Файл: Организация деятельности органов местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы организации деятельности органов местного самоуправления

1.1. Понятие органов местного самоуправления

1.2. Классификация органов местного самоуправления

1.3. Структура органов местного самоуправления

2. Организация деятельности органов местного самоуправления городского округа город Сургут

2.1. Характеристика муниципального образования городской округ город Сургут[1]

2.2. Представительный орган

2.3. Исполнительный орган

2.4. Иные органы местного самоуправления

3. Взаимодействие органов местного самоуправления городского округа город Сургут

3.1. Организация взаимодействия органов местного самоуправления

3.2. Направления формирования взаимодействия исполнительных и представительных органов власти муниципального образования городской округ город Сургут

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

17 мая 1964 года началась промышленная эксплуатация Усть-Балыкского месторождения нефти, а 26 мая первая баржа с нефтью отправлена на Омский нефтеперерабатывающий завод.

25 июня 1965 года Сургут преобразован в город окружного подчинения [46].

В настоящее время Сургут является крупнейший промышленным и культурным центром Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской области, одним из главных центров нефтедобывающей промышленности России. Его называют столицей нефтяного края, индустриальным и энергетическим сердцем Севера.

Площадь Сургута - 353,97 кв.км [46].

Численность постоянного населения города в настоящее время – более 360 тысяч человек [46]. 

Нефтедобывающая и энергетическая отрасли являются основными базами экономической стабильности города. Градообразующим предприятием города является нефтяная компания «Сургутнефтегаз», занимающая одно из лидирующих мест среди нефтяных компаний не только в автономном округе, но и в России. Сфера деятельности компании: добыча и реализация нефти и газа, производство и сбыт нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, разведка, обустройство и разработка нефтяных и нефтегазовых месторождений.

По данным, размещенным на официальном сайте Администрации Сургута, на конец 2017 года численность работников местного самоуправления – 802 человека, из них муниципальных служащих ОМСУ – 686 чел. [46].

Миссия, цели стратегического развития предопределяют деятельность органов местного самоуправления города.

И именно от эффективности организации деятельности ОМСУ, акцентирования их внимания на устойчивое экономическое развитие города и создание качественных условий жизнедеятельности граждан зависит развитие и стабильность существования всего муниципального образования.

В третьей главе «Органы местного самоуправления в городском округе» Устава города Сургута закрепляются общие положения об организации деятельности, компетенциях и полномочиях ОМСУ городского округа город Сургут[9].

Согласно Уставу в систему органов местного самоуправления, осуществляющих решение вопросов местного значения входят: представительный орган (городская Дума), Администрация города, являющаяся исполнительно-распорядительным органом и возглавляемая Главой. Выборным должностным лицом – Главой муниципального образования является Глава города. Глава города Сургута в соответствии с Уставом муниципального образования (ст.33, 36) возглавляет администрацию города и осуществляет полномочия по руководству ее деятельностью [9].


Более детально организацию деятельности структурных элементов системы органов местного самоуправления города Сургут будут рассмотрены в следующих параграфах.

2.2. Представительный орган

В Сургуте до 1993 года местное самоуправление осуществлялось советами народных депутатов. С 1994 года полномочия представительного органа местного самоуправления осуществляет городская Дума.

Представительный орган местного самоуправления – выборный коллегиальный орган местного самоуправления, который наделен правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования [20].

Дума города состоит из 25 депутатов, которые избираются посредством проведения муниципальных выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам в соответствии с решением Думы города сроком на 5 лет, и является представительным коллегиальным выборным органом местного самоуправления городского округа [47].

Дума города вправе осуществлять свои полномочия при условии избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

На основании действующего законодательства Дума города обладает правами юридического лица. Компетенция Думы города определена ст.31 гл.3 Устава города. Полномочия Думы города начинаются со дня проведения первого заседания в соответствии с п.3 ст.32 Устава городской округ город Сургут и прекращаются со дня начала работы Думы города нового созыва [9].

Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Думы города нового созыва.

Деятельность депутатов Думы города и выполнение ими своих полномочий осуществляется преимущественно на непостоянной основе. На постоянной основе вправе осуществлять свою деятельность 2 депутата.

На 1-ом заседании Думы города нового созыва, при условии, что есть депутаты изъявляющие желание, определяется персональный состав депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

В соответствии с решением Сургутской городской Думы  от 18 января 1995 года №3 Дума города является соучредителем средства массовой информации  газета "Сургутская трибуна". Вторым соучредителем является ООО «Редакция газеты "Сургутская трибуна"» [47].

Согласно п.3 ст.29 Устава города «материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Думы города осуществляется в порядке, определенном Думой города» [9].


В соответствии с решением Думы города от 27.04.2006 года №10-IV ДГ был принят Регламент Думы города Сургута, который определяет структуру и порядок работы Думы [10].

Как известно, законотворчество – одно из главных направлений деятельности представительного органа. Оптимальное взаимодействие ОМСУ в процессе законотворчества – главное и важное правило не только эффективности деятельности самих ОМСУ, но и успешного развития всего муниципального образования [24].

В Регламенте Думы лишь один п.3 ст.1 гласит о взаимодействии: «Взаимодействие Думы с органами государственной власти, иными органами местного самоуправления города Сургута, предприятиями, организациями, гражданами осуществляется в соответствии с действующим законодательством, Уставом города, муниципальными правовыми актами» [10].

Согласно ст.3 Регламента Думы города структуру Думы составляют органы и структурные подразделения Думы города.

К органам Думы относятся:

  • Председатель Думы;
  • заместитель Председателя Думы, осуществляющий полномочия на постоянной основе;
  • заместитель Председателя Думы, осуществляющий полномочия на непостоянной основе;
  • заместитель Председателя Думы, осуществляющий полномочия на непостоянной основе;
  • заместитель Председателя Думы, осуществляющий полномочия на непостоянной основе;
  • постоянные комитеты Думы;
  • временные комиссии Думы.

Структура Думы города Сургута представлена в Приложении 1.

Структурным подразделением Думы является аппарат Думы, начавший свое существование, как структурное подразделение с 2006 года, который осуществляет свои полномочия на основании Положения об аппарате Думы [47].

Структура аппарата Думы представлена в Приложении 2.

Председатель Думы осуществляет организацию деятельности Думы. Председатель избирается из числа депутатов на срок полномочий Думы на первом заседании после избрания нового состава депутатов Думы или досрочного прекращения полномочий Председателя Думы [9].

Председатель Думы избирается путем тайного или открытого голосования. Избранным считается кандидат, набравший 2/3 голосов от установленной численности депутатов Думы.

Перед избранием Председателя Думы депутаты Думы определяют процедуру голосования. Полномочия Председателя Думы определены ст.5 Регламента [10].

В настоящее время, учитывая опыт деятельности предыдущих созывов, на основании ст.3 гл.1 «Структура городской Думы» Устава, Регламента Думы города (гл.2), на основании предложений депутатов на втором заседании городской Думы 26 апреля 2011 года решением городской Думы №21-V ДГ сформированы 4 постоянных комитета городской Думы: [10]


- по бюджету, налогам, финансам и имуществу;

- по городскому хозяйству и перспективному развитию города;

- по социальной политике;

- по нормотворчеству, информационной политике и правопорядку.

Состав и наименование постоянных комитетов устанавливаются решением Думы. Постоянно действующие комитеты реализуют свою деятельность на основании разработанных и утвержденных положений о постоянно действующих комитетах городской Думы.

Главными направлениями деятельности комитета по бюджету, налогам, финансам и имуществу выступают [47]:

  • бюджет и бюджетный процесс в городском округе;
  • местные налоги и сборы, включая налоговые льготы;
  • имущество, находящееся в муниципальной собственности;
  • создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений;
  • нормативы отчисления в доход местного бюджета части прибыли муниципальных предприятий, а также части доходов муниципальных учреждений от оказания ими платных услуг;
  • заемные средства городского округа, в том числе выпуск муниципальных ценных бумаг;
  • межмуниципальные хозяйственные общества и некоммерческие организации, автономные некоммерческие организации и фонды;
  • муниципальные минимальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения;
  • цены и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса для потребителей;
  • другие направления деятельности, отнесенные Уставом города, Думой города к предметам ведения комитета [9, 10].

Основные направления деятельности постоянного комитета по социальной политике:

  • социальная защита населения;
  • здравоохранение;
  • образование и наука;
  • физическая культура и спорт;
  • вопросы семьи и молодежи;
  • межнациональные вопросы;
  • вопросы культуры и историко-культурного наследия, в том числе охраны и сохранения памятников истории культуры, находящихся в муниципальной собственности;
  • жилищная политика;
  • пенсионное обеспечение;
  • вопросы труда и занятости населения;
  • иные направления деятельности, отнесенные Уставом города, Думой города к предметам ведения комитета [47].

Направления деятельности постоянного комитета Думы города по городскому хозяйству и перспективному развитию города [10]: 

  • муниципальные энерго-, газо-, тепловодоснабжение и канализация;
  • вопросы снабжения населения города и муниципальных организаций топливом;
  • городское дорожное строительство и содержание дорог городского значения;
  • благоустройство и озеленение территории города;
  • утилизация и переработка бытовых отходов;
  • водные объекты городского значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр;
  • ритуальные услуги и содержание городских кладбищ;
  • транспортное обслуживание населения города и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
  • торговля, общественное питание и бытовое обслуживание;
  • местные нормативы градостроительного проектирования городского округа;
  • комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры;
  • планы и программы развития городского округа;
  • приоритетные национальные проекты;
  • концепция и стратегия развития городского округа;
  • межмуниципальное сотрудничество и взаимодействие с Ханты-Мансийским автономным округом - Югра;
  • структура органов местного самоуправления;
  • инвестиционная политика городского округа;
  • стандарты качества жизни жителей городского округа;
  • другие направления деятельности, отнесенные Уставом города, Думой города к предметам ведения комитета [47].

Направления деятельности постоянного комитета Думы города по нормотворчеству, информационной политике и правопорядку:

  • законодательные инициативы Думы города по законопроектам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
  • нормотворческий опыт субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • официальные символы городского округа;
  • награды, почетные звания городского округа;
  • преобразование городского округа;
  • изменение границ городского округа;
  • формы участия населения в решении вопросов местного значения;
  • толкование решений Думы города;
  • приоритеты в области информационной политики городского округа;
  • информационная политика Думы города;
  • безопасность городского округа;
  • Регламент Думы города и депутатская этика;
  • иные направления деятельности, отнесенные Уставом города, Думой города к предметам ведения комитета [10, 47].

Кроме того, депутаты, входящие в состав постоянных комитетов городской Думы, депутаты осуществляют свою деятельность в составе комиссий и рабочих групп при Администрации города:

– Координационный совет представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа Югры и Думы Ханты-Мансийского автономного округа Югры пятого созыва;

– Межведомственный совет при Главе города по противодействию коррупции;

– Координационный совет по содействию стабильности ситуации в финансовом секторе и реальных отраслях экономики в городском округе город Сургут при Главе города;

– Антинаркотическая комиссия;

– Антитеррористическая комиссия муниципального образования город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

– Комиссия при Главе города по формированию и подготовке кадрового резерва органов местного самоуправления города;

– Конкурсная комиссия по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования городской округ город Сургут;

– Комиссия по отводу земельных участков под погребения внутри старых участков на закрытых кладбищах;

– Рабочая группа по выполнению подпрограмм и программ «Обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях непригодных для проживания»;

– Рабочая группа по контролю за поступлением арендных платежей;

– Межведомственная группа по координации деятельности по внедрению оформления документов в режиме «Единое окно»;