017 года |
88.6 |
Всего |
223,5 |
|
Намбия |
26 июня 2017 года |
11.7 |
Всего |
11,7 |
|
Итого |
1 703,2 |
На рис. 3 показаны непогашенные суммы льготных кредитов за последнее десятилетие. Основа льготного финансирования МВФ регулярно пересматривается для обеспечения учета меняющихся потребностей. В 2015 году в рамках более широких усилий международного сообщества по оказанию поддержки странам в достижении целей устойчивого развития (ЦУР) была укреплена система финансовой безопасности развивающихся стран с низкими доходами.