Файл: Выбор стиля руководства (Анализ и выбор стиля руководства образовательных организаций).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ стилей РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА
1.1 Сущность и определение понятий «руководство», «лидерство»
1.2 Основные стили руководства
1.3 Характеристики, определяющие портрет эффективного руководителя
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Цель и задачи, методы исследования, обоснование выбора участников
2.2. Анализ и выбор стиля руководства образовательных организаций
ГЛАВА 3. СТИЛИ РУКОВОДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЙТИНГОВЫЕ СТАТУСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проанализируем стиль руководства директоров школ, занимающих высокие позиции в рейтингах, а также каждый рейтинг в отдельности.
1 руководитель школы использует 3 доминирующих стиля принятия решений, 14 руководителей школ имеют по 2 доминирующих стиля,
22 руководителя – по 1 доминирующему стилю, у 4 руководителей
не обнаружен какой-либо доминирующий стиль принятия решений.
13 руководителей школ избегают по 2 стиля принятия решений,
25 – по 1 стилю, 3 директора не имеют избегаемого стиля.
В рейтинге образовательных организаций «по результатам массового образования» большинство директоров в качестве доминирующего стиля руководства используют директивный (58,3%) и аналитический (33,3%) стили принятия решений, в качестве избегаемого – поведенческий (50%)
и концептуальный (50%).
Данные факты говорят о том, что руководители школ хотят достигать ощутимых результатов, доминируя над подчиненными. Они ориентированы на решение задач разной когнитивной сложности, предпочитают их решать, применяя как простые, так и сложные организационные схемы и опираясь
на минимальное количество необходимых данных. Согласно описанию стилей по А. Роу, такие директоров любят перемены, рассматривают ситуацию во всех деталях и принимают решение не торопясь, в большей степени ориентированы на решение задач, а не на людей. Данные стили руководства не имеют положительного влияния на результативность взаимодействия руководителя и педагогических работников. Современная иерархическая образовательная система способствует использованию директивного и аналитического подхода. Директора просто подстраиваются под систему, в которой они работают.
В рейтинге «по высоким образовательным результатам» доминирует концептуальный стиль руководства (75%), а избегается поведенческий (83,3%).
Руководители этих образовательных организаций достигают результатов, опираясь на большой объем информации. Они ориентированы на решение задач высокой когнитивной сложности (неопределенности), предпочитают их решать нетривиальными способами, основываясь
на интуиции и логических суждениях. Такие директора любят перемены, зачастую являются их инициаторами, предпочитают коллективные способы принятия решений. Данный стиль руководства имеет тенденцию развития положительного взаимодействия между руководителем и учителем, являются лидерами, как в своем учреждении, так и в реализации реформаторских идей, инновационного развития образования в целом.
В рейтинге «по кадровому обеспечению» доминируют концептуальный (50%) и аналитический (41,6%) стили руководства, а также директивный (50%), избегается директивный (50%) и поведенческий (50%).
Руководители, сочетающие концептуальный и аналитический стиль управления, вписываются в концепцию лидерства, для них продуцирование проблемной ситуации является нормой. Данные руководители решают проблемы высокой когнитивной сложности с опорой на коллектив. Полагаем, что весьма важно именно в рейтинге «по кадровому обеспечению» применять разные стили руководства, в том числе и директивный стиль,
так как разные члены коллектива требуют разных подходов и стилей принятия решений в стандартных и нетипичных ситуациях. Концептуальный стиль руководства особенно актуален при проведении преобразований существующих систем.
При анализе «народного рейтинга» следует отметить, что ни одно учреждение, занявшее высокие позиции в формальных рейтингах, не вошло
в число школ, имеющих высокие позиции в неформальном рейтинге. Данный факт говорит о том, что школы-лидеры по высокому качеству образования не уделяют должного внимания работе с родителями.
В «народном» рейтинге образовательных организаций большинство руководителей в качестве доминирующего стиля принятия решений используют концептуальный (50%) стиль руководства, а избегают аналитический (50%) и директивный (50%).
Руководители данных образовательных организаций творческие люди, нуждающиеся в признании, решающие задачи с высокой когнитивной сложностью с опорой на большой объем информации и свой коллектив.
Они порой не стремятся следовать правилам, при этом выбирают сложные организационные схемы.
Таблица 11
Школы, занимающие высокие позиции в рейтингах
название рейтинга |
доминирующие стили принятия решений |
избегаемые стили принятия решений |
примечание |
по массовым образовательным результатам |
директивный – 58,3% аналитический – 33,3% поведенческий – 25% концептуальный – 16,6% |
концептуальный – 50 % поведенческий – 50% аналитический – 16,6% директивный – 8,3% |
8,3% не выявлено преобладание к-л стиля ПР |
по высоким образовательным результатам |
концептуальный – 75% аналитический – 41,6% директивный – 41,6% |
поведенческий – 83,3% директивный – 33,3% концептуальный – 25 % |
|
по кадровому обеспечению |
директивный – 50% концептуальный – 50% аналитический – 41,6% |
директивный – 50% поведенческий – 50% аналитический – 25% концептуальный – 8,3% |
|
народный рейтинг |
концептуальный – 41,6% поведенческий – 33,3% директивный – 16,6% аналитический – 16,6% |
аналитический – 50% директивный – 41,6% поведенческий – 16,6% концептуальный – 8,3% |
8,3% не выявлено преобладание к-л стиля ПР |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для занятия высоких позиций в формальных рейтингах необходимо придерживаться концептуального, директивного и аналитического стиля принятия решения. Для занятия высоких позиций в народном рейтинге необходим концептуальный стиль принятия решения.
Далее проанализируем стиль руководства директоров школ, занимающих низкие позиции в рейтингах.
7 руководителей школ использует 2 доминирующих стиля принятия решений, 24 руководителей школ имеют по 1 доминирующему стилю,
у 6 руководителей не обнаружен какой-либо доминирующий стиль принятия решений.
9 руководителей школ избегают по 2 стиля принятия решений,
21 – по 1 стилю, 7 директора не имеют избегаемого стиля.
Руководители данных образовательных организаций предпочитают использовать поведенческий стиль принятия решений: в рейтинге
«по массовым образовательным результатам» - 25%, в рейтинге «по высоким образовательным результатам» - 16,6%, в рейтинге «по кадровому обеспечению» - 33,3%, в «народном рейтинге» - 83,3%. При этом руководители избегают концептуального стиля принятия решений (50%), аналитического (50%) и директивного (50%).
Данные факты говорят о том, что директора ориентированы на людей, восприимчивы к предложениям, легки в коммуникации, дружелюбны,
но не ставят в приоритеты решение задач высокой когнитивной сложности. Они эмоциональны, при решении задач опираются на чувства и инстинкты. Директора такого типа не становятся лидерами и не могут руководить организацией в режиме развития.
Таблица 12
Школы, занимающие низкие позиции в рейтингах
название рейтинга |
доминирующие стили принятия решений |
избегаемые стили принятия решений |
примечание |
по массовым образовательным результатам |
директивный – 41,6% поведенческий – 25% аналитический – 8,3% |
концептуальный – 33,3% аналитический – 25% поведенческий – 25% |
8,3% ОУ не выявлено преобладание к-л стиля ПР |
по высоким образовательным результатам |
поведенческий – 16,6% аналитический – 8,3% директивный – 8,3% концептуальный – 8,3% |
аналитический – 50% директивный – 16,6% концептуальный – 16,6% поведенческий – 8,3% |
8,3% ОУ нет ярко выраженного стиля ПР |
по кадровому обеспечению |
поведенческий – 33,3% директивный – 16,6% аналитический – 8,3% концептуальный – 8,3% |
концептуальный – 50% аналитический – 25% директивный – 16,6% поведенческий – 8,3% |
8,3% не имеют стиля ПР |
народный рейтинг |
поведенческий – 83,3% аналитический – 41,6% директивный – 16,6% концептуальный – 16,6% |
директивный – 50% концептуальный – 41,6% аналитический – 16,6% поведенческий – 8,3% |
Интересен факт, что одна школа, занимающая высокие позиции
в рейтинге «по массовым образовательным результатам», попала в народный рейтинг учреждений, занимающих низкие позиции. Данному руководителю свойственны аналитический и поведенческий стили принятия решений,
а избегаемый стиль – директивный. С одной стороны руководитель готов решать задачи высокой когнитивной сложности, с другой стороны,
он пытается избежать сложностей. По-видимому, данный директор не ставит в качестве одной из основных задач своей деятельности работу
с родительской общественностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретические и практические положения, выводы и заключения, сформулированные в работе, обеспечили достижение цели исследования – определить стили руководства, влияющие на рейтинговые статусы образовательной организации.
В работе изучены вопросы руководства и лидерства, определены основные стили руководства, выявлены характеристики, определяющие портрет эффективного руководителя, раскрыты основные подходы
к формированию рейтингов образовательных организаций, изучены особенности формирования рейтингов образовательных организаций
Санкт-Петербурга, проанализировать статистические данные
о руководителях образовательных организаций, находящихся
в формальных/неформальных рейтингах Санкт-Петербурга, выявлены основные стили руководства образовательными организациями, характерные директорам школ, находящихся в формальных/неформальных рейтингах Санкт-Петербурга, обосновано их влияние на рейтинговые статусы образовательной организации.
В ходе исследования выявлено, что понятия «руководство» и «лидерство» имеют сходства и различия. Руководитель по определению всегда должен быть лидером, иметь способности лидера, однако не каждый лидер имеет способности руководителя;
выделены три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них имеет характерные формы и содержание управленческой деятельности. Отличия стилей руководства связаны с различными личностными характеристиками руководителей. Стили руководства следует выбирать, ориентируясь на характер конкретной ситуации, в то время как различные ситуации в организации и в окружающей среде требуют различных стратегий и организационных структур управления;
отмечены три важные характеристики, положенные в основу портрета эффективного руководителя: личность, стиль руководства, авторитет. Каждая из этих характеристик, имея свои особенности, в значительной степени влияет на эффективность руководителя;
несмотря на подверженность влиянию внешней и внутренней среды организации, стиль руководства является относительно устойчивой характеристикой, не подверженной произвольной трансформации. Однако
в зависимости от ситуации и с течением времени руководитель может изменять стили руководства;
сделаны выводы о важности рейтингов как инструмента независимой оценки качества образования: для родителей, для руководителей образовательных организаций, для органов управления образованием;
опытным путем доказано, что рейтинговые статусы образовательной организации по формальным и неформальным признакам зависят от стиля руководства образовательной организацией, а именно
a). Высокие позиции в формальных рейтингах будут занимать образовательная организация, в которых преобладает директивный стиль руководства;
b). Высокие позиции в народном рейтинге будут занимать образовательная организация, в которых преобладает концептуальный стиль руководства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Беннис У., Нанус Б. Лидеры: пер. с англ. - СПб: Сильван, 2014. – 180 с
- Берд П. Лидер и группа. О структуре динамики организаций и групп. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2012. – 84 с
- Виханский О. С. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2012. – 528 с
- Галиев Л.М. Квалификационные требования и стиль руководства директора школы // Мир науки . 2014. №4. С. 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kvalifikatsionnye-trebovaniya-i-stil-rukovodstva-direktora-shkoly
- Герчикова И. Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 330 с
- Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. – М.: Дело, 2011. – 280 с.
- Дорофеев В. Д. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 348 с.
- Коротков Э. М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 402 с
- Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996. 384 c.
- Миронова Т.Л. К вопросу о руководстве и лидерстве // Вестник БГУ. 2013. №5. С.32-43. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-rukovodstve-i-liderstve
- Моисеева Е.А. Психологическая характеристика руководителя // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. №3 (10). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-rukovoditelya
- Моисеева Е.А. Психологическая характеристика руководителя // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. №3 (10). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-rukovoditelya
- Нечепоренко О. П. Стиль руководства как фактор социально-психологического климата коллектива и удовлетворенности работой // ОмГУ. 2013. №1. С.45-52. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stil-rukovodstva-kak-faktor-sotsialno-psihologicheskogo-klimata-kollektiva-i-udovletvorennosti-rabotoy
- Первякова С.А. Стиль руководства и его влияние на эффективность управленческой деятельности // Среднее профессиональное образование. 2009. №11. С.2-4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stil-rukovodstva-i-ego-vliyanie-na-effektivnost-upravlencheskoy-deyatelnosti
- Филонович С. Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. – 2013. - № 2. – С. 3-24.