Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). В Уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ). США и ЕС, могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Это вызывает недовольство и обеспокоенность развивающихся стран и стран с переходной экономикой.[18]

Согласно Уставу, Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления - Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Его роль играл учрежденный в 1974г. Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы - Временный комитет (Interim Committee of tile Board of Governors on the International Monetary System), который в 1999 году был преобразован в Международный валютно-финансовый комитет, который выполняет важные функции: осуществляет руководство Исполнительным советом; занимается выработкой стратегических решений, относящихся к функционированию международной валютной системы и деятельности МВФ: представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи соглашения МВФ. Подобный статус имеет также Объединенный министерский комитет Советов управляющих Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам - Комитет развития. Он консультирует Советы управляющих МВФ и МБРР, проводит совместные заседания с валютно-финансовым комитетом с целью подготовки докладов и консультаций по всем аспектам передачи реальных ресурсов.[29]

Совет управляющих делегировал значительную часть своих полномочий Исполнительному совету (Executive Board), т. е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности, предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. [24]

С 1992г. число исполнительных директоров доведено до 24, в 1946г. их было 12. 5 из них назначены, согласно уставу, США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, т. е. пятью странами, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 - формально избраны, но представляют каждый одну страну - Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 - избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп, сформировавшихся с учетом принципа географического представительства либо на основе общих интересов. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. Однако в большинстве случаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем формального голосования, а посредством предварительного достижения консенсуса его членов. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директорараспорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда и ведает текущими делами; он выступает в качестве председателя Исполнительного совета.[29]


МВФ организован по образцу акционерного предприятия. Это означает, что его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых ими по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота - ключевое звено во взаимоотношениях страны-члена с Фондом. [17]

Она определяет:

1) сумму подписки на капитал МВФ;

2) возможности использования ресурсов Фонда;

3) сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении;

4) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде, о чем речь шла выше. [18]

Квоты составляют в общей сложности 477 млрд СДР (примерно 686 млрд долларов США); СДР является расчетной единицей МВФ, стоимость которой привязана к корзине валют. МВФ также имеет доступ к ресурсам, предоставляемым на многосторонней основе, стоимостью примерно 182 млрд СДР, а двусторонние договоренности о заимствовании обеспечивают доступ к 316 млрд СДР. Сроки пролонгации каналов заимствования наступают в разное время.

Условия для реализации повышений квот, согласованных в рамках Четырнадцатого общего пересмотра квот, были выполнены 26 января 2016 года. Как результат, квоты каждого из 189 государств-членов МВФ увеличатся с примерно 238,5 млрд СДР (примерно 343 млрд долларов США) до в общей сложности 477 млрд СДР (примерно 686 млрд долларов США). По состоянию на 30 апреля 2018 года 181 из 189 государств-членов внесли взносы в счет квот, что составило более 99 процентов общего повышения квот, и общая сумма квот составила 475 млрд СДР (примерно 684 млрд долларов США).[22]

Несмотря на то что современный капитал МВФ имеет внушительные размеры, реально для предоставления кредитов странам-членам задействуется не весь капитал МВФ, а только сравнительно ограниченный круг валют, включаемых руководством Фонда в квартальный операционный бюджет. Это - валюты государств-членов, состояние платежных балансов и международных резервов которых признается Фондом достаточно прочным. Список используемых для кредитных сделок валют постоянно пересматривается по мере изменения ситуации в странах - эмитентах этих валют. Основу ресурсов операционного бюджета составляют средства в валютах, которые МВФ относит к числу так называемых «свободно используемых валют» (в настоящее время - доллар США, японская иена, евро, английский фунт стерлингов). Поэтому для пополнения своих ресурсов МВФ использует заемные средства.


1.3 Цели Международного Валютного Фонда и формы кредитования

Основными целями Международного валютного фонда являются:

  • Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере.
  • Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических условий стран-членов.
  • Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддержания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечение упорядоченных отношений в валютной области между странами-членами;
  • Определение паритетов и курсов валют; не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;
  • Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;
  • Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;
  • Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов;
  • Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам;
  • Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.

Сущность функционирования МВФ заключается в предоставлении краткосрочных и среднесрочных кредитов государствам, тем самым регулируя международные валютные отношения.[24]

Современная кредитная деятельность Международного валютного фонда осуществляется путем осуществления нескольких видов финансирования: обычного, специального и льготного финансирования.

По методологии МВФ эти виды финансирования называются механизмы.

  • Обычные механизмы (Tranche Policies)- механизмы, финансирование которых осуществляется с помощью собственных ресурсов МВФ, находящихся на Счете общих ресурсов (General Resources Account).

1) Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», а с 1978г. – «резервной долей» (Reserve Tranche). Если наличие валюты данной страны на счете общих ресурсов меньше ее квоты, то разница образует резервную позицию или позицию по резервной доле. Государство может в любой момент произвести покупку в рамках своей резервной доли. Единственным условием для такой покупки является наличие у страны потребности в финансировании платежного баланса. Они не облагаются сборами и Фонд не требует последующего выкупа. [32]


2) Механизм кредитных долей. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре "кредитные доли", или транша (Credit Tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу, они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). Таким образом, в соответствии с этими положениями, предельная сумма кредита, которую страна могла приобрести у Фонда в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. В 1978г. после пересмотра Устава первое ограничение было устранено, а действие второго МВФ получил право приостанавливать. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. [36]

3) Договоренности о резервных кредитах (кредитах «стэнд-бай»). «Договоренности о резервных кредитах» (Stand-by Arrangements) стали практиковаться с 1952г. Они обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она сможет при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой, фактически, открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, то выделение Фондом средств в счет верхних кредитных долей почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. Т.е. соглашение о кредите стэнд-бай дает заемщику право на покупку ресурсов в пределах очередной суммы в течение установленного срока. Покупки обычно производятся поэтапно на ежеквартальной основе, причем выделение Фондом средств зависит от выполнения условий реализации и завершения периодических обзоров. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах «стэнд-бай» имели срок действия до года, с 1977 г. - до 18 месяцев и даже до трех лет в связи с увеличением масштабов дефицитен платежных балансов. Погашение полученных кредитов осуществляется путем выкупа национальной валюты заемщиком в течение от 3,25 до 5 лет. [35]


4) Механизм расширенного кредитовани. В 1974 г. резервная и кредитные доли были дополнены механизмом расширенного кредитования, МРК (Extended Fund Facility, EFF). Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено уставом в рамках обычных кредитных долей. Срок расширенного финансирования составляет обычно три года и может быть продлен еще на один год. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о расширенном кредитовании, выдается определенными порциями (траншами) - ежеквартально, раз в полугодие или, в некоторых случаях, помесячно. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости этих требований по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны - заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях» (Letter of Intent) или «меморандуме об экономической и финансовой политике» (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности контролируется со стороны МВФ путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых «критериев реализации» (Performance Criteria). Если МВФ сочтет, что страна использует кредит неэффективно, не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша.

  • Специальные механизмы – механизмы, созданные в целях расширения масштабов и совершенствования структуры кредитных операций МВФ. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение странами - членами Фонда средств по линии специальных механизмов является дополнением к их кредитным долям. Как правило, финансирование в рамках специальных механизмов МВФ осуществляется за счет собственных средств Фонда. Специальные механизмы включают:

1) Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, МКЧФ (Compensatory and Contingency Financing Facility, CCFF); предназначен для кредитования стран - членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров-заменителей и т. п. [20]