Файл: Выбор стиля руководства (Анализ и выбор стиля руководства образовательных организаций).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ стилей РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА
1.1 Сущность и определение понятий «руководство», «лидерство»
1.2 Основные стили руководства
1.3 Характеристики, определяющие портрет эффективного руководителя
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Цель и задачи, методы исследования, обоснование выбора участников
2.2. Анализ и выбор стиля руководства образовательных организаций
ГЛАВА 3. СТИЛИ РУКОВОДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЙТИНГОВЫЕ СТАТУСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
При анализе статистических данных образовательных организаций, занявших низкие позиции в формальных и неформальных рейтингах, следует отметить следующие факты.
Две образовательные организации заняли низкие позиции во всех формальных рейтингах, три образовательные организации – в 2 формальных рейтингах: по высоким образовательным результатам и кадровому обеспечению. Одна школа заняла низкие позиции в народном рейтинге, при этом заняла высокие позиции в рейтинге по результатам массового образования.
Рейтинг образовательных организаций по результатам массового образования:
9% руководителей-мужчин, средний возраст директоров составляет 53,7 года, средний стаж работы по должности руководителя – 9,6 лет, среднее количество классов в образовательных организациях – 22. Большинство руководителей 82% имеют высшее педагогическое образование, лишь 18 % - высшее образование непедагогического профиля. Никто из руководителей не имеет степень кандидата наук. 72,7% директоров школ являлись в разные годы победителями различных профессиональных конкурсов.
Рейтинг образовательных организаций по высоким образовательным результатам:
8,3% руководителей-мужчин, средний возраст директоров составляет 48,5 лет, средний стаж работы по должности руководителя – 5,3 лет, среднее количество классов в образовательных организациях – 18. Все руководители 100% имеют высшее педагогическое образование. 8,3% руководителей имеют степень кандидата наук. 33,3% директоров школ являлись в разные годы победителями различных профессиональных конкурсов.
Рейтинг образовательных организаций по кадровому обеспечению:
16,6% руководителей-мужчин, средний возраст директоров составляет 50,7 лет, средний стаж работы по должности руководителя – 7 лет, среднее количество классов в образовательных организациях – 25. Большинство руководителей 75% имеют высшее педагогическое образование, лишь 25 % - высшее образование непедагогического профиля. 16,6% руководителей имеют степень кандидата наук. 41,6% директоров школ являлись в разные годы победителями различных профессиональных конкурсов.
Народный рейтинг образовательных организаций:
33,3% руководителей-мужчин, средний возраст директоров составляет 52 года, средний стаж работы по должности руководителя – 8,3 лет, среднее количество классов в образовательных организациях – 20. Большинство руководителей 75% имеют высшее педагогическое образование, лишь 25 % - высшее образование непедагогического профиля. 8,3% руководителей имеют степень кандидата наук. 33,3% директоров школ являлись в разные годы победителями различных профессиональных конкурсов.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Анализируя статистические данные, следует отметить, что количество руководителей-мужчин образовательных организаций составляет менее 50%. Между тем, в образовательных организациях, занимающих высокие позиции в рейтинге «по результатам массового образования», процент мужчин руководителей довольно большой – 41%, в рейтинге «по высоким образовательным результатам» - 25%, в то время как мужчин руководителей среди образовательных организаций, занимающих высокие позиции
в «народном рейтинге», всего 16,6%. Процент руководителей образовательных организаций, занимающих низкие позиции в рейтингах тоже невысок, исключение составляет народный рейтинг – 33,3%,
что позволяет сделать вывод о том, что мужчины-руководители не уделяют должного внимания созданию комфортных условий для всех участников образовательного процесса, включая родителей.
При анализе возраста руководителей образовательных организаций, обращаем внимание на то, что средний возраст директоров школ, занимающих как высокие, так и низкие позиции в рейтингах, практически одинаков - около 51 года ± 3 года. Таким образом, можно сделать вывод,
что возраст руководителей образовательных организаций не является существенным фактором, влияющим на рейтинговый статус организации.
Подобный вывод можно сделать при анализе стажа руководителей образовательных учреждений. Средний стаж работы директоров в рейтинге «по результатам массового образования», занимающих высокие позиции, составляет 8,5 лет, а директоров образовательных организаций, занимающих низкие позиции, – 9,6 лет. Стаж работы в должности руководителя
у директоров школ, занимающих высокие позиции в рейтингах, несколько больше, чем у директоров школ, занимающих низкие позиции в рейтингах. Данный факт, скорее всего, говорит о том, что смена руководителей образовательных организаций, занимающих низкие позиции в рейтингах, происходит значительно чаще. Между тем, самый молодой директор в нашей выборке имеет руководящий стаж 5 лет, а это вполне достаточный срок, чтобы при эффективном управлении вывести образовательную организацию на более высокий уровень образовательных результатов.
При рассмотрении результатов рейтингов по среднему количеству комплект-классов в образовательных организациях, то можно обнаружить любопытные факты. Казалась бы, чем меньше учащихся и, следовательно, комплект-классов, тем легче управлять и выстраивать образовательный процесс, нацеленный на достижение высокого результата. Однако если смотреть на результаты рейтингов, то все наоборот. Среднее количество комплект-классов в образовательных организациях, занимающих высокие позиции в рейтингах, значительно больше, чем в школах, занимающих низкие позиции в рейтингах, более чем в 2 раза.
Анализируя уровень образования руководителей школ, занимающих высокие и низкие позиции в рейтингах, значительной разницы между ними не выявлено. Единственное исключение составляют руководители, занимающие высокие позиции в народном рейтинге. 100% данных руководителей имеют высшее педагогическое образование.
Наличие степени кандидата наук влияет на позиции образовательной организации в рейтингах. Так, директоров школ, занимающих высокие позиции в рейтингах «по результатам массового образования», 41,6%,
а руководителей в данном рейтинге, занимающих низкие позиции, 0%.
Значительного влияния участия руководителей в профессиональных конкурсах на рейтинговые статусы образовательной организации также
не выявлено.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пол, возраст руководителя, стаж работы в должности руководителя, уровень образования и наличие дополнительного профессионального образования
по менеджменту в сфере образования, количество комплект-классов в школе, наличие региональных и ведомственных наград, участие и победы
в профессиональных конкурсах .
ГЛАВА 3. СТИЛИ РУКОВОДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЙТИНГОВЫЕ СТАТУСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
А.Роу выделяет 4 стиля принятия решений: директивный, аналитический, концептуальный и поведенческий, различающихся по критериям приемлемой для принимающего решения когнитивной сложности задачи и доминированию рационального или интуитивного мышления.
Таблица 7
Когнитивная сложность |
Ценностная ориентация |
|
высокая (терпимость к неопределенности) |
низкая (необходима структура) |
|
аналитический стиль принятия решений |
директивный стиль принятия решений |
решение задач |
концептуальный стиль принятия решений |
поведенческий стиль принятия решений |
люди |
Для директивного стиля управления свойственно: ориентация
на решение задач низкой когнитивной сложности, фокусировка на решение задач, получение практического решения, время и правила при принятии решения, индивидуальную форму выработки решений, малый объем информации. Руководитель с директивным стилем управления сдержанный, властный исполнитель, стремящийся максимально быстро, самым простым способом решить поставленную задачу.
Для аналитического стиля управления свойственно: ориентация
на решение задач высокой когнитивной сложности, фокусировка
на индивидуальную форму выработки решений, большой объем информации, логику и выбор оптимального варианта решения. Руководитель с аналитическим стилем руководства рациональный высококвалифицированный специалист, который следуя правилам, выполняет задачу любого уровня сложности, сотрудники организации являются для него средством решения задач.
Для концептуального стиля управления свойственно: ориентация
на людей и решение задач высокой когнитивной сложности, фокусировка
на групповую форму выработки решений, большой объем информации, образную форму информации, креативность и выбор оптимального варианта решения. Руководитель с концептуальным стилем управления продуцирует множество новых идей, готов к решению задач высокого уровня сложности, сотрудников для него являются соратниками в реализации идей.
Для поведенческого стиля управления свойственно: ориентация
на людей и решение задач низкой когнитивной сложности, фокусировка
на групповую форму выработки решений, малый объем информации,
на интуицию и отношения с людьми. Руководитель с поведенческим стилем управления эмоционален и доверчив, избегает сложностей потому,
что жалеет людей.
Таблица 8
Основные характеристики стилей принятия управленческих решений
Стиль принятия решения |
В стрессе |
Мотив |
Решает проблемы через |
Тип мышления |
Директивный |
Взрывается |
Статус, власть |
Правила и политика |
Фокусировка на решение задачи |
Поведенческий |
Избегает сложностей |
Принятие |
Чувства и инстинкт |
Эмоциональность |
Аналитический |
Следует правилам |
Перемены |
Анализ и понимание |
Логика |
Концептуальный |
Неустойчивый |
Признание |
Интуиция и суждение |
Креативность |
Анкета А.Роу (приложение № 1) состоит из 20 вопросов-кейсов. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа, соответствующие выделяемым А.Роу стилям принятия управленческих решений. Респондент должен оценить (проранжировать), насколько каждый вариант характерен для его управленческой деятельности, присвоив им баллы 1, 2, 4 или 8,
где 1 балл соответствует наименее свойственному для респондента варианту действий, а 8 баллов - наиболее свойственному.
Баллы по каждому стилю суммируются и определяются показатели использования каждого из четырех стилей принятия управленческих решений данным респондентом.
Для выявления предпочитаемого и избегаемого стилей находится среднее значение соответствующего стиля принятия решений и стандартные отклонения сумм оценок по всему массиву исследования. Если
для респондента сумма больше, чем среднее по популяции плюс половина стандартного отклонения, то данный стиль считается предпочтительным
для респондента. Если же оценка по столбцу меньше, чем средняя
по популяции минус половина стандартного отклонения, то данный стиль считается избегаемым.
По указанной методике были опрошены директора 78 школ
Санкт-Петербурга, находящихся на высоких и низких позициях
в формальных и неформальных рейтингах.
Анализ полученных данных показал, что нет явного влияния стиля руководства на рейтинговые статусы образовательной организации. Интересен тот факт, что практически одинаковое количество руководителей используют тот или иной стиль принятия решений в качестве доминирующего и избегаемого.
Таблица 9
Стили принятия решений (СПР) |
Доминирующий стиль принятия решений |
Избегаемый стиль принятия решений |
директивный |
30,8% |
29,5% |
аналитический |
24,4% |
26,9% |
концептуальный |
29,5% |
28,2% |
поведенческий |
32,1% |
30,8% |
Однако при детальном изучении и сравнении полученных данных
мы видим, что большинство директоров школ 24,4%, занимающих высокие позиции в рейтингах, в качестве доминирующего стиля управления используют концептуальный стиль принятия решений. Большинство директоров школ 23,1%, занимающих низкие позиции в рейтингах, - поведенческий. Если 23,1% директоров школ, занимающих высокие позиции в рейтингах, избегают поведенческого стиля принятия решений, то 17,9% директоров школ, занимающих низкие позиции в рейтингах, - концептуального.
Таблица 10
Стили принятия решений |
ОУ, занимающие высокие позиции в рейтингах |
ОУ, занимающие низкие позиции в рейтингах |
||
Доминирующий СПР |
Избегаемый СПР |
Доминирующий СПР |
Избегаемый СПР |
|
директивный |
19,2% |
19,2% |
11,5% |
10,3% |
аналитический |
15,4% |
12,8% |
9% |
14,1% |
концептуальный |
24,4% |
10,3% |
5,1% |
17,9% |
поведенческий |
9% |
23,1% |
23,1% |
7,7% |