Файл: Организация деятельности органов местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы организации деятельности органов местного самоуправления

1.1. Понятие органов местного самоуправления

1.2. Классификация органов местного самоуправления

1.3. Структура органов местного самоуправления

2. Организация деятельности органов местного самоуправления городского округа город Сургут

2.1. Характеристика муниципального образования городской округ город Сургут[1]

2.2. Представительный орган

2.3. Исполнительный орган

2.4. Иные органы местного самоуправления

3. Взаимодействие органов местного самоуправления городского округа город Сургут

3.1. Организация взаимодействия органов местного самоуправления

3.2. Направления формирования взаимодействия исполнительных и представительных органов власти муниципального образования городской округ город Сургут

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Безусловно, сегодняшний состав представительного органа будет иметь немаловажный вес в разработке и определении дальнейшего пути развития взаимодействия и сотрудничества ОМСУ городского округа.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что сегодня очевидно, что в городском округе город Сургут не существует четкого механизма и алгоритма взаимодействия между органами власти муниципального управления, хотя по некоторым отдельным вопросам местного значения можно проследить наличие элементов такого взаимодействия.

Тем не менее, в настоящее время процесс формирования механизма в городском округе набирает силу и в данный момент начинается его становление. Сформированы комиссии по разработке предложений по внесению изменений в Регламент городской Думы (Решение Думы) и по подготовке новой редакции Устава городского округа. Началась разработка предложений об установлении и определении на нормативной базе форм взаимодействия депутатов городской Думы и специалистов Администрации города

Итак, учитывая пробелы и недоработки, на сегодняшний день в городе существует достаточно благоприятная ситуация для построения эффективного процесса взаимодействия ОМСУ.

3.2. Направления формирования взаимодействия исполнительных и представительных органов власти муниципального образования городской округ город Сургут

В предыдущем параграфе были описаны организационные формы взаимодействия ОМСУ и их некоторые проблемы. Кроме названных можно определить и другие проблемы взаимодействия депутатов Думы и Администрации. К таким можно отнести:

– корпоративную направленность решений Думы (как ранее отмечалось);

– недостаточную открытость депутатов для СМИ;

– излишнюю резкость депутатов в оценках, суждений (о чем говорят некоторые протоколы заседаний городской Думы, депутатских слушаний), скоропалительность выводов при отсутствии достаточности фактов;

– «предвзятость представлений» – склонность представителей обеих ветвей отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;


– стереотипность, результатом которой является отсутствие объективности;

– дефицит деликатности в общении со стороны представительного органа;

– недостаточность профессиональных ораторов, способных убедительно представлять свою позицию как в городской Думе (из 25 человек таких депутатов лишь семеро), так и в Администрации года (здесь можно назвать лишь Главу города, обладающего определенным авторитетом, и одного из заместителей главы Администрации города);

– представительство в Думе не от населения, а от крупных предприятий;

– формальное отношение специалистов Администрации к представительному органу, некоторые считают, что по каким-то вопросам не стоит советоваться с Думой.

В результате рассмотрения настоящего положения дел в развитии некоторых форм взаимодействия ОМСУ в городе Сургуте выявились как позитивные стороны этого взаимодействия, так и некоторые проблемы, возникающие при осуществлении совместной деятельности Администрации и Думы городского округа.

Что касается положительной стороны, то имеющийся опыт взаимодействия ОМСУ города Сургута является, безусловно, благоприятным фактором в определении направления развития муниципального образования, в определении стратегических целей развития территории.

Сегодня городской округ Сургут среди муниципальных образований Ханты Мансийского автономного округа – Югра находится в пятерке лидеров по четырем направлениям социально-экономического развития: качество жизни населения, экономика, финансы и малый бизнес [46].

Для логичного завершения настоящей работы и для развития рационального взаимодействия ОМСУ в городе Сургут, представляется необходимым определить и предложить некоторые направления организации и формирования взаимодействия исполнительных и представительных органов власти города Сургут.

Структура ОМСУ, оптимальная их система, механизм, формы и алгоритм взаимодействия в будущем развитии городского округа будут играть решающую роль для прогрессивного развития Сургута.

Устав муниципального образования – главная и важная основа правовой политики муниципалитета [13]. В связи с чем, представителям обеих ветвей власти Сургута необходимо провести оптимально результативную совместную работу по доработке и уточнению Устава, в том числе более четко очертить границы компетенции исполнительных и представительных органов, их конструктивного взаимодействия, определения статуса, прав и обязанностей населения МО.


То есть, в первую очередь, необходимо решить проблему нормативно-правового регулирования процесса взаимодействия, что возможно сделать путем внесения ряда изменений, как в Устав городского округа, так и в Регламенты представительного и исполнительного органов. Современная практика взаимодействия органов местного самоуправления выработала разнообразные формы координации: согласование принятия решений, взаимное информирование, создание совместных органов, совместные программы. Но эти формы не нашли должного нормативно-правового закрепления в действующем законодательстве. Поэтому, изменения должны касаться в первую очередь тех статей, в которых прописаны формы участия жителей города в решении некоторых вопросов местного значения [20].

К примеру, в Регламенте Думы городского округа, необходимо определить пути и формы взаимодействия депутатов со структурными подразделениями администрации города (совещания, слушания, заседания комиссий и т.п.), зафиксировать им определенный нормативно-правовой статус, закрепить права депутатов Думы города принимать решения в ходе реализации взаимодействия. Необходимо также разработать матрицу контроля за исполнением решений Думы города, поручений и предложений, высказанных в ходе депутатских слушаний, заседаний городской Думы, мероприятий по выполнению городских целевых программ.

Содержание управленческой деятельности ОМСУ в экономической сфере имеет двойственную природу [17]. Она включает как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования, так и регулирование хозяйственных отношений существующих еще муниципальных предприятий, учреждений и организаций [24].

Структурным подразделениям Администрации, по своим компетенциям, необходимо определиться совместно с депутатским в согласованных действиях по отношению каждого муниципального предприятия и во взаимодействии выработать совместную политику развития таких предприятий (например, уже не первый год крайне болезненным вопросом является положение дел транспортного предприятия «СПОПАТ»).

Попробуем предложить некоторые варианты решений были выявлены ранее.

В первую очередь, необходимо провести анализ настоящей модели местного самоуправления и рассмотреть наиболее оптимальную схему для городского округа Сургута, учитывая се особенности. Именно через применяемую модель, можно охарактеризовать реальный процесс взаимодействия ОМСУ и предложить конкретные пути развития и совершенствования этого взаимодействия.


Ранее говорилось, что на выбор той или иной модели МСУ накладывают отпечаток различные факторы: размер территории, объем полномочий, уровень профессионализма и компетенции муниципальных служащих и так далее [26].

При создании представительного органа МСУ на протяжении ряда лет решались по большей части две задачи, которые не были абсолютно ориентированы на какое-либо взаимодействие этого органа с исполнительным органом: с одной стороны, это формирование и непрерывное воспроизводство важнейшего звена в структуре МСУ; с другой стороны, при избрании этого органа реализуется волеизъявление граждан относительно его состава, социально-политической ориентации этого представительного органа в целом. В городе Сургуте существовала такая же ситуация вплоть до 2001 года. В 2001 году прошли выборы в городскую Думу III созыва и ситуация кардинально изменилась. Дума становится значительным звеном в структуре местного самоуправления, занимает определенную позицию. Администрации города приходится «мириться» с таким положением дел. Эта ситуация будет и в дальнейшем влиять на становление и развитие взаимодействия органов местного самоуправления.

Проведенные исследования показали, что глава МО и представительный орган на сегодняшний день играют значительную роль в системе местного управления. Если брать во внимание мнение населения об ответственности, то в настоящее время заметна тенденция к наделению ОМСУ растущим уровнем ответственности за все, что происходит на территории города. Причем и сами жители также «не остаются в стороне»: их оценка собственной ответственности за происходящее заметно возросла.

В настоящее время представителям обеих ветвей власти необходимо провести всесторонний анализ всех возможных моделей местного самоуправления и уделить внимание выбору наиболее подходящей для успешного развития городского округа город Сургут. И эта задача должна быть решена в ближайшее время.

Во-вторых, в связи с вышеназванной задачей возникает необходимость целенаправленного информирования жителей города о том, что же все-таки такое «местное самоуправление» во всех его особенностях и проявлениях. Здесь необходимо подключать СМИ. К примеру, разработать цикл передач, направленных на разъяснение ситуации, складывающейся в городе, информирование населения о компетенции и полномочиях ОМСУ. Необходимо привлечь для этого депутатов Думы прошлых и действующего созывов, должностных лиц города, выслушать и проанализировать вопросы и мнения жителей города. Тем самым можно будет решить некоторые имеющие проблемы: недостаточную открытость депутатов; частично проблема участия населения в осуществлении самоуправления.


На наш взгляд, в настоящее время управление внешних и общественных связей Администрации города проводит достаточно объемные мониторинги мнения населения. Однако, дальше никакой работы не ведется. Необходим систематический анализ полученных данных, вынесение на рассмотрение, в виде дискуссий и других форм, результатов опросов и анализа как представительного органа, так и исполнительного, разработка конкретных предложений по решению вопросов, интересующих жителей, и в целом по развитию взаимодействия органов власти местного управления.

Как таковой проблемы участия населения в осуществлении самоуправления в городе, казалось бы, не существует. Однако, основным критерием оценки эффективности взаимодействия ОМСУ является степень и качество влияния этого взаимодействия в целом на развитие территории, удовлетворение потребностей горожан. Но для того, чтобы определить, как при взаимодействии ОМСУ развивается муниципальное образование, удовлетворены ли жители качеством жизнедеятельности, необходимо, чтобы население непосредственно соприкасалось с вопросами о том, что такое местное самоуправление, чем оно занимается, вносили свои предложения [42].

К основным направлениям участия местного самоуправления в развитии гражданского общества можно отнести вовлечение граждан через взаимодействие с органами местного самоуправления в процессе принятия управленческих решений, создания реальных механизмов контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления и инициативная самоорганизация граждан для решения вопросов местного значения [35].

С этой стороны можно предложить следующее: необходимо более оптимально использовать ресурсы советов ТОС, как органов, представляющих интересы жителей определенных участков города, которые максимально приближены к жителям, в целях изучения социальных, первоочередных проблем территорий, учета мнения населения в решении некоторых вопросов местной компетенции (землеотвод, строительство социально-бытовых объектов, объектов культуры и досуга и др.).

Необходимо выстроить определенный алгоритм взаимодействия с председателями советов ТОС, возможно даже организовать общественные приемные Думы на территориях ТОС. Кроме того закрепить такой алгоритм в виде отдельного Регламента взаимодействия ОМСУ с ТОС.

Это позволило бы реально ответить на вопросы о том, что же является поводом и основными критериями возникновения взаимодействия исполнительного и представительного органов, и удовлетворяет ли оно потребности населения.