Файл: «Социальное государство. Его отличие от социалистического государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Статус социального государства указывает на государство современного стиля управления, государства, в котором каждый человек может считать себя личностью, зная, что его права и свободы защищены, а ему дается право на достойную жизнь.

На сегодняшний день функция социальной поддержки населения - это неотъемлемая составляющая деятельности государства.

Между тем параметры социального государства, его материальная основа, критерии определения лиц, нуждающихся в поддержке общества, степень вмешательства в жизнь индивида сильно отличаются в высказываниях представителей разных экономических формаций и идеологических подходов.

Основная проблема в этом смысле связана с отсутствием в науке четкого определения понятия «социальный» применительно к государственно-правовым отношениям. В связи с этим остается неясным вопрос о том, что должно включать в себя это понятие, характерные элементы социального государства, свойства, признаки, механизм осуществления, на какие сферы оно должно распространяться.

В последнее время все чаще появляются мнения диаметрально противоположного характера - от усиления роли государства в жизни граждан до предоставления им права самим решать свои проблемы.

Анализ статей, учебной литературы и ряда других изданий показывает, что их авторы не проводят различия между социальным и социалистическим государством. Есть примеры, когда социальное государство отождествляется с известной в истории имитацией социализма. За перечисленными выше понятиями стоит совершенно разное, иногда взаимоисключающее содержание. Непонимание этого приводит к тому, что призывы строить социальное государство ведут к прямо противоположным целям.

Поэтому проблемы социального государства, его отличия от социалистического государства являются важными и актуальными для современной науки теории государства и права.

Цель выполненной работы - рассмотреть социальное государство, его отличие от социалистического государства.

Задачи проведенного исследования:

- раскрыть понятие и становление социального государства;

- исследовать отличие социального государства от государства социалистического;

- проанализировать социальное государство как эффективный механизм;

- охарактеризовать актуальные проблемы социального государства и возможные пути их решения.


Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с социальным государством.

Предметом исследования являются правовые нормы, отражающие социальное государство.

Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, материалы российской печати, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».

Методология исследования. В процессе проведения данного исследования были использованы различные методы, широко применяющиеся для изучения общественно-правовых явлений: всеобщий диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, социально-философский, логический, исторический и другие методы научного познания.

Структура данного исследования включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список использованных источников.

1. Теоретико-правовые основы социального государства

1.1. Понятие и становление социального государства

Как известно, государство – это, в сущности, инструмент принуждения граждан к соблюдению правил, установленных в этом государстве.

Социальное государство – это государство, в котором материальные блага перераспределяются между различными слоями населения в целях достижения социальной справедливости. Проще говоря, в социальном государстве у состоятельных граждан путем налогов и сборов изымается часть их доходов и перераспределяется в пользу тех граждан, которые по тем или иным причинам не могут самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни[1].

В иных государствах, которые не являются социальными, материальные блага перераспределяются не для улучшения социального положения отдельных групп населения, а главным образом для укрепления государственного аппарата.

Социальная направленность в развитии государств начала проявляться в Европе на рубеже 19 и 20 веков. Основной причиной явилось усиление давление на власть со стороны промышленных рабочих, которые приобрели достаточный образовательный уровень, необходимый для понимания социальной справедливости. Правительства были вынуждены идти на социальные уступки по двум причинам:


- Опасность массовых выступлений бедных слоев населения, что зачастую приводит к насильственной смене власти.

- Достаточный уровень развития демократии, благодаря чему власть зависела от мнения избирателей, в том числе и социально незащищенных[2].

Социальной защита в России продолжала оставаться на низком уровне главным образом благодаря самодержавию, так как подобная система власти от мнения народа не зависит и неответственна перед ним. Как известно это привело к социальному взрыву и кровавой гражданской войне. Установившаяся после этого социалистическая модель развития предполагала полное и абсолютное перераспределения материальных благ.

Подобное нивелирование доходов граждан пагубно отразилось на развитии экономики, так как в этом случае теряет смысл всякое стремление к повышению производительности труда и проявлению коммерческих инициатив. Это вновь привело к социальным потрясениям и распаду государства.

В 1993 году Российское государство заявило о своей социальной ориентированности по аналогии с западными демократиями, которые к этому времени имели достаточно развитую социально-ориентированную модель развития.

В настоящий момент конституционно-правовая категория «социальное государство» встречается в монографиях, комментариях к Конституции Российской Федерации[3], научных заметках, юридических энциклопедиях и словарях. При этом в правовой литературе есть очень много попыток ее конкретизации.

1-ая категория авторов под социальным государством понимают такую организацию, которая ручается и оберегает конституционные права и свободы человека:

- юридическое представление ответственности, а обязанности страны пред обществом и личностью, сообразно осуществлению заложенной в финансовых, социальных и культурных правах культурных программ[4];

- идеал, к которому население земли устремляется на протяжении веков, безупречный тип государства, активность которого базирована на признании, соблюдении и гарантированной защите политических и общественно - финансовых прав и высших религиозно-нравственных ценностей[5];

- черта конституционно-правового статуса страны, принцип, допускающий закрепление в конституции гарантий финансовых и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующий обязанностей государства[6];


- государство, в котором государственная администрация ограничена потребностью повиновения общественно-финансовым правам человека и гражданина и поставленный государственно-законный распорядок гарантирует всеобщую свободу, формальное сходство и господство права[7];

- социальная база конституционного строя РФ, значащая, будто правительство возлагает на себя обещания обеспечивать закрепленные в Конституции общественно-финансовые и культурные права людей и в данной взаимосвязи исполнять функциональную социальную политику[8];

- государство, которое обеспечивает всех членов общества всей полнотой гражданских прав[9].

Вторая группа авторов понятие «социальное государство» раскрывает, через политико-правовую организацию распределения и перераспределения бюджета на экономические, политические и общественные блага.

Сторонники данной позиции предоставляют ему следующие определения:

- это государство, основной задачей которого считается достижение такового общественного становления, которое базируется на закрепленных правом принципах общественной справедливости, всеобщей солидарности и обоюдной ответственности. Социальное государство призвано посодействовать слабым, воздействовать на распределение финансовых удобств, исходя из принципа справедливости, чтоб обеспечить любому достойное человека существование[10];

- посредством формулы «социальное государство» маркируют активность страны сообразно перераспределению имеющейся в обществе совокупы материальных и других благ в согласовании с принципами «социальной справедливости»[11];

- принцип социальной государственности обозначает свободное перераспределение национального дохода в пользу социально слабых[12];

- принцип общественного государства базируется на распределении государственного богатства в выгоду бедных[13];

- значение принципа социального государства состоит в стремлении к некому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения муниципальных доходов, сглаживании отрицательного результата от наличествующего в базе общественного расслоения[14];

- это организация, помогающая слабому, стремящееся воздействовать на расположение финансовых удобств в духе основ справедливости, чтобы снабдить каждому благородное существование[15].


Анализируя, вышесказанные мнения ученых, можно сделать вывод о том, что с их точки зрения, социальное государство – это политико-правовая организация, которая реализует функцию распределения национального дохода. Основой такого государства является, прежде всего, труд человека, который является гарантированным источником к существованию. Здоровые и трудоспособные люди должны обеспечивать и заботиться о тех, кто не силе обеспечить себя самостоятельно в следствии какой-либо непреодолимой силы.

Таким образом, конституционным социальным государством является вид буржуазного, демократического, правового государства, которое выражает интересы широких слоев общества и по воле этого общества оказывает помощь отдельным гражданам, не способным по объективным причинам обеспечить свое благосостояние. По мнению автора, это государство приобретает некоторые черты социалистического (не путать с административным государством, имитирующим социализм). Это проявляется в усилении общества и снижении отчуждения государства от него.

Итак, социальное государство является разновидностью буржуазного государства, которое в отличие от либерального государства реализует интересы не только предпринимателей, но и других групп общества. Это государство компромисса между частными собственниками и наемными работниками. Частные собственники продолжают оставаться господствующим классом общества, но ради сохранения гражданского мира и реализации идеалов гуманизма соглашаются ограничить права собственности в пользу иных групп общества. Социальное государство выражает волю гражданского общества, ядром которого является класс частных собственников, и обеспечивает социократию. Это государство не отказывается от роли «ночного сторожа». Оно охраняет частную собственность, поддерживает рыночные отношения, но одновременно борется с монополизмом, регулирует рынок, трудовые отношения и заботится о нуждающихся. Социальное государство не мешает развитию рыночной экономики страны, а создает для этого максимально комфортные условия.

Социальное государство является лишь посредником в общественных отношениях между гражданским обществом и теми, кто получает блага в ходе перераспределения. Оно является инструментом гражданского общества. На юридическом языке социальное государство является субъектом, обязанным перед обществом и благополучателями[16].

Социальное государство может быть только демократическим. Здесь общество через свободно выбранный парламент принимает решение о регулировании общественных отношений и перераспределении общественного продукта[17]. Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства. За рациональным распределением государственных средств внимательно следят оппозиция, члены многочисленных общественных объединений, независимые от государства средства массовой информации. В социальном государстве государственная собственность является действительно общественной или публичной собственностью, используемой на благо общества. Исследователи отмечают, что для социальных государств характерны прозрачная система перераспределения доходов, минимальная коррупция, верховенство законов. Все это обеспечивает рост доверия к государству и готовность платить налоги[18].