Файл: Теоретические аспекты исследования внешней и внутренней среды организации.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования внешней и внутренней среды организации
1.1 Понятие маркетинговой среды
1.2. Понятие и классификация факторов внутренней среды предприятия
1.3. Основные факторы внешней среды организации
2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия ООО «Эффективные инвестиции – УК»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ факторов внешней среды гостиничного комплекса
2.3. Оценка состояния и эффективности факторов внутренней среды предприятия
2.4. Мероприятия по улучшению влияния внутренней среды на деятельность предприятия
Производственно-техническая подсистема должна учитывать не только совокупность основных фондов и оборотных средств предприятия, но и рыночную ситуацию - востребованность готовых продуктов потребителями.
Особое место в формировании внутренней среды принадлежит сотрудникам. «Образовательный уровень сотрудников, их природные способности к трудовой деятельности, социальная включенность, трудовой опыт, замотивированность и преданность организации сказываются на результате производительного труда совокупного работника этой организации» [23, с. 94].
Трудовые ресурсы - это один из уникальнейших факторов, находящихся во внутренней среде организации. Трудовые ресурсы могут оказать влияние на развитие организации высокой степенью квалификации или ее низким уровнем. От степени квалификации трудовых ресурсов напрямую зависит улучшение или ухудшение результативности работы организации. Основным фактором и ресурсом производства в организации является труд особого качества, соответствующий избранным технико-технологическим факторам.
Однако работники предприятия не могут быть механически объединены в персонал организации. «Персонал организации - это такая совокупность людей различных профессий, которые создают совокупного работника, соответствующего технико-технологическим условиям производства, при этом совокупный работник состоит из личностей, взаимодействующих между собой в процессе реализации организационно - экономических и социально -экономических условий» [15, с. 42].
Организационно-экономические условия – это условия создания указанного совокупного работника, в то время как социально-экономические условия понимаются в узком смысле слова, т.е. охватывают только участников конкретного производства, поэтому составляющих активную составляющую внутренней среды организации.
Частью организационно-экономической системы является финансовая система. «Финансовая подсистема внутренней среды представляет собой движение и использование денежных средств в организации (например, создание инвестиционных возможностей, поддержание рентабельности и обеспечение прибыльности)» [19, с. 40].
Финансовая подсистема включает все потоки собственных и заемных финансовых ресурсов, которые позволяют предприятию производить пользующуюся спросом продукцию, при этом получая прибыль. «К основным финансовым элементам относят: прибыль, выручку, чистые активы, соотношение собственного и заемного капитала, уровень кредитных ресурсов» [10, с. 67].
Однако, кроме перечисленных отношений, внутри организации также должен рассматриваться процесс обеспечения ресурсами и материалами для поддержания непрерывности процесса непосредственного производства, а также стимулирование персонала в общем виде, т.е. как некий необходимый объем финансовых ресурсов.
Важнейшей составляющей внутренней среды организации необходимо рассматривать социально-экономические условия производства. Как уже указывалось, социально-экономические условия продиктованы в определенной степени внешними факторами производства: трудовым законодательством, налоговым законодательством, Конституцией РФ. Однако, при формировании внутренней среды предприятия на уровне социально-экономических условий определяются определенные роли каждого участника производства, независимо от того, сколько человек насчитывает трудовой коллектив. При этом в соответствии с его ролью и значимостью для предприятия определяется уровень оплаты его труда, система стимулирования, карьерного роста и др. Это позволяет выстроить гибкую действенную систему стимулирования труда, понятную для всех участников производства.
Любая организация, сознательно либо несознательно, устанавливает свою систему ценностей, производит свои обычаи и табу. Все это является составным компонентом корпоративной культуры.
«Корпоративная культура - это элемент внутренней среды организации, совокупность основных ценностей, норм, традиций и стандартов поведения, которые разделяются всеми людьми в организации и определяют приемлемое и неприемлемое поведение в организации» [20, с. 62].
К формальным факторам корпоративной культуры можно отнести необходимость определенного внешнего вида сотрудников (например, форма одежды), признание лозунгов, логотипов фирмы, формирование ценностей, норм и образцов поведения, приемлемых конкретно для данной организации, организация труда, рабочего места и отдыха сотрудников.
К неформальным атрибутам корпоративной культуры можно отнести взаимоотношения внутри трудового коллектива, возможности карьерного роста сотрудников, внимание и уважение со стороны руководства предприятия, вовлеченность сотрудников в дела предприятия, социальная защита сотрудников и т.п.
«Внутренняя среда представляет собой динамичную систему, поэтому ее факторы рассматриваются как переменные, т.е. в их развитии. Организация может воздействовать и изменять, если это необходимо, факторы внутренней среды» [2, с. 107].
Таким образом, рассмотрение важнейших элементов внутренней среды с точки зрения трех важнейших условий производства: технико-технологических, организационно-экономических и социально-экономических обеспечивает выявление сущностных характеристик категории «внутренняя среда организации».
1.3. Основные факторы внешней среды организации
Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.
«Внешняя среда организации - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее» [4, с. 23]. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.
«К факторам прямого воздействия относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом), которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации» [12, с. 36].
К факторам косвенного воздействия относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии. Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия:
- политические факторы - основные направления государственной политики и методы ее реализации; возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли и т.д.;
- экономические факторы - темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда и т.д.;
- социальные факторы внешней среды — отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; менталитет общества; уровень образования и т.п.;
- технологические факторы - возможности, связанные с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
«Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне» [18, с. 91]. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Поэтому взаимодействие организации со средой должно поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Заканчивая первую главу, можно сделать следующие выводы.
Внешняя среда организации включает в себя условия и факторы, находящиеся в окружающей среде и не зависящие от его деятельности. При этом данные факторы и условия могут оказывать влияние на функционирование предприятия, а также сами на себе испытывать влияние предприятия.
Внутренняя среда - это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения. Выделяют следующие элементы внутренней среды: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы и учет.
2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия ООО «Эффективные инвестиции – УК»
2.1. Общая характеристика организации
ООО «Эффективные инвестиции - УК» представляет собой гостиничный комплекс с широким спектром оказываемых услуг, направленных исключительно на удовлетворение нужд и потребностей гостей.
Предприятие создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 14 января 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Гостиницы оказывают свои услуги в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 года №490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».
Основным видом деятельности компании является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания. Также ООО «Эффективные инвестиции – УК» работает еще по 6 направлениям.
Размер уставного капитала составляет 2500000 рублей.
ООО «Эффективные инвестиции – УК» имеет сеть отелей под брендом «Park Inn by Radisson®» – это молодой и активный бренд в сегменте средней ценовой категории с гостеприимными традициями гостиничного бизнеса и приемлемыми ценами.
Отель «Park Inn by Radisson®» в г.Великий Новгород интересен для организаторов конференций, семинаров, спортивных команд, путешественников и деловых людей, стремящихся получить в гостинице не только комплексное обслуживание проводимого мероприятия, но профессиональный уровень организации плодотворной работы и комфортного отдыха.
ООО «Эффективные инвестиции – УК» принимает участие в торгах на оказание услуг государственным учреждениям. Основным государственным заказчиком является Новгородский Институт Развития Образования (НИРО).
В Великом Новгороде в гостинице 226 современных комфортабельных номеров пяти категорий от стандарта до апартаментов.
На всей территории отеля и в номерах предоставляется бесплатный Wi-Fi. В стоимость проживания входит завтрак, а так же посещение бассейна и саун.
Рассмотрим основные экономические показатели деятельности ООО «Эффективные инвестиции - УК», используя формы бухгалтерской отчетности (Приложение А, Б, В):
Таблица 1
Основные финансово - экономические показатели работы ООО «Эффективные инвестиции - УК»
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2018 г. к 2016 г |
|
абсол. |
темп прироста, % |
||||
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб. |
20824 |
24756 |
23182 |
2358 |
11,32 |
Средняя стоимость имущества, тыс.руб. |
53894 |
61781 |
64567 |
10673 |
19,80 |
Выручка от реализации услуг, тыс. руб. |
124274 |
171695 |
163470 |
39196 |
31,54 |
Затраты на оказание услуг, тыс. руб. |
119283 |
161073 |
151344 |
32061 |
26,88 |
Затраты на руб. услуг, руб./руб. |
0,960 |
0,938 |
0,926 |
-0,034 |
-3,54 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
4991 |
10622 |
12126 |
7135 |
142,96 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
4617 |
9028 |
11992 |
7375 |
159,74 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
89 |
88 |
90 |
1 |
1,12 |
Фондоотдача, руб./руб. |
5,97 |
6,94 |
7,05 |
1,08 |
18,16 |
Рентабельность продаж, % |
3,72 |
5,26 |
7,34 |
3,62 |
97,46 |
Рентабельность продукции, % |
3,87 |
5,60 |
7,92 |
4,05 |
104,71 |
Производительность труда рабочих, тыс.руб./чел. |
1396 |
1951 |
1816 |
420 |
30,08 |