Файл: Построение эффективной структуры управления компанией (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Моделирование компании как стратегии динамической системы позволяло рассматривать меняющееся во времени поведение промышленных компаниях с целью выработки усовершенствованных форм их организации и механизмов управления. В этом динамическом моделировании интегрируются в единой структурной схеме все имеющиеся отрасли управления как своеобразной системы с обратными связями. В модели компании обычно используют шесть взаимосвязанных потоков, которые отражают деятельность промышленной компании. Пять из них — потоки материалов, заказов, денежных средств, оборудования и рабочей силы, шестой — информационный, является соединительной тканью, связующей пять других (рис. 6).

Рис.6 Структура предприятия

Применение системной динамики в исследовании цепей поставок и инжиниринговой деятельности позволяет:

• изучать колебания в цепи поставок эффект хлыста;

• проводить анализ временных параметров и общих издержек функционирования цепи поставок;

• демонстрировать сложное взаимодействие материальных, финансовых потоков и управленческих решений;

• осуществлять разработку стратегии, эффективное управление всеми процессами и ресурсами компании;

• исследовать влияние факторов различной природы (динамики спроса, конкурентного окружения и положения на рынке и других факторов);

• показать, как снижение эффективности функционирования логистической системы приводит к потере потребителей и соответствующей доли рынка;

• осуществлять разработку и анализ системы сбалансированных показателей в логистике.

В настоящее время применение системной динамики в сфере управленческого консалтинга и стратегического менеджмента очень широко: от моделирования поведения компании во время роста на рынке или преодоления кризиса до стратегического менеджмента и принятия оптимальных управленческих решений, от логистики и управления цепями поставок, управления проектами до трансформации компании и управление знаниями.

Совокупность петель обратной связи называют циклом роста компании, и исследуются эффекты от действий циклов позитивной обратной связи. Управлять ростом компании возможно на базе эффектов позитивной обратной связи.

Среди них существуют такие эффекты, как:

• осведомленность о продукте и объем продаж компании. Чем больше доходы компании, тем больше денег выделяется на поддержку продаж и рекламную деятельность, тем больше покупателей узнают о продукте данной компании. Активная реклама и эффект устной рекламы увеличивают спрос на продукцию и долю компании на рынке;


• экономия на масштабе. С ростом производства сокращаются издержки на единицу продукции, это приводит к росту дохода и дальнейшему наращиванию производства компании и созданию новых рабочих мест;

• экономия от совмещения. Эффект возникает, когда компания может использовать наработанные новшества, технологии работы или производства, разнообразные ресурсы применительно к нескольким продуктовым линейкам, в разных отделах или подразделениях компании;

• кривые обучения. По мере развития компании специалисты набирают опыт. Это снижает издержки и приводит в итоге к росту объема продаж, что позволяет дальше совершенствовать персонал компании;

• затраты на R&D. Чем крупнее компания, тем больше она может потратить на научные исследования и совершенствование своей продукции. Это приводит к увеличению продаж и в итоге к дальнейшему росту затрат на R&D;

• развитие производимых компанией товаров. Рост компании создает благоприятные условия для появления на рынке дополняющих товаров других производителей. Развитие таких товаров положительно сказывается на популярности компании и в итоге только увеличивает ее объем продаж. В случае если процесс формирования комплиментарных товаров будет продолжаться значительный период времени, есть вероятность, что дополняющие товары станут серьезным входных барьером для новых игроков на рынке и обеспечат компании лидерство на рынке в долгосрочной перспективе;

• разработка новых уникальных продуктов. С ростом компании у нее появляется больше возможностей для разработки новых продуктов, что позволяет получать больше ценовой премии за продукты и увеличивает отраслевой спрос.

Все эго в итоге ведет к дальнейшему росту объема продаж и доходов компании. А так же укреплению её на рынке.

Системная динамика призвана помочь менеджерам компании наиболее эффективно использовать позитивные обратные связи, акселераторы роста компании с целью получения преимущества на рынке по сравнению с другими компаниями.

Некоторые причинно-следственные диаграммы представлены на рис. 7, 8.

Рис. 7. Причинно – следственная диаграмма: акселератор осведомленности о продукции, реклама из «уст в уста» и благоприятное освещение в СМИ

Рис. 8. Причинно – следственная диаграмма: акселераторы экономии

На оценке производства, экономии от совмещения, кривой обучения и производственных инноваций.


Набор стратегически важных ресурсов для получения конкурентного преимущества и успешной деятельности компании, это «ментальная модель» которая зависит от того, как менеджеры компании воспринимают собственную компанию и ее ресурсы. Стратегическая архитектура состоит из накопителей ресурсов потоков, их изменяющих и переменных сети причинно-следственных связей. Сеть причинно-следственных связей является основой стратегической архитектуры, представляет комбинацию самовоспроизводящихся кругов обратной связи, объединяет между собой структуру ресурсов и отраслей компании и управляет процессами аккумулирования ресурсов. Совокупность этих структур для основных материальных (и нематериальных) ресурсов компании создает объединенную, всестороннюю карту компании. Компании свойственна динамическая система ресурсов, чья работа, зависит от взаимного укрепления и баланса между составляющими ресурсами и акциями, запасами, активами в окружающей его среде и ситуации на рынке. Формирование и анализ стратегической архитектуры позволяет проследить влияние управленческих решений на развитие компании, найти специфические точки приложения управленческого решения, которые дают возможность влиять на эффективное функционирование и своевременное положительное развитие компании.

При построении модели и формировании стратегической архитектуры компании необходимо:

• анализировать количество времени, рассматривать систему в динамике;

• определять и идентифицировать наиболее важные существенные ресурсы, а также рассматривать накопление и истощение их с течением времени, понимать и выделять наиболее важные стратегические ресурсы;

• определять скорость изменения процессов по количеству времени для всех ключевых элементов компании в процессе её работы;

• осознавать, как рост ресурса зависит от текущего состояния ресурса, создавая возможности для дальнейшего усиления или снижение его роста;

• учитывать как ресурсы могут ограничивать, сдерживать развитие друг друга через балансирование обратных связей, которые могут ограничивать рост.

Разработка методика управленческого консалтинга включает в себя ряд последовательных шагов.

1. Идентификация количества времени выполнения работы.

2. Нахождение более важных ресурсов внутри компании.

3. Получение характерных признаков входящих и исходящих потоков, ведущих к определению стратегических планов развития компании.

4. Исследование, как потоки ресурсов зависят от текущего состояния ресурсов, управляющих параметров и других признаков, оказывающих влияние на эффективное управление компанией.


5. Разработка стратегической архитектуры. Сбор ресурсных зависимостей и шагов в стратегическую архитектуру компании.

6. Задание количественных показателей эффективности компании с помощью динамической модели управления.

7. Подготовка и проигрывание альтернативных стратегий компании.

Системно – динамическая модель компании на основе ее стратегической архитектуры отражает конструкцию компании через нелегкие динамические обмена ее материальных и нематериальных ресурсов, функционирующей в постоянно изменяемой внешней среде. Применение динамической модели компании в задачах разработки стратегии подразумевает совмещение и отображение основных проекций (финансы, бизнес – процессы, клиенты, обучение и рост) и системы сбалансированных показателей с подсистемами и индикаторами системно динамической модели стратегии управления компанией. Динамическая модель компании включает в себя несколько проекций и ряд финансовых и нефинансовых показателей и в основном используется в качестве этапа построения комплексной модели и формирования стратегии в процессе имитации различных стратегий и сценариев развития компании со временем. Базовая структура динамической модели, в качестве аналитической основы которой взята, строится из предположения, что система содержит элементы, соответствующие основным перспективам, таким как: финансы, клиенты, обучение и рост персонала, внутренние процессы в зависимости от задач исследования.

Основные плюсы использования системной динамики в стратегическом менеджменте, это когда стратегическое управление направлено на достижение долгосрочных целей компании путем привыкания и интеграции к изменениям внешней среды компании. Задачи стратегического анализа сложны и требуют учета большого число факторов, интересов, угроз и последствий для работы компании. На стратегическом уровне управления существует высокая степень неопределенности в оценке внешней среды, слабая формализация методов управления и широкое использование экспертных оценок и знаний, большое количество признаков и критериев при оценке принимаемых решений. Стратегический план компании редко включает в себя цифровые показатели, осуществленный выбор основывается преимущественно на качественных показателях и не дает очень точных прогнозов, во всяком случае, в долгосрочном периоде более важным является определение тенденций вероятного изменения основных параметров хозяйственной системы, показывающих долгосрочные результаты деятельности при принятии стратегических решений компании. Сложность выбора стратегической альтернативы в динамически развивающейся ситуации, в условиях внешней и внутренней неопределенности состоит в необходимости удовлетворения большого числа противоречивых требований по различным направлениям деятельности компании. Финансово-производственная деятельность, рынок и отношения с клиентами, кадровые ресурсы компании, внутренние бизнес – процессы, отношения с государственными органами и так далее, а также в большой доле субъективности при оценке ситуации и неточном понимании своих целей со стороны руководителей компаний.


Этим обусловлено применение в качестве основного инструмента моделей и методов системной динамики. Использование моделей системной динамики для стратегического управления имеет следующие преимущества:

• есть возможность использования многоцелевых критериев оценки эффективности деятельности компании при построении и исследовании моделей управления;

• применяются знания экспертов при проведении исследований на основе неполной информации;

• имитационная модель является более подходящей для исследования динамической ситуации, когда параметры системы и внешней среды изменяются со временем;

• исследование поведения компании осуществляется посредством нахождения причинно – следственных отношений и взаимодействий контуров обратной связи, более всего проявляющегося в особенностях ее структурной организации;

• хорошая интерпретируемость системных потоковых диаграмм компании, что дает возможность проведения совместных экспертных ревизий при обсуждении проблем, формировании ментальной модели и выработки согласованных решений по данным стратегиям;

• имитационная модель выступает как удобный инструмент сценарного планирования и экспериментального проигрывания большого множества сценариев;

• технология проведения стратегического исследования на имитационной модели, предполагает активное участие эксперта в процессе формирования ментальной модели и принятии решения, он детализирует проблему и модель, дает возможность осуществлять генерацию альтернатив и сценариев, проводит сценарные исследования на имитационной модели, выбор и усовершенствование критериев, а также анализ и интерпретацию результатов сценарных расчетов, что позволяет принимать во внимание субъективные предпочтения эксперта и его опыт в процессе принятия решения. Электронно вычислительная машина только упрощает, помогает эксперту в выработке решения, а не заменяет его опыт, и знания менеджеров компании.

Системно – динамические модели компаний могут применяться для целей формирования и становления стратегий компании в системах управления эффективностью деятельности.

2.3 Практика динамического моделирования стратегий

Компаниями России и США: возможности и ограничения

Разработка стратегии компании на современном этапе базируется на методологических принципах новой концепции управления – «стратегического управления», – активно внедряемой с начала 70-х годов в корпорациях США. Концепция стратегического управления отражает четкое стратегическое позиционирование компании (включая и его финансовую позицию), представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структуры и формах их адаптации к изменяющимся условиям внешней среды компании.