Файл: Организация деятельности органов местного самоуправления.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации деятельности органов местного самоуправления
1.1. Понятие органов местного самоуправления
1.2. Классификация органов местного самоуправления
1.3. Структура органов местного самоуправления
2. Организация деятельности органов местного самоуправления городского округа город Сургут
2.1. Характеристика муниципального образования городской округ город Сургут[1]
2.4. Иные органы местного самоуправления
3. Взаимодействие органов местного самоуправления городского округа город Сургут
3.1. Организация взаимодействия органов местного самоуправления
– Координационный совет по реализации социальной политики в отношении граждан старшего поколения,
– и многие другие.
На заседании Думы 23 марта 2017 года №77-VI ДГ был принят Порядок организации и проведения публичных слушаний в городе Сургуте, в котором определены цели организации и проведения публичных слушаний, круг вопросов, выносимых на публичные слушания и др. [47].
Как правило, большинство публичных слушаний посвящены вопросам землепользования и застройки на территории города Сургута, обеспеченности местами в учреждениях дополнительного и среднего образования и др.
23 марта 2017 года в целях поддержки участия молодых граждан в социально-экономическом, политическом и культурном развитии города Сургута, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], ст.16 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.04.2011 №27-оз «О реализации государственной молодёжной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» [8], руководствуясь статьёй 31 Устава муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [9], на заседании Думы было принято решение №90-VI ДГ «О создании Молодёжной палаты при Думе города Сургута шестого созыва». Здесь же было утверждено Положение о Молодёжной палате при Думе города Сургута шестого созыва.
В сентябре 2018 года планируются довыборы в Думу в связи с освободившимися местами (по разным причинам – уход и смерть депутатов).
Итак, проведя анализ деятельности представительного органа города Сургута, можно сделать вывод, что этот орган осуществляет свою деятельность в полном объеме. Однако, на наш взгляд, сегодня существуют некоторые пробелы в вопросах взаимодействия ОМСУ.
2.3. Исполнительный орган
Исполнительный орган местного самоуправления – это орган общей компетенции, который создается в соответствии с федеральным законодательством и уставом муниципального образования. Исполнительный орган по вопросам местного значения подконтрольный представительному органу и органам государственной власти в пределах переданных отдельных государственных полномочий [14]. Этот орган действует на принципах коллегиальности или единоначалия, имеет объединенную внутренне согласованную структуру, выполняющий организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, которые направлены на выполнение решений населения, принятые непосредственно, и решений представительного органа, а также отдельных государственных полномочий [21].
Уставом Сургута (п.1 ст.6) определено, что кроме представительных органов, в структуру ОМСУ входят глава муниципального образования (МО), исполнительно-распорядительный орган МО, контрольный орган. И далее в п.2 той же статьи устанавливаются наименования:
- глава муниципального образования - Глава города Сургута (Глава города);
- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – Администрация города Сургута (Администрация города);
- контрольно-счётный орган муниципального образования – Контрольно-счетная палата города Сургута (Контрольно-счетная палата города) [9].
Глава города – это высшее должностное лицо местного самоуправления городского округа, который Уставом города (ст.34) наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава города – гарант самостоятельности местного самоуправления, согласованности действий ОМСУ, их ответственности перед населением городского округа, соблюдения Устава городского округа город Сургут [9].
Дума города избирает Главу путём тайного голосования сроком на 5 лет из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Глава осуществляет свою деятельность на постоянной основе. Думе города для проведения голосования по кандидатурам
на должность Главы города предоставляется не менее двух кандидатов, которые зарегистрированы конкурсной комиссией.
В 2016 году решением Думы в Устав было добавлено положение о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Главы города более двух сроков подряд [46].
Набравший 2/3 голосов кандидат, от установленной численности депутатов Думы, позволяют считать избранным Главой города.
Повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов депутатов проводится, если ни один из кандидатов, представленных конкурсной комиссией, не набрал 2/3 голосов от установленной численности депутатов.
Избранным при повторном голосовании считается кандидат, получивший большинство голосов от установленной численности депутатов.
Решение Думы об избрании Главы города принимается в соответствии с Регламентом Думы города на ближайшем заседании Думы, проводимом после представления кандидатов конкурсной комиссией [10]. В случае если Глава города, полномочия которого прекращены досрочно на основании правового акта Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
об отрешении от должности Главы города либо на основании решения Думы города об удалении Главы города в отставку, обжалует данные правовой акт или решение в судебном порядке, Дума города не вправе принимать решение об избрании Главы города до вступления решения суда в законную силу [47].
Глава города вступает в должность не позднее 15 дней после официального опубликования решения Думы города об избрании Главы города. При вступлении в должность Глава города в торжественной обстановке приносит перед Думой города присягу населению городского округа следующего содержания: «Я (фамилия, имя, отчество), вступая в должность Главы города Сургута, клянусь при осуществлении предоставленных мне полномочий уважать, охранять и отстаивать права жителей города Сургута, справедливо и беспристрастно осуществлять предоставленную мне власть, честно и добросовестно исполнять свои обязанности во благо всего населения города Сургута» [9].
Глава города должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008
№273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5], Федеральным законом
от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [6], Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [7] (пункт 6 в ред. решения Думы города от 25.04.2012 №180-V ДГ, решения Думы города от 30.11.2017 №197-VI ДГ) [47].
7. Полномочия Главы города прекращаются досрочно в случае [9]:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию; удаления в отставку в соответствии с федеральным законом;
3) отрешения от должности в установленном законом порядке;
4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
6) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
9) отзыва избирателями;
10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Главы города;
11) несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ
«О противодействии коррупции» [5], Федеральным законом от 03.12.2012
№230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [6], Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать
и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности
в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [7]; преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 5, 7, 7 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования; увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом [20];
12) в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Кроме того, досрочно полномочия Главы города прекращаются в связи
с утратой доверия Президента Российской Федерации в случае несоблюдения Главой города, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ
«О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть
и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [41].
Уставом города (ст.36) установлено, что Глава города возглавляет Администрацию города и осуществляет полномочия по руководству ее деятельностью на принципах единоначалия [9].
Уставом определяется, что по вопросам его компетенции при Главе города могут формироваться общественные, межведомственные, координационные, консультативные, экспертные и иные советы, комиссии, коллегии, которые выступают как коллегиальные органы.
На сегодняшний день у Главы города Сургута 2 Советника и 6 заместителей [46] .
В 2005 году Распоряжением Администрации города Сургута №3686 был утвержден Регламент Администрации города, который регулирует организацию и порядок деятельности Администрации, а также определяет взаимодействие структурных подразделений в ходе исполнения задач, которые возложены на них. В Регламент вносятся необходимые изменения в соответствии с законодательством РФ.
Дума Города по представлению Главы утверждает структуру Администрации.
Сегодня в структуре Администрации 4 Департамента, 16 Управлений, 3 Комитета, 4 отдела и Служба по охране здоровья населения [46].
Схема подчиненности структурных подразделений Администрации города Сургута представлена в Приложении 3.
Главой города назначаются руководители структурных подразделений, которые организуют деятельность подразделений. Заместители Главы курируют работу структурных подразделений в соответствии с их направлениями деятельности [9] .
Глава города утверждает Положения о структурных подразделениях Администрации, если эти структурные подразделения не имеют статуса юридического лица.
Кадровое формирование Администрации города, включая высших должностных лиц Администрации города, осуществляет Глава города.
Администрация города обладает правами юридического лица, которыми наделяется в порядке, предусмотренном действующим законодательством [35].
Администрация города является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в соответствии с федеральным законодательством [31].
Администрация города наделяет свои структурные подразделения (органы) функциями по осуществлению муниципального контроля.
Компетенции, полномочия и организация деятельности Администрации и ее структурных подразделений по компетенциям регулируются Уставом (ст.37-43) города Сургута [9].
2.4. Иные органы местного самоуправления
В муниципальных образованиях, в зависимости от их вида, от местных традиций и обычаев, от целей и направлений решения конкретных задач, возникающих в процессе реализации муниципальной власти, могут создаваться разнообразные организационные структуры – иные ОМСУ [14].
Контрольно-счетная палата города Сургута и выступает одним из таких органов.
Контрольно-счетный орган МО был впервые был закреплен Федеральным законом №131-ФЗ в качестве самостоятельного органа муниципальной власти [39].
Контрольно-счетный орган МО является особенным институтом муниципального контроля, организация и деятельность которого базируются, в первую очередь, на конституционных нормах (ст.1 (ч.1), 3 (ч.1-3), 7 (ч.1), 12, 24 (ч. 2), 32 (ч.1), 57, 130 (ч.1 и 2), 132 (ч.1) и других статьях Конституции Российской Федерации [30].
В декларациях, принятых на международном уровне, Счетной палатой и Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации закреплены основополагающие принципы создания и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований. К ним относятся: