Файл: Организация деятельности органов местного самоуправления.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации деятельности органов местного самоуправления
1.1. Понятие органов местного самоуправления
1.2. Классификация органов местного самоуправления
1.3. Структура органов местного самоуправления
2. Организация деятельности органов местного самоуправления городского округа город Сургут
2.1. Характеристика муниципального образования городской округ город Сургут[1]
2.4. Иные органы местного самоуправления
3. Взаимодействие органов местного самоуправления городского округа город Сургут
3.1. Организация взаимодействия органов местного самоуправления
Территориально-общественное самоуправление в этом случае будет представлять собой как раз механизм приближения власти к населению в условиях крупного города.
Советы местного самоуправления являются представителем населения, но не более того. Они, поскольку их избрали, имеют право представлять интересы населения определенной территории города. Но обладать властными полномочиями по своему определению они пока что не могут. Для того чтобы советы ТОС получили эти властные полномочия, они должны быть им переданы от того же местного самоуправления [33].
Но для этого необходима определенная схема передачи полномочий: совет ТОС подтверждает, что он легитимно избран, предъявляет все свои протоколы сходов, после чего органы местного самоуправления принимают решение о том, что они передают часть своих полномочий данному конкретному совету ТОС [24] . Причем это совершенно не значит, что всем советам будут переданы абсолютно одинаковые полномочия. Кому-то – больше, кому-то – меньше, учитывая особенности той или иной территории города.
В этом случае, назревает объективная необходимость в более частых встречах депутатов Думы города и специалистов Администрации города для совместного своевременного обсуждения реальных проблем города. Развитие такой формы сотрудничества, как рабочая группа из представителей депутатского корпуса и исполнительных структур, способствовало бы на самых ранних этапах выявлению различных точек зрения и их совместному обсуждению, принятию оптимального варианта правоустанавливающих актов. Это позволило бы избежать несогласованности в действиях различных структур и служб Администрации города, обеспечить последовательную работу ОМСУ в реализации развития муниципального образования.
Еще одна важная задача – повышение уровня правовых знаний, основ управления, как должностных лиц Администрации, так и депутатов город Думы, которые издают (принимают) правовые акты, а также лиц, разрабатывающих проекты этих актов, повышение уровня компетенции органов власти в решении вопросов местного значения. Эти задачи можно попробовать решить путем проведения, например, семинаров или круглых столов, своего рода некий обмен опытом и знаниями с депутатами городской Думы и специалистами Администрации города по вопросам местного значения и компетенции ОМСУ, вплоть до разработки специальной программы по дальнейшему обучению в случае возникшей необходимости.
В свете динамично развивающейся и изменяющейся нормативно-правовой базы в системе местного самоуправления в стране в целом и в городе Сургуте можно говорить о том, что представительный орган – это отдельная структура, играющая важную роль в системе управления городом. Во многом, поэтому неизбежен вопрос материально-технического оснащения аппарата, обеспечивающего деятельность Думы городского округа (обеспечение рабочих мест электронными правовыми базами данных, постоянное совершенствование уровня образования юридического отдела, контрольного органа и ряда других, которые могут при этом возникнуть).
Одним из ключевых моментов организации и деятельности представительного органа власти, существенно влияющим на его статус, является оптимальное определение эффективной структуры.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставил право населению или непосредственно самому представительному органу определять свою структуру с учетом исторических, национальных и иных традиций муниципального образования [21].
Практика работы представительного органа показывает, что в любом коллегиальном органе действует либо формальный, либо неформальный руководитель, координирующий работу членов этого органа; формируются постоянные комиссии [43]. Ситуация, сложившаяся в городском округе относительно структуры Думы уже рассматривалась выше. С учетом специфики деятельности Думы требует осмысления роль и место в ее структуре некая «коллегиальность». Если проанализировать состав каждого комитета городской Думы, можно отметить, что количественное и качественное большинство комитетов составляют «депутаты-нефтяники» и «депутаты-газовики»:
– комиссия по правотворчеству, контролю за соблюдением законности и информационной политике: из 5-ти членов комиссии 4 человека – работники ОАО «Сургутнефтегаз», 1 – ООО «Сургутгазпром»;
– по бюджету и бюджетной политике: 3 – работники ОАО «Сургутнефтегаз», 1 – ОАО «Сургутгазпром»,», 1 – «связь»;
– по социальной и молодежной политике: 3 – работники ОАО «Сургутнефтегаз», 1 – ОАО «Сургутгазпром», 1 – «связь» [47].
Конечно, в таком положении дел можно говорить не только о минусах. Большинство депутатов сегодняшнего созыва являются управленцами, но в то же время при этом и представителями определенных корпоративных интересов.
Для решения проблемы перекоса представительства как в одну, так и в другую сторону необходимо, судя по всему все же пройти через этот опыт и вынести соответствующие выводы. Сегодня население Сургута могут понимать реальную картину того, что происходит: например, депутаты, которые когда-то обещали поднять заработную плату работникам бюджетных учреждений на уровень работников ОАО «Сургутнефтегаз», попросту решают свои проблемы, изредка обращая внимание на нужды населения.
Если предлагать кардинальные меры, то можно рассмотреть вариант внесения соответствующих изменений уже непосредственно в законодательную базу. И предусмотреть в связи с этим, механизм избрания депутатов представительного органа местного самоуправления по аналогии с процедурой выборов в законодательный орган субъекта Российской Федерации, регламентируемой Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации» [44].
Было бы неверным не сказать о субъекте федерации в контексте настоящей работы. Именно субъект федерации должен привести в норму ряд важных моментов. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа должно решить следующие задачи: уточнить границы МО и поселений Ханты-Мансийского автономного округа; ускорить работы по составлению, ведению и приведению в соответствие земельных кадастров и принятию закона о муниципальных землях; перенести проведение основных мероприятий по повышению правовой культуры населения (избирателей – в частности) в муниципальные образования – в города и поселки; содействовать созданию и развитию общественных негосударственных (некоммерческих) объединений населения, разработать систему выделения им региональных грантов.
Необходимость местного самоуправления как слоя власти продиктована невозможностью решения вопросов местного значения в сроки и с эффективностью, которые удовлетворяли бы жителей территории, в интересах которых действует власть из центра субъекта Российской Федерации, а тем более из федерального центра [33].
Именно поэтому главным критерием эффективности развития муниципального образования и повышения качества жизни местного населения должна быть позиция оптимального решения местных проблем, прежде всего с точки зрения удовлетворения интересов жителей. Отсюда возникает настоятельная необходимость формировать эффективно-результативный и оптимально приспособленный к условиям определенной территории механизм взаимодействия всех ветвей власти местного самоуправления.
Заключение
Местное самоуправление является неотъемлемой частью системы государственного управления.
Органы местного самоуправления наделены правом и реальной способностью регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею в интересах местного населения и неся за это установленную законодательством ответственность [1].
Развитие местного самоуправления напрямую влияет на социально-экономическое развитие страны.
Процесс создания эффективной системы органов местного самоуправления представляется достаточно продолжительным и сложным; трудным является определение необходимого набора действий и связано это, в первую очередь, с оптимальным формированием нормативно-правового обеспечения работы органов местного самоуправления, с четким определением их компетенции и разделением полномочий.
Подводя итоги данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Рассмотрев понятие органов местного самоуправления (ОМСУ), было определено, что органы местного самоуправления можно причислить к числу конституционно-правовых институтов. Это специальные органы, которые призваны решать вопросы местного значения, организовывать и осуществлять власть на местах, обеспечивать самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни. Специфика правового статуса ОМСУ раскрывается в том, что они играют роль органов, представляющих интересы и выражающие волю населения, которое непосредственно участвует в их формировании, а не представителей, уполномоченных государственной властью
Классификация органов местного самоуправления по своему принципу достаточно условна и может, как дополняться, так и изменяться в зависимости от различных критериев, например, от размеров или типа муниципального образования.
Формирование структуры органов местного самоуправления предопределено законодательством РФ, в частности Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N131-ФЗ [3].
Обязательными в структуре органов местного самоуправления является наличие представительного органа, Главы муниципального образования, исполнительного органа муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В сегодняшней ситуации, сильными и, играющими определенно значительную роль в системе ОМСУ города Сургута выступают Глава города и исполнительный орган – Администрация. Тем не менее, очевидным становится усиление роли представительного органа.
В результате проведенного исследования, можно говорить о частичном взаимодействии исполнительного и представительного органа местного самоуправления в городе Сургуте. Взаимодействие может возникать только в том случае, если в нем заинтересованы все стороны. Сегодня это не касается Сургута в полной мере. То есть, существуют некоторые общие формы взаимодействия, как то – депутатские слушания, заседания, но наш взгляд, на сегодняшний день, эти формы не удовлетворяют всецело задачам взаимодействия ОМСУ.
В целях решения задач развития и усиления осуществления взаимодействия представительного и исполнительного ОМСУ в городском округе город Сургут можно предложить некоторые рекомендации:
1) нормативно-правовые:
– внести дополнения в Устав муниципального образования городской округ город Сургут о том, что при осуществлении полномочий по организации местного самоуправления в городе Сургуте органы и должностные лица местного самоуправления руководствуются принципом взаимодействия и сотрудничества;
– внести дополнения в Устав города Сургута и дополнения в Регламент городской Думы, Регламент Администрации города по вопросам закрепления организационных форм взаимодействия ОМСУ;
– внести дополнение в Регламент Думы об осуществлении Думой контроля за выполнением предложений, поручений, высказанных избирателями;
– аппарату Думы города систематизировать механизм осуществления контроля за выполнением принятых решений, поручений и предложений, высказанных на депутатских слушаниях и заседаниях Думы города;
– управлению территориального общественного самоуправлению разработать механизм осуществления контроля жителями города за деятельностью ОМСУ;
2) формирующие общественное мнение:
– разработать цикл передач на базе телекомпаний «СургутИнформТВ», «СургутИнтерНовости», публикаций в газетах «Сургутские ведомости» (учредитель Администрация города), «Сургутская трибуна», направленных на разъяснение, информирование населения о том, что есть местное самоуправление, о вопросах местного значения, о полномочиях и организации деятельности органов власти местного самоуправления (с обязательным участием депутатов Думы, специалистов Администрации города);
– использовать ресурсы советов ТОС (проведение встреч депутатов работающих на постоянной основе, специалистов Администрации города с населением в помещениях советов ТОС);
3) организационного характера:
– управлению территориального общественного самоуправления разработать механизм взаимодействия населения города с органами местного самоуправления (создание общественной приемной, систематизация контроля за выполнением предложений, поручений жителей территории, подготовка информации о работе некоторых советов ТОС и отчет на заседании Думы, депутатских слушаниях);
– специалистам Администрации (по компетенции) города и аппарату Думы проводить анализ и оценку данных мониторингов мнения населения с целью разработки конкретных предложений по вопросам взаимодействия ОМСУ, решению отдельных вопросов местного значения, оптимальной организации обратной связи;
– специалистам (по компетенции) Администрации города и специалистам аппарата Думы города проводить анализ поступающих от жителей писем, обращений, предложений, вносить на рассмотрение городской Думы данную информацию;
- привлекать депутатов городской Думы, специалистов Администрации (по компетенции) к разработке городских целевых программ, плана социально-экономического развития города.