Файл: «Социальное государство. Его отличие от социалистического государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представить уровень российских гарантии можно на основе следующих показателей, приведенных профессором В.Е. Чиркиным: «По индексу развития человеческого потенциала Россия в 2014 г. (по данным экспертов ООН) находилась на 57 месте (за Оманом), впереди многие бывшие социалистические страны: Чехия - 28, Польша - 35, Венгрия - 43, Румыния - 54, а также бывшие союзные республики СССР - страны Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония). Впереди Куба (44). Для сравнения: США находятся на 5 месте, Китай - на 91 позиции, Греция - 29, Аргентина - 49, Египет - 110, Белоруссия - 53»[39].

В-четвертых, при отсутствии жилья у человека. В данном случае нужен объективный и дифференцированный подход. Право на получение жилья от государства не могут иметь лица, обладающие доходом и (или) капиталом, дающим им возможность самостоятельного обеспечения себя жилым помещением. Должны быть установлены ограничения и в праве на получение жилья в виде социальной помощи для тех граждан, которые ранее уже имели соответствующую поддержку со стороны государства, а именно:

1) лица, воспользовавшиеся программой приватизации жилья;

2) лица, отказавшиеся воспользоваться программой приватизации жилого помещения в пользу иного члена семьи (в данном случае при отсутствии жилья притязание должно быть обращено к соответствующему члену семьи, его наследникам);

3) лица, получившие на праве собственности в порядке наследования или дарения жилое помещение от лица, воспользовавшегося ранее программой приватизации жилого помещения.

Эти категории граждан в случае отсутствия у них жилья должны обладать только правом на получение по договору социального найма жилого помещения вне зависимости от места их постоянного, преимущественного или последнего проживания при условии возможности обеспечения работой по месту предоставления жилого помещения.

Получение жилья молодыми гражданами должно основываться на праве получения жилья от своих родителей (семьи). И в случае невозможности предоставления жилья родителями (при отсутствии их, отсутствии у них объективной возможности предоставить своему ребенку жилье, исходя из нормы, необходимой для проживания, в том числе отдельное жилье совершеннолетнему ребенку) должно быть признано право на его получение от государства для всех граждан, за исключением ограниченных в таком праве, посредством предоставления беспроцентного, индексируемого лишь на процент инфляции, кредита в расчете стоимости стандартной однокомнатной квартиры (не меньше 31 кв. метра) по цене, средней в регионе проживания.


В данном случае стоит согласиться с мнением А.В. Саленко о том, что Россия не должна быть для своих граждан ростовщиком, который кредитует под грабительские проценты через созданные с помощью денег налогоплательщиков банки; на основе опыта кредитования, распространенного в странах арабского мира, обладающего лишь нефтяными ресурсами, следует дать возможность гражданам РФ как представителям государства, обладающего значительным природным богатством, тоже получать беспроцентные кредиты[40].

В-пятых, при потере работы и невозможности ее найти по имеющейся у лица специальности. Такие граждане должны быть трудоустроены службой занятости, а до момента получения новой работы им должно выплачиваться пособие не в размере заработной платы по предыдущему месту работы (пусть и в ограниченном нормативно определенном максимуме), а в размере минимального размера оплаты труда.

Система деятельности службы занятости должна быть переориентирована с учетом обратившихся в связи с отсутствием работы граждан на обеспечение их соответствующей работой, а в случае заинтересованности гражданина в получении иной профессии - на направление на обучение. В ином случае следует вообще отказаться от служб занятости, внеся соответствующие изменения в Конституцию РФ и переведя их в статус служб по бесплатному переобучению, чем они, собственно, сейчас и занимаются с точки зрения их общественной полезности.

Представление о том, что человек, потерявший работу, может и должен непременно сам решить эту проблему (такое мнение, в частности, высказано рядом исследователей[41]), не является объективным, так как основано на предположении об отсутствии в государстве каких-то препятствий для достижения обозначенной цели. В психологии подобного рода отношение (неприятие возможности существования несправедливого мира) именуют обвинением жертвы[42].

Право должно опираться на имеющиеся в действительности факты, а не предположения субъективного характера. Наличие переизбытка специалистов определенного профиля и в то же время принятие на работу лиц не по специальности, при наличии более низкого образования, чем требуется, указывает на объективную возможность попадания граждан вне зависимости от их желания в категорию безработных.

В-шестых, при стихийном бедствии, техногенной катастрофе (действии непреодолимой силы), повлекших причинение психологического, физического и имущественного вреда, независимо от его уровня и возможности лица самостоятельно восстановить свое материальное положение. Здесь поддержка социума необходима в целях выведения гражданина из психотравмирующей ситуации и появившегося бедственного положения.


Иные формы социальной поддержки, кроме социальной помощи. К иным формам социальной поддержки нужно отнести социальное поощрение за достижения, направленные на общее благо (в частности, достижения в области культуры, искусства, спорта и т.д.), и социальную компенсацию, причитающуюся при причинении вреда публично-правовыми субъектами (в том числе при их небрежности, непринятии достаточных мер для обеспечения безопасности граждан и т.д.).

Вместе с тем правила о социальном поощрении и социальной компенсации на сегодняшний день носят несовершенный характер. Не определены общие основания предоставления как социального поощрения, так и социальной компенсации; нормативно-правовые акты, направленные на реализацию соответствующих целей, разнородны, без четкого формулирования причин и дифференциации объема предоставляемой поддержки.

Так, социальным поощрением выступает так называемый «материнский капитал»[43]. Такой вывод можно сделать на основе того, что признак нуждаемости в помощи в качестве основания для предоставления соответствующего денежного сертификата законодателем не обозначен.

Следует, однако, усомниться в социальной направленности рождения второго и последующих детей, это личное благо конкретного лица (родителей), а потому в данном случае социальное поощрение можно признать одним из вариантов нарушения принципа равенства прав граждан.

Оправданным, на наш взгляд, является социальное поощрение за достижения, связанные с созданием такого результата интеллектуального или физического труда, которое действительно может служить общему благу. В частности, победы спортсменов на тех или иных соревнованиях составляют славу и гордость страны, поднимают настрой граждан на собственные свершения. То же самое можно сказать и о деятелях науки, культуры, искусства; защитниках животных и окружающей природной среды; представителях обществ ветеранов, инвалидов и т.д.

Одним из наиболее встречаемых видов социального поощрения является награждение граждан орденами и медалями, а также присвоение им почетных званий, всегда связанных с приобретением определенного набора материальных благ. Так, Федеральным законом о ветеранах[44] представлены следующие категории лиц: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы и ветераны труда (ст. 2).

Однако основания для получения соответствующего звания не всегда отвечают современным реалиям. В частности, предусмотрено, что для присвоения статуса «ветеран труда» необходимо получить ведомственный знак отличия (ст. 7). Но уже четверть века в стране действуют коммерческие организации, не курируемые тем или иным министерством. Нельзя и обвинять работника, что он трудится на негосударственном предприятии или в негосударственной организации (других просто почти не осталось). Так каким образом такой гражданин может получить ведомственный знак отличия, на основании которого он может быть признан заслуженным лицом? Представляется объективным, учитывая современные экономические реалии, считать ветераном труда лицо, проработавшее на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от вида собственности не менее 35 лет. Это будет весомым основанием для присвоения почетного звания.


Не всегда понятные и справедливые правила действуют и в отношении определения лиц, обладающих правом на получение социальной компенсации.

Здесь, в частности, заслуживает рассмотрения вопрос о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Исходя из предложенных в законах формулировок[45] основанием для предоставления соответствующей пенсии является попадание человека в неблагоприятную ситуацию, то есть ту, в результате которой требуется либо помощь, либо компенсация.

Представляется, что можно говорить о причинении вреда родственникам погибшего лица, если его гибель произошла во время осуществления им публичных функций или же в связи с осуществлением такой деятельности, например правоохранительной. Правда, должен ли этот вред компенсироваться посредством назначения пожизненной пенсии? Думается, только родственникам лица, проходившего службу по призыву, но не по контракту - собственному изъявлению на осуществление обязанностей, связанных с риском для жизни. В последнем случае компенсация должна выражаться в выплате определенной страховой суммы, на которую была застрахована в соответствии с требованием законодательства жизнь лица, осуществлявшего публично-правовые функции. Кроме того, компенсации, носящие постоянный, в том числе пожизненный характер, могут иметь те, чье физическое состояние не может быть восстановлено в результате причиненного вреда, то есть кто продолжает испытывать негативные последствия и спустя время. Например, к числу таких лиц можно отнести получивших болезнь или травму в результате осуществления своей публично-правовой деятельности (спасатели, работники правоохранительных органов и т.д.)

В тех указанных законами случаях, когда болезнь, травма или гибель лица, осуществлявшего публично-правовые функции, произошла не вследствие выполнения им своих должностных обязанностей, уже нельзя рассуждать о необходимости выплаты какой-либо компенсации, так как отсутствует причинно-следственная связь между причинением вреда и осуществлением лицом публично-правовых функций.

Право на получение социальной поддержки в связи с потерей кормильца нельзя считать и социальной помощью, так как, во-первых, основания для получения социальной помощи должны быть едиными и базироваться на невозможности лица поддерживать свое физическое и материальное состояние без посторонней помощи (признак нуждаемости не всегда учитывается при определении права на социальную пенсию в случае потери кормильца); во-вторых, само понятие «кормилец» имеет устаревшее значение, исходящее еще из дореволюционного права, когда мужчина считался основным или единственным членом семьи, отвечающим за ее материальное обеспечение. На сегодняшний день такое понятие не имеет правовой наполненности, отсутствует при определении дееспособности лица (гражданско-правовой, финансовой (материальной), семейно-правовой) в противовес, например, понятию «иждивенец».


Поэтому в случае отсутствия права на получение компенсации в связи с гибелью родственника при осуществлении им публично-правовых функций или вследствие их осуществления, при необходимости поддержания лиц, находившихся на иждивении, должны действовать общие правила в отношении всех граждан со статусом «иждивенец»[46].

Таким образом, право на получение социальной поддержки по случаю потери кормильца должно быть переформулировано на право на получение социальной компенсации по случаю потери члена семьи в связи с осуществлением им публично-правовых функции.

Предоставление пенсии или иного вида социальной поддержки члену семьи только по причине прохождения лицом службы в правоохранительных или иных органах указывает на разделение граждан по признаку родства с лицом, осуществлявшим службу в правоохранительных или иных органах страны, между тем дискриминация Конституцией РФ запрещена (ст. 19).

2.2. Актуальные проблемы социального государства и возможные пути их решения

Политическая и социально-экономическая ситуация в России в последнее время переживала много реформ, но, к сожалению, совершенствование законодательства в социальной сфере еще актуально. Перемены осуществлялись по остаточному принципу, что привело к кризисным ситуациям. Поэтому, одной из главных задач является разработка новой модели социального государства, способного разрешить проблемы, связанные с успешностью политики государства в данной сфере.

Статья 7 Конституции РФ дает определение социальному государству и предусматривает охрану труда и здоровья людей, фиксированный минимальный размер оплаты труда, поддержку семей государством, защиту материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитую систему социальных служб, государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

На основе данного положения можно сделать вывод о том, что социальное государство является гарантом общественных благ, предоставляемых государством.

Юридическая природа социального государства у ученых вызывает множество споров.

Так, В.П. Пугачев и А.И. Соловьев в своей работе пишут «Социальное государство дарует всеобщее благо, утверждает в обществе социальную справедливость, ослабляет материальное, и иное социальное неравенство, оказывает помощь слабым и обездоленным, предоставляет работу, или другой источник существования, заботится о сохранении мира в обществе, делая благоприятной для человека жизненную среду[47]. «Экс-спикер Государственной Думы Г. Селезнев продолжает «Социальное государство – это такой тип государства, при котором в государственной политике главным приоритетом является социальное благополучие каждого человека и всего общества[48]«.