Файл: «Социальное государство. Его отличие от социалистического государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Распределение рисков. Нельзя не отметить и того факта, что нынешняя система социального обеспечения имеет несбалансированный характер в части распределения рисков ответственности при осуществлении социальной защиты граждан.

Основным критерием для предоставления социальной помощи, конечно же, должно стать попадание гражданина в тяжелые жизненные обстоятельства, а далее риск ответственности должен распределяться исходя из совершеннолетия лица, трудоспособности, финансовой дееспособности (обеспечения или необеспечения ее лицами, на кого такая ответственность возложена), а также вины лица, нарушившего возможность другого лица получать необходимый материальный достаток.

Обеспечение несовершеннолетнего необходимыми для жизни и развития средствами является безусловной обязанностью родителей (за исключением финансирования лечения и финансирования получения образования в учреждениях среднего общего образования). В случае отсутствия родителей или невозможности ими исполнять обязанности заботу на себя должно принять сообщество граждан.

Обеспечение лица необходимыми для жизни средствами в возрасте до 23 лет должно возлагаться на родителей вплоть до получения совершеннолетним ребенком профессии. При обучении лица в среднем или высшем учебном заведении и поступлении туда на конкурсной основе - частичное финансовое обеспечение должно быть возложено на государство с целью предоставления возможности молодым и талантливым людям получить по выбранной им специальности соответствующие навыки и в дальнейшем работать на благо Отечества.

В случае неисполнения родителями обязанности по обеспечению своего ребенка необходимыми средствами до достижения им 18 лет, а также до получения взрослым ребенком полной финансовой дееспособности (в возрасте от 18 до 23 лет) при отсутствии уважительных причин неисполнения данной обязанности, к ним должны быть применены меры ответственности, в той или иной мере компенсирующие вклад общества в становление молодого гражданина до достижения им гражданской и финансовой дееспособности.

К числу санкций могут быть отнесены:

1) перечисление в бюджет страны средств, направленных на поддержание ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, если поставлен он был в такую ситуацию по вине родителей, иных членов семьи; если родители или иные члены семьи не выполнили возложенных на них обязанностей по содержанию ребенка (в отношении родителей, иных обязанных членов семьи);


2) лишение права в случае наступления нетрудоспособности требовать обеспечения с взрослого трудоспособного ребенка (в отношении родителей, лишенных родительских прав; иных членов семьи, обязанных оказывать соответствующую поддержку);

3) лишение права на повышение в должности по государственной или муниципальной службе впредь до компенсации государству расходов, связанных с обеспечением ребенка, лишенного надлежащих средств, до приобретения им финансовой дееспособности (в отношении родителей, занимающих должность государственной или муниципальной службы);

4) лишение права наследовать после ребенка, в отношении которого родителями или иными членами семьи не были выполнены установленные законом или принятые в добровольном порядке обязанности по финансовому обеспечению (в отношении родителей, лишенных родительских прав, иных обязанных членов семьи).

Причины (основания) принятия государством (сообществом граждан) на себя обязанности по оказанию социальной помощи. Современная политика России как социального государства должна быть направлена в первую очередь на создание условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь, свободное развитие каждого человека, социальную справедливость и подлинное равноправие[32]. Но при этом не допускалось бы социального иждивенчества, когда у граждан возникает ощущение, что им все должны дать другие, независимо от того, имеют ли они право на такую поддержку[33].

Общество через систему органов государства должно оказывать социальную поддержку:

а) в отношении тех, кто в силу своих психофизических возможностей (по малолетству, нетрудоспособности, болезни, старости и др.) не может обеспечить себя всем необходимым;

б) в отношении кого не созданы условия обеспечения себя всем необходимым, с тем чтобы можно было посредством законного и достойного способа зарабатывать деньги для удовлетворения собственных нужд.

В качестве необходимых условий, определяющих возможность человека трудиться и собственным трудом обеспечить себя всем необходимым, можно назвать:

1) создание рабочих мест[34], регулирование рынка труда;

2) введение права на осуществление предпринимательской деятельности (ранее такого права не существовало в течение нескольких десятилетий);

3) право на конкурсной основе получить ту профессию (специальность), которая наиболее отвечает потребностям человека, его внутренним ощущениям и способностям проявить себя в должной мере;


4) право получить в соответствии с имеющейся профессией (специальностью) работу за достойную оплату.

Среди причин (оснований) признания тех или иных лиц в качестве нуждающихся в помощи общества следует отметить:

а) отсутствие финансовой дееспособности, под которой следует понимать самостоятельную возможность обеспечить себе достойный уровень жизни при помощи средств от капиталовложений или (и) собственного труда - законного и не умаляющего достоинство;

б) нетрудоспособность, носящую временный или постоянный характер.

Финансовая дееспособность должна считаться приобретенной лицом, обладающим возможностью существования за счет капитала, - с 18 лет, не имеющим возможности существования за счет капитала, - с момента получения специальности (образования), но не позднее 23-х лет. До этого момента лицо должно получать социальную поддержку (например, посредством стипендиальных отчислений) в случае отсутствия таковой со стороны семьи. То есть государственная поддержка в данном случае может носить лишь субсидиарный (дополнительный) характер.

В случае же нетрудоспособности лица социальная помощь должна оказываться в течение всего срока нетрудоспособности за счет средств сообщества граждан.

Таким образом, чем выше будут условия по реализации гражданами возможности обеспечивать себя необходимыми материальными средствами, тем меньше будет лиц, нуждающихся в поддержке общества, и производиться меньше затрат на социальную помощь со стороны государства.

Виды социальной помощи, которые должны иметь безусловный характер и осуществляться за счет государственных средств. Следует остановиться и на круге тех страховых случаев, в результате наступления которых гражданин может получать социальную помощь и, соответственно, требовать ее.

Во-первых, при нетрудоспособности, причиной которой может быть:

а) физическая невозможность в силу психического либо иного заболевания, инвалидности выполнять какую-либо работу;

б) психологическая невозможность в силу соблюдения принципов достоинства личности, уважительного отношения к человеку как к высшей ценности обеспечения возможности лицом зарабатывать собственные средства законным и полезным для общества способом:

1) в случае недостижения человеком совершеннолетия при наличии трудоспособности (основание: труд детей не красит общество);

2) в случае незавершения образования по выбранной профессии (специальности) и отсутствия иных средств, кроме собственного труда, для удовлетворения нужд при наличии трудоспособности (основание: признание обществом права человека на выбор профессии и рода занятий и осуществления потребности в самореализации);


3) в случае невозможности получения работы по имеющейся (но не устаревшей) специальности в силу недостаточного регулирования рынка труда (основание: достоинство личности не должно умаляться; человек должен приносить наибольшую пользу исходя из его способностей).

Если физическая нетрудоспособность возникает в силу естественных причин, то психологическая в силу признания тех или иных обстоятельств обществом как нарушающих достоинство личности и представляющих собой нерациональное использование человеческого капитала.

Во-вторых, при возникновении заболевания. Так как лечение в одних случаях требует небольших вложений, а в других имеет дорогостоящий характер, то более благоприятным для общества в целом является страховой характер защиты (что, однако, не означает оказание медицинской помощи через посредничество компании-страховщиков).

Манипулирование правом на приобретение медицинской помощи невозможно в силу факта ее предоставления только при необходимости.

В-третьих, при приобретении общего и профессионального образования, которое необходимо для становления достойного и полезного обществу и самостоятельно себя обслуживающего гражданина.

В противовес то и дело появляющимся заявлениям, что человек должен за все платить, а образование - это всего лишь предоставляемое человеку благо, необходимо понять, что образование - это не только личная, но и общественная ценность. И признать, наконец, что это «ключевой элемент социальной политики, облегчающий задачу инвестиций семей и индивидов в собственно человеческий капитал, предоставляющий возможности для вертикальной социальной мобильности и построения сбалансированной стратификационной структуры общества в целом»[35].

Вообще трудно себе представить адекватной ситуацию, когда человек, не имея образования, сначала работает несколько лет, может, десятилетий, на неквалифицированной низко оплачиваемой работе, чтобы накопить денег на оплату образования, получает его уже, по всей видимости, в зрелом возрасте и только тогда приступает к реализации тех функций, которые он может осуществлять наилучшим образом. И дело здесь не только в ограниченном сроке человеческой жизни, но и в удовлетворении запросов самого общества. Несравнимо выше производительность труда и его качество от лица, выполняющего работу в соответствии со своими устремлениями и способностями. К тому же, чем позже человек сможет получить образование по выбранной специальности, тем меньше у него будет возможностей для создания семьи или же поддержания ее в материальном смысле.


Есть ряд профессий, видов деятельности, появление по которым специалиста по прошествии лет, потраченных на зарабатывание денег на собственное становление, просто невозможно. Например, если идет речь о занятии спортом на профессиональном уровне или наукой (в одном случае ограничителем будет недолгий срок поддержания высокой физической формы; в другом - длительный процесс накопления необходимого уровня знаний).

Таким образом, утверждение, что образование - это коммерческая услуга, направленная лишь на удовлетворение личных амбиций желающего его приобрести, ведет к разрушению системы выявления и становления талантливых людей, способных своими достижениями приносить пользу не только себе, но и работать на общее благо; кроме того, делит людей на две категории - обладающих правом на получение образования и самореализацию, и не обладающих таким правом в силу отсутствия соответствующих денежных средств, что, в свою очередь, устанавливает дискриминацию одних членов общества по сравнению с другими на основе материального обеспечения, предоставленного семьей, и, как справедливо отмечает В.Б. Савостьянова, лишает детей права на образование, здравоохранение, нравственно здоровые условия жизни по факту рождения в бедной семье[36].

Между тем «конституционный принцип равенства прав и свобод человека независимо от имущественного положения означает равноправие человека в обществе и государстве безотносительно к его материальному состоянию, обусловленного обладанием им собственностью, принадлежащими ему имущественными правами и обязанностями, объема денежных средств и иных материальных ценностей, которыми он в данный момент обладает»[37].

Конституцией РФ пока дискриминация запрещена, причем по любому признаку. Вместе с тем для запрета любой, пусть даже косвенной, возможности устанавливать в законе неравенство по факту рождения необходимо дополнить текст ст. 19 частью 4 примерно следующего содержания: «Запрещается правовая дифференциация граждан в зависимости от материального достатка семьи при получении основного общего образования, а также профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях; государственных и муниципальных центрах (организациях) спортивной подготовки».

Кроме того, среди функций социального государства вполне можно выделить и функцию инвестиций в человеческий капитал, свободное развитие личности, так как провозглашенная в части 1 статьи 7 Конституции РФ цель социального государства предполагает вложение со стороны государства в развитие интеллектуальных, нравственных и физических способностей человека[38].