Файл: Организация деятельности органов местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы организации деятельности органов местного самоуправления

1.1. Понятие органов местного самоуправления

1.2. Классификация органов местного самоуправления

1.3. Структура органов местного самоуправления

2. Организация деятельности органов местного самоуправления городского округа город Сургут

2.1. Характеристика муниципального образования городской округ город Сургут[1]

2.2. Представительный орган

2.3. Исполнительный орган

2.4. Иные органы местного самоуправления

3. Взаимодействие органов местного самоуправления городского округа город Сургут

3.1. Организация взаимодействия органов местного самоуправления

3.2. Направления формирования взаимодействия исполнительных и представительных органов власти муниципального образования городской округ город Сургут

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Актуальность настоящей курсовой работы определяется тем, что органы местного самоуправления являются одним из самых важных средств реализации права граждан на осуществление самоуправления, местные органы находятся в таких отношениях с населением, которые могут обеспечить жителям определенной территории возможность решающего влияния на организацию своей жизнедеятельности. Конституция Российской Федерации предопределяет близость органов местного самоуправления к населению, чем обусловливает характер их взаимодействия между собой и органами государственной власти разных уровней.

Сегодня в России местное самоуправление, отношения в системе местного самоуправления развиваются в особенном русле, отличаются довольно частыми изменениями нормативной базы, противоречивыми интерпретациями в федеральном и региональном законодательствах, нововведениями, ротацией кадров, что соответственно приводит к тому, что органам местного самоуправления множество вопросов местного значения приходится решать оперативно на постоянно обновляемой организационно-правовой основе.

Кроме того, в ходе практического применения принципов и норм муниципального управления, органам местного самоуправления необходимо учитывать исторические и местные традиции конкретного муниципального образования и его населения. И в связи с этим, очевидна необходимость проектирования оптимальной системы органов местного самоуправления, которая будет соответствовать потребностям современного развития Российской Федерации.

Начиная с дореволюционных времен и по сегодняшний день, тема организации местной власти всегда находится под пристальным вниманием исследователей, ученых, практиков.

Среди ученых и государственных деятелей дореволюционных времен можно выделить труды А.И.Васильчикова, С.Ю.Витте, A.Д.Градовского, М.М.Ковалевского, Н.М.Коркунова, Н.И.Лазаревского, Б.Н.Чичерина и других.

Большой известностью по сей день пользуются труды по теме вопросов организации местного самоуправления ученых и деятелей советского периода И.А.Азовкина, Л.А Велихова, Б.Б.Веселовского, Б.М.Лазарева, В.С.Основина, B. А.Пертцика, Н.Г.Старовойтова, К.Ф.Шеремета и других.

В современных условиях развитию и проблемам местного самоуправления, вопросам эффективного формирования, реализации полномочий и деятельности органов местного самоуправления посвящены работы С.А.Авакьяна, А.А.Акмаловой, П.А.Астафичева, И.В.Бабичева, Р.В.Бабуна, C.Н.Бабурина, В.А.Баранчикова, Т.М.Бялкиной, Н.С.Бондаря, В.И.Васильева, И.В.Выдрина, Л.В.Гильченко, В.Г.Ермакова, В.В.Еремяна, А.А.Замотаева, В.Б.Зотова, В.Г.Игнатова, Ю.Д.Казанчева, А.Н.Костюкова, А.Н.Кокотова, О.Е.Кутафина, Н.А.Модина, Н.Л.Пешина, А.Н.Писарева, А.С.Саломаткина, Я.Ю.Старцева, А.А.Уварова, В.И.Фадеева, А.Н.Широкова и других.


Содержащийся в изученных работах материал позволил уточнить статус, структуру, классификацию органов местного самоуправления, сущность вопросов местного значения, виды и объем полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, что имеет важное методологическое значение в разработке вопросов функционирования института местного самоуправления.

Тем не менее, на наш взгляд, остается много важных, не решенных теоретических и практических вопросов в реализации полномочий, деятельности и взаимодействии органов местного самоуправления, что вызывает необходимость постоянного исследования данной области.

Правовую базу данной курсовой работы составили Конституция Российской Федерации, федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав и нормативные акты городского округа города Сургута, другие муниципальные правовые акты.

Объектом настоящей курсовой работы являются складывающиеся в настоящее время общественные отношения по функционированию органов местного самоуправления.

Предметом выступает совокупность организационно-правовых норм, процессов, общественных отношений, которые регулируют общие принципы организации системы органов местного самоуправления, учитывая исследования, научные труды, региональную и муниципальную практику.

Целью данной работы является исследование организации деятельности органов местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- изучить теоретические основы организации деятельности органов местного самоуправления;

- исследовать систему органов местного самоуправления на примере городского округа город Сургут;

- рассмотреть организацию деятельности органов местного самоуправления городского округа город Сургут;

- раскрыть основные проблемы деятельности органов местного самоуправления городского округа город Сургут в сфере взаимодействия внутри муниципалитета;

- предложить пути решения для оптимизации взаимодействия органов местного самоуправления.

В работе использован системный подход, методы познания, адаптированные и апробированные юридической наукой и практикой, также применяются общенаучные (системный, анализ и синтез, логический и др.) и частнонаучные (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой) методы.

Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, пять параграфов, заключение, список источников и литературы.


1. Теоретические основы организации деятельности органов местного самоуправления

1.1. Понятие органов местного самоуправления

Согласно ч.2 ст.3 Конституции Российской Федерации, народ может осуществлять свою власть как непосредственно, так и опосредованно, то есть через органы местного самоуправления [2].

Именно через органы местного самоуправления (ОМСУ) реализуется значительный объем самоуправления, хотя Конституция Российской Федерации (ч.2 ст.130), обозначая пути осуществления местного самоуправления, ставит на первое место референдум, выборы и другие формы прямого волеизъявления граждан. В реальной жизнедеятельности формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне не всегда могут быть заменой постоянной организационной деятельности специально сформированных структур, кроме самых малых муниципальных образований, где такие структуры могут вообще не быть созданы.

Регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного самоуправления, по управлению муниципальным хозяйством, практически невозможна вне системы органов местного самоуправления, которые наделены компетенцией, необходимой для выполения возложенных на них функций [42].

То есть, текущее оперативное управление муниципальным хозяйством должно осуществляться специально создаваемыми для этого структурами, которые формируются из профессионально подготовленных кадров. Можно говорить о том, что органы местного самоуправления предназначены и создаются для более широких целей и задач.

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения[25].

Основными признаками органов местного самоуправления, как органов власти, можно назвать:

1) наделены полномочиями по решению вопросов местного значения;

2) не входят в систему органов государственной власти;

3) органы местного самоуправления могут быть выборными, так и основанными на иных принципах; могут формироваться населением или его представителями в лице депутатов;


4) обладают правом издания правовых актов;

5) пользуются государственными гарантиями реализации своих полномочий, включая государственное гарантирование исполнения актов органов местного самоуправления [36].

Органы местного самоуправления не находятся в подчинении к органам государственной власти, не обязаны выполнять их указания (кроме случаев осуществления отдельных государственных полномочий). Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях, установленных законом (например, по отношению к главе местной администрации, назначаемому по контракту) [32].

Изучая научную литературу, различные источники можно сделать вывод, что практически все исследователи данной темы определяют понятия «органы местного самоуправления», которые не имеют принципиальных терминологических разночтений [16, 19, 27].

Некоторые ученые в своих исследованиях делают выводы о том, что «органы, входящие в систему местного самоуправления, осуществляющие деятельность по решению местных вопросов, с точки зрения муниципального права правильнее именовать как муниципальные органы, или органы муниципальной власти» [29].

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N131-ФЗ в полной мере реализовал подход, в соответствии с которым в нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания используются в одном и том же значении в отношении органов местного самоуправления, а также организаций и объектов, находящихся в муниципальной собственности, в иных случаях, затрагивающих вопросы осуществления населением местного самоуправления (ч.2 ст.2) [3].

Устав МО определяет основные положения деятельности ОМСУ, а именно, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность ОМСУ, а также иные вопросы организации и деятельности [13].

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований [34].

Правовой фундамент, на котором базируется деятельность органов местного самоуправления, составляют:

- Европейская хартия о местном самоуправлении,

- Конституция Российской Федерации,


-  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

-  другие федеральные законы;

-  конституции, уставы субъектов Российской Федерации, — законы субъектов Российской Федерации,

-  уставы муниципальных образований,

-  другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Итак, обобщив различные точки зрения, можно определить специфические признаки органов местного самоуправления:

- выступают главным средством реализации права граждан на осуществление самоуправления;

  • не входят в систему органов государственной власти (то есть органы местного самоуправления организационно обособлены) [23];
  • являются составным элементом системы местного самоуправления;
  • формируются прямым или опосредованным способом [26];
  • имеют в основе своей деятельности государственное начало [18];
  • указываются в уставе муниципального образования [13];

- наделяются персональными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также отдельными государственными полномочиями (при предоставлении соответствующих материально-финансовых ресурсов) [35].

Таким образом, органы местного самоуправления принадлежат к числу конституционно-правовых институтов. Они являются специальными органами, призванными решать вопросы местного значения, организовывать и осуществлять власть на местах, обеспечивать самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни. Специфика правового статуса ОМСУ раскрывается в том, что они играют роль органов, представляющих интересы и выражающие волю населения, которое непосредственно участвует в их формировании, а не представителей, уполномоченных государственной властью.

Для более всестороннего понимания понятия, формирования и деятельности органов местного самоуправления, на наш взгляд, немаловажным является вопрос их классификации.

1.2. Классификация органов местного самоуправления

Классифицировать органы местного самоуправления возможно по различным основаниям и критериям.

 Сегодня в специальной литературе нельзя заметить больших разногласий между исследователями относительно критериев классификации и видовых разновидностей по ним органов и должностных лиц местного самоуправления. Некоторые расхождения видятся лишь в количестве выделяемых подходов и в «чистоте» классификационных видов. Например, А.В.Малько и С.В.Корсакова выделяют четыре основания к классификации: по способу формирования, по способу принятия решений, по степени необходимости и по характеру компетенции [25]. Существуют и другие подходы. К примеру, в коллективном труде «Местное самоуправление в России: состояние и перспективы» выделяется пять классификационных оснований. Относительно предыдущего подхода не выделяется такое основание классификации, как степень необходимости, но дополнительно выделяется два основания – по предметам ведения и по типу исполняемых функций [26].