Файл: Организация деятельности органов местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы организации деятельности органов местного самоуправления

1.1. Понятие органов местного самоуправления

1.2. Классификация органов местного самоуправления

1.3. Структура органов местного самоуправления

2. Организация деятельности органов местного самоуправления городского округа город Сургут

2.1. Характеристика муниципального образования городской округ город Сургут[1]

2.2. Представительный орган

2.3. Исполнительный орган

2.4. Иные органы местного самоуправления

3. Взаимодействие органов местного самоуправления городского округа город Сургут

3.1. Организация взаимодействия органов местного самоуправления

3.2. Направления формирования взаимодействия исполнительных и представительных органов власти муниципального образования городской округ город Сургут

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч.2 ст.130) в зависимости от того, каким образом формируются органы местного самоуправления, следует разделять на выборные и невыборные. В Федеральном законе №131-ФЗ не содержится исчерпывающего перечня выборных органов.

Наличие выборных органов местного самоуправления – непременное организационное условие реальности и эффективности муниципальной власти [30].

Данные органы можно подразделить на:

- избираемые прямым способом (представительные органы поселений);

- избираемые опосредованным способом (представительные органы муниципальных районов).

Невыборные органы, как правило, могут создаваться по мере необходимости, и в мировой практике по способу формирования классифицируются следующим образом:

- добровольный способ с последующим утверждением (комиссии
представительного органа);

- назначение (местная администрация);

- введение в состав выборного органа новых членов либо кандидатов
собственным решением данного органа без проведения дополнительных
выборов по определенным критериям (комиссии при местной администрации: административная, жилищная и др.) [38].

Основания классификации органов местного самоуправления представлены на рисунке 1.

ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

По типу исполняемых функций

По предметам ведения

По способу образования

По назначению

По способу принятия решений

Рис.1. Основания классификации органов местного самоуправления [16]

С содержательной точки зрения органы местного самоуправления подразделяются на представительные, исполнительные и иные.

Как уже говорилось выше, по способу образования органы местного самоуправления подразделяются на выборные и другие.

По назначению или иначе по объему полномочий ОМСУ можно разделить на органы общего и специального назначения (органы с широкой и узкой специализацией). В таком случае под органами общего назначения понимаются те, деятельность которых распространяется все сферы (или их большую часть) местного самоуправления, а под органами специального назначения – «отраслевые органы» (занимающиеся более «узкими» специализированными вопросами) [28].

Классификация по предметам ведения определяется в первую очередь вопросами компетенции. ОМСУ, решая вопросы местного значения, которые непосредственно отнесены к их компетенции, исполняют отдельные государственные полномочия, возложенные на них органами государственной власти [16].


Выделение органов, исполняющих отдельные государственные полномочия, существенно потому, что материально-финансовое обеспечение их деятельности должно гарантироваться государством [33].

Еще одним основанием классификации органов местного самоуправления является способ принятия решений - коллегиальный или единоличный.

По типу исполняемых функций ОМСУ разделяются на представительные и исполнительные. Для деятельности представительных органов характерны наиболее значимые коллегиальные решения, а исполнительный орган наделен полномочиями их реализации. Здесь не идет речь о принципе разделении властей, а именно о классификации ОМСУ с точки зрения исполняемых ими функций [41].

Приведем пример. Комитет молодежной политики: по способу образования – формируется на основе назначения; по назначению – специального назначения; по полномочиям – исполняет и собственные и делегированные полномочия; по способу принятия решений – коллегиальным; по типу исполняемых функций – исполнительным органом.

Необходимо отметить, что такое деление является достаточно условным и возможны варианты, когда частично или полностью в одном органе совмещаются разнородные функции.

Классификация органов местного самоуправления может проводиться и по иным критериям. Но главное, чтобы она способствовала решению важной общей задачи – формированию как можно наиболее возможной оптимальной, применительно к определенной территории, конкретным условиям, структуры органов местного самоуправления [16]. Результатом применения верных оснований классификации должно быть формирование эффективной структуры органов местного самоуправления.

1.3. Структура органов местного самоуправления

Согласно ст.131 Конституции РФ структуру органов местного самоуправления население определяет самостоятельно.

Данное право необходимо реализовывать с учетом предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе общих требований к формам осуществления местного самоуправления, в частности к способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям и т.п. [45].

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ.


Федеральным законом №131-ФЗ (п.2 ст.34) предусмотрено обязательное наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством [3].

Анализ научной литературы показал [14, 20, 26], что исследователи выделяют пять основных моделей структур ОМСУ, базирующихся на положениях Федерального закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N131-ФЗ.

Но существуют и отличные точки зрений. Например, В.И.Васильев отмечает, что в Федеральном законе №131-ФЗ структура органов местного самоуправления выступает в виде «перечня» этих органов. Тем самым термин «структура органов местного самоуправления» идентифицирован с понятием «система органов местного самоуправления», поскольку перечень органов подразумевает упорядоченное расположение самих органов, а не их внутренних подразделений [19].

Нами будут рассмотрены сгруппированные в пять моделей структуры ОМСУ.

Первая модель. В структуру ОМСУ входят [14]:

- представительный орган, возглавляемый главой муниципального образования;

- глава муниципального образования (МО);

- местная администрация, возглавляемая главой местной администрации, который назначается по контракту.

Вторая модель [26]:

- представительный орган, возглавляемый председателем представительного органа;

- глава муниципального образования;

- местная администрация, возглавляемая главой МО.

Третья модель. В структуру ОМСУ входят [20]:

- глава муниципального образования;

- местная администрация, возглавляемая главой МО.

Представительный орган отсутствует, его полномочия осуществляет сход граждан. Данная модель свойственна поселениям, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек.

Четвертая модель. В структуру ОМСУ входят [14]:

- представительный орган, который возглавляет глава МО;

- глава муниципального образования;

- местная администрация, возглавляемая главой муниципального образования.

Данная модель реализуется в МО, имеющих статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения.

Пятая модель. Такая модель структуры ОМСУ может быть реализована в поселении, которое является административным центром муниципального района; туда входят [45]:


- представительный орган, возглавляемый главой муниципального образования (возможно, что возглавлять его будет председатель представительного органа, но в этом случае глава муниципального образования – поселения, являющегося административным центром муниципального района - должен быть главой местной администрации муниципального района, а, следовательно, может быть одновременно главой муниципального района, что Законом 2003 года косвенно допускается, но мало вероятно);

- глава муниципального образования;

- местная администрация поселения не образуется, ее функции исполняет местная администрация муниципального района [26].

Как видно, структура ОМСУ зависит от типа муниципального образования и количества проживающих в нем жителей.

Представительный орган МО может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов [43].

Представительный орган поселения состоит из депутатов, которые избираются на муниципальных выборах.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом МО и наделяется уставом МО согласно законодательству собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [35].

Исполнительно-распорядительным органом МО является местная администрация, которая в соответствии с уставом МО наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ федеральными законами и законами субъектов РФ [30].

Контрольный орган МО (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т.п.) создается на муниципальных выборах или представительным органом в соответствии с уставом МО. Основными и главными целями формирования данного органа является: контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнения, а также контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имущества, которое относится к муниципальной собственности [27].

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом МО, подлежат опубликованию [23].

Рассмотрев теоретические основы деятельности органов местного самоуправления можно отметить, что в настоящее время органы местного самоуправления формируются и реализуют свои полномочия, решают вопросы местного значения на постоянно обновляемой функционально-правовой основе.

ОМСУ обладают специфическими характеристиками, обусловленными внешней средой, территориальными особенностями, типом муниципального образования и т.п. Классификация ОМСУ не является конечной, она довольно условна.


Формирование структуры органов местного самоуправления предопределено законодательством РФ, в частности Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N131-ФЗ [3].

Изучение теоретических основ позволяет перейти к рассмотрению деятельности органов местного самоуправления конкретного муниципального образования – городской округ город Сургут.

2. Организация деятельности органов местного самоуправления городского округа город Сургут

2.1. Характеристика муниципального образования городской округ город Сургут[1]

Сургут – один из старейших и самых крупных городов Ханты-Мансийского автономного округа. Начало свое Сургут берет со времен Бориса Годунова и царствования Федора Ивановича.

Год основания Сургута – 1594г. В переводе с хантыйского языка слово «сургут» обозначает рыбная пойма, рыбное место [46].

1708 год – Петр Первый назвал Сургут городом Сибирской губернии, а в 1782 году он стал уездным центром Тобольского наместничества - 17 марта 1785 года Екатерина II утвердила герб Сургута: «В золотом поле черно-бурая лисица: в знак изобильной ловли оных в округе сего города».

1923 год – Сургут потерял статус города и превратился в село, центр района, площадь которого превышала 180 тысяч квадратных километров.

В 1928 году в Сургуте открылось первое промышленное предприятие -консервная фабрика.

В 30-е годы предприняты первые попытки разведки полезных ископаемых. Академик Иван Михайлович Губкин еще в начале 30-х годов утверждал, что в Западной Сибири есть нефть [46].

Осенью 1957 года геологоразведочная экспедиция под руководством молодого инженера – геолога Фармана Салманова высадилась в Сургуте для поиска нефтяных месторождений. В Сургуте создана Юганская разведка структурно-поискового бурения.

15 ноября 1962 года открыто Западно-Сургутское месторождение нефти. В последующие годы на территории Сургутского района открыто больше тридцати месторождений. Первый и главный сургутский геолог Фарман Курбанович Салманов стал Героем Социалистического Труда, ученым с мировым именем.