Файл: Выбор стиля руководства (Анализ и выбор стиля руководства образовательных организаций).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ стилей РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА
1.1 Сущность и определение понятий «руководство», «лидерство»
1.2 Основные стили руководства
1.3 Характеристики, определяющие портрет эффективного руководителя
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Цель и задачи, методы исследования, обоснование выбора участников
2.2. Анализ и выбор стиля руководства образовательных организаций
ГЛАВА 3. СТИЛИ РУКОВОДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЙТИНГОВЫЕ СТАТУСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение стиля руководства как особой манеры поведения руководителя по отношению к своим подчиненным, а также связей между выбранным стилем управления и успешностью образовательной организации в последние десятилетия является предметом интереса экономистов, менеджеров, психологов и социологов.
Следует отметить, что те или иные стили руководства лишены универсальности: нередко руководителю сложно воздействовать на всех членов подчиненного ему коллектива. Понимание возможного многообразия способов управления, знание вариативности реагирования на ту или иную ситуацию позволит руководителю повысить результативность своей профессиональной деятельности и успешность вверенной организации, заняв высокое положение в рейтингах.
Существуют следующие основные теории руководства: «теория черт лидера», ситуационный и комплексный подход, теория «X» и «Y» Д.Макгрегора, «атрибутивная» теория, теория лидерства Т. Коно и пр. Однако, при всем многообразии теорий вопросы определения оптимального стиля руководства для решения разнообразных задач, перестройка стиля руководства при меняющихся условиях, соотношения устойчивых
и вариативно изменчивых стилей остаются открытыми. Не менее актуальными остаются вопросы, связанные с особенностями стиля руководства в организациях различной формы собственности и видов деятельности, связь стиля руководства с социальной и экономической эффективностью организации.
Актуальность исследования и выявленное противоречие обусловили выбор темы работы, в соответствии с которой была определена цель исследования: определить стили руководства.
Предмет исследования: влияние стиля руководства на рейтинговые статусы образовательной организации.
Объект исследования: стиль руководства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность стилей руководства.
2. Проанализировать формальные и неформальные стили руководства.
3. Выявить особенности стилей руководства организациями.
Методы исследования: анализ отечественных и зарубежных литературных источников по исследуемой проблеме, изучение законодательных актов, нормативно-правовых документов, сравнительный анализ, анкетирование, количественные и качественные методы обработки полученных данных.
Практическая значимость работы заключается в апробировании методики А.Роу, описании основных стилей руководства директоров школ-лидеров и директоров-школ-аутсайдеров, выявлении стилей руководства, влияющих на рейтинговые статусы образовательной организации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ стилей РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА
1.1 Сущность и определение понятий «руководство», «лидерство»
Изучению сущности «руководства», «лидерства», «управления» посвящены многие работы и исследования, однако изучение отечественной
и зарубежной литературы по управлению показывает подмену этих понятий. Например, «понятие управления употребляется в значении руководства, при переводе исчезают различия между понятиями руководство/лидерство, управление/менеджмент, руководитель/лидер, лидер/менеджер»[1].
Рассмотрим данные понятия по отдельности.
Руководитель - это лицо, определяющее направление деятельности сотрудников, координирующее и контролирующее их работу. Работники в установленном порядке обязаны выполнять требования руководителя.
Руководитель по своей инициативе может выполнять функции исполнителя с целью изучения специфики работы.
Руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии
с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными
и региональными законами и иными нормативными правовыми актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ). Википедия дает следующее определение: «руководитель – высшая должность в организации, наделённая полномочиями выбора стратегии развития организации, работы с кадрами, определения финансовых потоков предприятия[2].
Руководство дает возможность влиять на сотрудников с применением силы и давления, что обусловлено положением (должностью) в организации и официальными полномочиями. Должность позволяет руководителю стать лидером коллектива, но автоматически его таковым не делает. Руководитель координирует и направляет деятельность сотрудников и несет личную ответственность за ее результаты. Взаимодействие с работниками строится на фактах и в рамках установленных целей.
Социологический словарь предлагает следующее определение понятию «лидер»: лидер – это авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи[3].
Если обобщить имеющиеся определения лидерства, то можно прийти
к заключению, что лидерство – это способ влияния на людей без применения принуждения для достижения совместных или личных целей. Лидер может быть назначен на должность руководителя (формальный лидер), а может самостоятельно выделиться внутри группы (неформальный лидер). При этом лидер оказывает влияние на людей за рамками деятельности, определяемой должностными полномочиями.
В понимании руководства и лидерства существует два подхода. Представители первого подхода считают, что эти понятия являются синонимами. Сторонники второго подхода указывают на не совпадение этих понятий. В целом, на основе анализа отечественных и зарубежных источников можно обнаружить общие и специфические черты в процессах руководства и лидерства.
Основные сходства в понятиях руководства и лидерства заключаются
в следующем:
руководитель может быть лидером, лидер может быть руководителем;
руководитель и лидер имеют власть;
руководитель и лидер влияют на окружающих.
Оба термина являются средством координации, налаживания взаимоотношений внутри коллектива, являются процессами социального влияния в коллективе, им присуща субординация. Указанные общие черты предоставляют возможность перехода лидерства в руководство
при назначении руководителем неформального лидера организации и наоборот, когда руководитель становится лидером для всего коллектива.
Шикун А.Ф., Филинова И.М. выделяют следующие общие черты между руководством и лидерством:
1. подчиненность целям организации;
2. коммуникация с сотрудниками;
3. влияние на работу сотрудников с целью достижения максимальных результатов;
4. стимулирование коллег;
5. социальное влияние на коллектив[4].
Ученые выделяют основные расхождения в понятиях руководства
и лидерства.
Таблица 1
Руководство |
Лидерство |
осуществляет регуляцию формальных (официальных) отношений в группе |
осуществляет регуляцию межличностных, неформальных (неофициальных) отношений в группе |
руководство имеет социальную природу |
лидерство имеет психологическую природу |
руководитель может быть лидером, а может и не быть им |
лидер может быть как формальным, так и неформальным |
руководитель занимает достаточно пассивную роль при организации и направлении работы сотрудников, взаимодействие руководитель выстраивает в рамках регламентации прав и обязанностей, не выходит за рамки, стремится к порядку и дисциплине |
лидер занимает активную позицию при определении целей, решении задач, соответствующих ожиданиям коллектива |
руководителю люди вынуждены подчиняться. Руководитель контролирует деятельность своих подчиненных, вознаграждает за успехи, наказывает |
лидер ведет за собой команду, члены которой по отношению к лидеру выступают последователями, соратниками, строит отношения с ними на основе доверия |
процесс принятия решений опосредован различными обстоятельствами, решения не всегда связанны с группой |
решения принимаются по групповой деятельности |
Мескон М.Х., Альберт И., Хедоури Ф. различие понятий «руководство» и «лидерство» видят во власти, что подтверждается классификацией форм организационной власти:
1. Экспертная власть.
Способность руководителя воздействовать на сотрудников в силу своего уровня образования, опыта, специфических знаний.
2. Хaризмaтическая влaсть.
Власть, которая основана на личных качествах и стиле руководства. Она связана со способностью руководителя воздействовать на поведение сотрудников в силу его привлекательности, наличия харизмы.
3. Легитимная власть.
Власть, имеющаяся в рамках официальной должности. Должность наделяет руководителя полномочиями оказывать влияние на других людей.
4. Компенсаторная власть (власть поощрения).
Власть, которая основана на способности руководителя оказывать влияние на сотрудников, используя различные формы поощрения.
5. Насильственная власть.
Власть, основанная на способности руководителя оказывать влияние
на сотрудников используя меры наказания[5].
Абрегова И.И., при анализе указанных форм власти, подчеркивает, что к лидерству как власти-авторитета имеют прямое отношение экспертная власть и власть харизматическая. К руководству как власти-долженствования имеют отношение власть легитимная, компенсаторная и насильственная власть. К руководству как сочетанию власти-авторитета и власти-долженствования подходят экспертная и харизматическая власть[6].
А.В. Быков выявил отличие понятий «лидер» и «руководитель»[7].
Таблица 2
Характеристика функциональных возможностей лидера
и руководителя
Требования к управленческой позиции |
«Лидер» |
«Руководитель» |
1. Способ выдвижения |
1. Определяется интуитивно |
1. Выбирается либо назначается |
2. Сфера деятельности |
2. Коллектив людей, работающих в организации или вне ее |
2. Организация, отдел, группа, структура которых закреплена приказом |
3. Сфера полномочий |
3. Предпочитает неофициальные обязанности и межличностные взаимоотношения |
3. Предпочитает официальные обязанности и служебные взаимоотношения |
4. Наличие средств контроля |
4. Неофициальное влияния на сотрудников |
4. Имеется систему наказаний для влияния на сотрудников |
5. Наличие отношений субординации |
5. Субординация не соблюдается |
5.Субординация жесткая |
6. Преобладающий стиль руководства |
6. Преобладает демократический |
6. Преобладает авторитарный |
Таким образом, можно сделать вывод, что руководство и лидерство - это формы социального управления, которые характеризуются наличием или отсутствием официального статуса. Лидерство связано с влиянием авторитета личности, руководство связано с назначением на должность
и влиянием авторитета должности. Иными словами, руководство - это социальная характеристика взаимоотношений в группе, особенно с точки зрения распределения ролей управления и подчинения, это процесс, который регламентируется обществом. А лидерство - это психологическая характеристика поведения членов группы.
На практике, руководитель всегда должен быть лидером, иметь способности лидера, однако не каждый лидер имеет способности руководителя.
1.2 Основные стили руководства
Каждый руководитель отличается своим индивидуальным стилем руководства, формирование которого определяется объективными
и субъективными детерминантами. Объективные детерминанты содержат: стиль руководства руководителя, имеющего более высокий ранг; возрастные, образовательные, социально-психологические черты коллектива; здоровье руководителя; специфика решаемых задач. Субъективные факторы: человеческие, деловые качества, знания и навыки управленческой деятельности, манеры поведения, привычки[8].
Стиль руководства - это совокупность характерных методов, приемов и действий руководителя по отношению к подчиненным в процессе управления деятельностью организации, определяющая его способность влиять на подчиненных, для более эффективного достижения
ее (организации) целей[9].
Стили руководства стали изучать в период 1930 - 1950х годов. Были серьезно изучены вопросы руководства и лидерства.
В настоящее время принято считать, что исторически эволюцию взглядов на природу поведения руководителя в организации можно разбить на три этапа, для каждого из которых был характерен особый подход
к рассмотрению данного вопроса:
подход с позиции личных качеств;
поведенческий подход;
ситуационный подход.
Подход с позиций личных качеств связан с исследованиями, направленными на выявление личностных характеристик руководителей, достигших высокой результативности деятельности своих организаций. Ученые (Л. Бернард, В. Бинхам, С. Килбоурн,О. Тэд и др.) пытались установить соотношение между определенными личными качествами менеджеров и эффективной деятельностью, руководством. По личностной теории лидерства, имеющей название теории великих людей, лучшие руководители обладают определенным набором личных качеств, обеспечивающих эффективное руководство. Лидер рассматривался через призму ряда факторов: «способности» - умственные, вербальные, «достижения» - образование, физическое развитие, «ответственность» -зависимость, инициатива, упорство, желание, «участие» - активность, кооперация, «статус» - социально-экономическое положение, популярность, «ситуативные черты» личности.