Файл: Построение эффективной структуры управления компанией (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Стратегия управления компанией - один из важнейших аспектов работы и развития различных компаний в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно меняется в соответствии с различными требованиями производства и реализации продукции производимой компанией, усложнением различных требований, повышением спроса потребителей, повышения технико-экономических и иных функций компании.

В производственную деятельность компании входят, своевременные, различные разработки стратегии по управлению компанией, это сказывается не только на улучшении её работы, но и на распределении обязанностей управления по уровням ответственности и их работы внутри всех отраслей компании. Речь идёт, прежде всего, о такой стратегии управления, которая построена на объективной необходимости и закономерности рыночной системы, связанной с удовлетворениями в первую очередь индивидуальных потребностей потребителей и обеспечением заинтересованности работников для достижения наивысших конечных результатах работы всей компании. Всё это требует от всех компаний новых стратегий приспособленных к новым рыночным условиям и повышенной конкуренции, преодоления возникающих препятствий в экономической и научно-технической работе.

Прежде всего, задачей менеджеров компании, является разработка таких стратегий, которые лучше всего будут отвечать всем целям и задачам компании. Под организационной стратегией компании понимается состав и взаимосвязи всех производственных подразделений и отраслей компании, входящих в неё. Цель этих стратегий компании состоит в том, чтобы обеспечить достижение всех целей компании. Проектирование компании должно базироваться на стратегических целях.

Не редко при разработке стратегий, применяются такие методы как – аналитический, поисковый, нормативный и типовой.

Метод - аналитический, поисковый - применяется для необычных компаний, на которые не распространяются типовые структуры. Организационная структура строится на основе тщательной проработки и структуризации целей, задач, функций, применения необычных решений, применяемых только для данной конкретной компании.

Метод - нормативный, типовой - применяется в том или ином виде для всех отраслей компании. Компании руководствуются типовыми структурами и связанными с ними организационными нормативами.

Повышать степень аналитической проработки организационных структур, и в то же время делать эту работу с точки зрения требуемых затрат труда и уровня квалификации работников, доступной для всех компаний можно на основе применения поэтапного подхода, при котором
разрабатываются типовые решения не по структуре в целом, а по отдельным её частям, различных блоков.


Наиболее эффективной считается та стратегия, которая наилучшим образом позволяет компании эффективно сотрудничать с внешней средой, продуктивно и конструктивно, распределять и направлять усилия своих сотрудников и, разумно использовать все свои ресурсы, удовлетворять потребности клиентов и достигать целей компании с высокой эффективностью в поставленные сроки.

Глава 1. Сущность стратегии развития компании

Понятие стратегии. Процесс разработки стратегии

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития компании, касающееся всех отраслей, средств ее деятельности, системы взаимоотношений внутри компании, а также позиции компании в окружающей среде, приводящее компанию к ее целям.

Стратегия компании планируется с учетом:

  • конкурентной позиции компании, в данной стратегической зоне;
  • перспектив развития самой стратегической зоны;

Реализация стратегии является главным процессом, так как именно он в случае успешного достижения приводит компанию к реализации поставленных задач. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как несрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегий:

  • цели стратегии и планы доводятся до всех работников компании, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится компания, и вовлечь в процесс реализации стратегии;
  • руководство обеспечивает своевременное, поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок, для всех отраслей компании;
  • в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка выбранной стратегии заключается, в том приведет ли выбранная стратегия к достижению компанией своих целей. Если стратегия соответствует целям компании, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

  • соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения к компании;
  • соответствие выбранной стратегии потенциалу, ресурсам и возможностям компании;
  • возможность риска заложенного в данной стратегии.

Стратегическое управление наглядно показано на рисунке 1

Рис.1 Стратегическое управление

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи, осуществляется контроль деятельности всех отраслей компании, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов, и построение следующих. Из этого следуют следующие принципы стратегического контроля:

  1. Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом компании.
  2. В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара производимого компанией. До тех пор пока окупаемость товара не превысит контрольный уровень, реализацию стратегии следует продолжать. Если она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение данной стратегии.

Функции высшего руководства в процессе стратегического планирования:

  1. Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий для компании, окончательное выяснение задачи более широкое доведение идей стратегий и смысла задач до всех сотрудников компании.
  2. Принятие решений по эффективности использования имеющихся у компании различных ресурсов.
  3. Решения по поводу организационной структуры компании.
  4. Проведение необходимых изменений в компании.
  5. Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Изменения, которые проводятся, в процессе выполнения стратегий называются стратегическими изменениями. Перестройка компании может быть в таких формах, как полное преобразование, обычные изменения и несущественные изменения.

Чтобы провести изменения нужно проанализировать и просчитать, какое сопротивление можно встретить, планируя изменения, уменьшить до возможного минимума это сопротивление и установить статус нового состояния, а так же исключить финансовые потери. Стили проведения изменений: конкурентный, компромисс, приспособления сотрудничества. Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление новой стратегии к реализации целей поставленных перед компанией.


Факторы, влияющие на формирование стратегии

Факторы определяющие стратегию компании, всегда отличались один от другого и, как правило, очень сильно. Поэтому менеджерам компании необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов прежде чем начать выбор нужной стратегии. Рис. 2. показывает основные факторы, которые определяют подходы компании к стратегиям.

Не всегда компания может выбрать любую стратегию. Её действия обычно ограничиваются законом, государственной политикой, социальным регулированием и позицией общества, потребительскому спросу. Давление на компанию может оказываться с разных сторон: различными социальными группами, назойливыми статьями, конкурентным давлением, экономическим кризисом, так же, компания может переживать последствия негативного мнения о себе, и давление компаний конкурентов, финансовый кризис, и т.д.

Рис.2 Факторы, влияющие на выбор стратегии компании

Всё большему и большему числу компаний приходится считаться с общественными правами, ценностями и приоритетами учитывать и следить за законодательством и регулирующими нормами в процессе анализа ситуации вокруг компании. Это становится всё более необходимым в условиях нарастающего внимания и давления со стороны общественности и СМИ. Задача сделать стратегию компании соответствующей социальным требованиям подразумевает:

    1. Проявление деловой активности в рамках границ, определённых нормами этики и интересами общества.
    2. Позитивное реагирование на социальные приоритеты и запросы общества.
    3. Постоянную готовность предпринять действия, чтобы избежать конфронтации с регулирующими нормами.
    4. Поддерживание баланса между интересами акционеров и общества в целом.
    5. Обеспечение гражданской позиции компании в обществе.

Стратегия компании должна максимально соответствовать специфике отрасли и конкурентной окружающей среде.

Привлекательность отрасли и уровень конкуренции – существенные факторы, определяющие стратегию компании. Оценка компанией этих факторов непосредственно влияет на то, какую позицию ей надо занимать на рынке и какой будет стратегия конкурентной борьбы. Конкурентная стратегия компании отражена как мы можем видеть на рисунке 3.

Рис.3 Конкурентная стратегия предприятия

Когда компания после проведения проверок выясняет, что её присутствие в данной отрасли становится всё менее востребованным и выгоднее направлять инвестиции в какую-либо другую деятельность, она может выбрать стратегию замораживания и изъятия капиталовложений. Если уровень конкуренции значительно усиливается, компания обязана предпринять какие-либо меры по защите своих позиций. Такими действиями могут быть, активное наступление на своих конкурентов, изменения в политике «цена-стоимость-прибыль», внедрение новых технологий – всё, что может существенно увеличить конкурентоспособность компании и послужить доказательством того, что компания пересмотрела свою стратегию.


Возможности компании и угрозы внешней среды являются ключевыми факторами, влияющими на стратегию. Обе составляющие необходимо учитывать при осуществлении стратегических планов.

Классификация стратегий

Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей компании. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности компании.

В литературе по стратегическому планированию существует два противоположных взгляда на понимание стратегий компании.

В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторых целей, при этом выработка стратегии – это процесс нахождения некоторых целей и составление долгосрочных планов. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения стратегий в целом предсказуемы, а происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития компании касающееся сферы средств и форм ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций компании в окружающей среде. При таком понимании стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести компанию к достижению стоящих перед ней целей. В стратегическом планировании направление деятельности выбирается обычно по результатам стратегического анализа, проведенного с помощью матрицы БКГ и других матриц, а также по результатам SWOT анализа компании.

В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели компании, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого различные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных перед компанией целей.

Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед конкретизируется в различного рода проектах, программах практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии компании, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях. Это – предполагаемая стратегия.