Файл: «Социальное государство. Его отличие от социалистического государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом другой автор, изучивший данную проблематику Е. Фомкина напротив, считает, что в России существуют препятствия на пути к формированию социального государства, в частности, монополизированы важные виды сбыта и производства. Развитое, сформированное гражданское общество и правовое государство отсутствует. У политических партий, которые существуют в России, нет четких социальных программ[49].

С данным положением, трудно, не согласиться, свидетельством служат следующие факты: 1) В России увеличилась налоговая ставка с 12 до 13%. С 2001 года действует плоская шкала налогообложения, которая вызвала обострение социальной поляризации, тем самым увеличив разрыв доходов граждан до 17 раз[50]. 2) Введение ЕГЭ в идеале должно открывать доступ всем к хорошему образованию, но на деле, сегодня в России есть школы, где не хватает преподавателей, школьники не получают весь образовательный стандарт знаний, и, как следствие, успешная сдача ЕГЭ гарантирована детям, обучающимся по стандартам информационного общества. Далее, 3) расходы администраций при распределении права на социальную помощь значительно больше самих пособий, поэтому становятся новым источником коррупции чиновников.

Также, яркой иллюстрацией становится законодательство некоторых субъектов. Например, в Карачаево-Черкесской республике, Законом Карачаево-Черкесской Республики от 14 января 2005 года № 20-РЗ «О ежемесячном социальном пособии гражданам, имеющим детей в Карачаево-Черкесской Республике выплачивается пособие 132руб 13к.[51]. Тогда как, Законом Московской области от 28.12.2006 № 260/2006-ОЗ, размер ежемесячного пособия на ребенка составляет: до полутора лет – 2206 рублей; от полутора до трех лет – 3216 рублей; от трех до семи лет – 1104 рубля; от семи и старше – 552 рубля[52]. Как мы видим, размер пособия существенно разнится.

Как же убрать препятствия на пути к социальному государству? Необходимо внести изменения в законодательство. В частности, в пункт 2 статьи 7 Конституции РФ «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты», включить уточнение, о едином размере пособий для всей территории РФ. Далее, поднять уровень образования можно привлечением в школы талантливых людей, установив, единую оплату ставки по всей России, взяв за эталон Москву, а не размер заработной платы регионов. Далее, распространить практику юридических клиник не только при юридических Вузах, но и в отдаленных селах и деревнях.


России предстоит пройти нелегкий путь превращения концептуальной модели, основанной на нормативах, в практическую модель социального государства.

Вывод по 2 главе.

Социальным государством является то, в котором в целях обеспечения развития человеческого капитала и сохранения достойного уровня жизни каждого гражданина осуществляется поддержка в форме социальной помощи - для лиц, попавших в неблагоприятные жизненные обстоятельства; в форме социального поощрения - для лиц, своими достижениями способствующими поднятию престижа страны и повышению ее благосостояния; в форме социальной компенсации - для лиц, получивших вред в результате неправомерных или правомерных действий (бездействия) органов публичной власти.

Для воплощения цели построения социального государства в качестве правовой гарантии необходимо разработать и принять Кодекс социального обеспечения, в котором следует прописать четко и ясно для всех правоприменителей, и в первую очередь простых граждан, основания для предоставления государством социальной поддержки в каждой из трех ее форм и установить их объем. Тогда будет понятно, кто и по какой причине вправе рассчитывать на поддержку социума и насколько государство выполняет одну из своих функций - обеспечивает защиту социальных прав (то есть прав в силу принадлежности к одному обществу) граждан.

Как же убрать препятствия на пути к социальному государству? Необходимо внести изменения в законодательство.

России предстоит пройти нелегкий путь превращения концептуальной модели, основанной на нормативах, в практическую модель социального государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав предложенные точки зрения ученых относительно социального государства, его отличия от социалистического государства, мы можем сделать следующие выводы.

Исторически социальное государство возникает в развитых буржуазных странах в середине XX в., при достижении высокого уровня производительности труда. Оно заменяет собой либеральное буржуазное государство. Полную опеку над обществом устанавливали тоталитарные государства XX в., имитирующие социализм.

Проанализировав взгляды ученых на понятие социального государства через призму наиболее крупных элементов организации государства и общества, представляется возможным сделать вывод, что его суть определяется совокупностью устойчивых черт, которые составляют его базу, характеризуют природу и высказывают внутренние глубокие взаимосвязи, характеризующих все другие характеристики и признаки:


- законодательное закрепление функций государства сообразно распределению и перераспределению доходов с целью недопущения внезапного физического и общественного неравенства;

- наличие социальных программ, на реализацию которых выделяются имущество государственных бюджетов;

- универсальная конструкция общественной защиты народонаселения, призванная обеспечить повальную вразумительность важных социальных удобств в ватерпасе стереотипов современного образованного сообщества, базирующаяся на принципах общественного страхования, общественного обеспечения, вспомоществования, общественной солидарности;

- социальная поддержка со стороны страны сочетается с творением условий для наибольшей трудящийся занятости людей, общественной ответственностью предпринимательских структур и некоммерческого раздела;

- конституционное обеспечение соц. прав людей, законного механизма их осуществлении и охраны, включая судебную.

Предназначение общественного государства имеет возможность существовать полностью раскрыто только в его связи с законной и демократической страной.

Социальным следует признать такое государство, которое имеет законодательное закрепление функций государства по распределению и перераспределению материальных и духовных благ, осуществляя данные функции в интересах граждан и их благосостояния, обеспечивает всеобщую доступность и поддержку в получении важнейших социальных благ, закрепляет конституционное гарантирование социальных прав граждан, правового механизма их реализации и защиты.

Социальным государством является то, в котором в целях обеспечения развития человеческого капитала и сохранения достойного уровня жизни каждого гражданина осуществляется поддержка в форме социальной помощи - для лиц, попавших в неблагоприятные жизненные обстоятельства; в форме социального поощрения - для лиц, своими достижениями способствующими поднятию престижа страны и повышению ее благосостояния; в форме социальной компенсации - для лиц, получивших вред в результате неправомерных или правомерных действий (бездействия) органов публичной власти.

Для воплощения цели построения социального государства в качестве правовой гарантии необходимо разработать и принять Кодекс социального обеспечения, в котором следует прописать четко и ясно для всех правоприменителей, и в первую очередь простых граждан, основания для предоставления государством социальной поддержки в каждой из трех ее форм и установить их объем. Тогда будет понятно, кто и по какой причине вправе рассчитывать на поддержку социума и насколько государство выполняет одну из своих функций - обеспечивает защиту социальных прав (то есть прав в силу принадлежности к одному обществу) граждан.


Как же убрать препятствия на пути к социальному государству? Необходимо внести изменения в законодательство.

России предстоит пройти нелегкий путь превращения концептуальной модели, основанной на нормативах, в практическую модель социального государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  2. Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015 N 354-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».;
  3. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
  4. Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. 29.12.2015 N 388-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015 N 358-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».;
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в ред. от 30.12.2015 N 433-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. от 29.12.2015 N 385-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Закон РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015 N 354-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс.
  9. Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в ред. от 04.11.2014 N 342-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».;
  10. Закон Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ (ред. от 21.06.2016) «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» Право-мед.ру. Информационный портал – [Электронный ресурс]: Режим доступа. – URL: http://pravo-med.ru/legislation/rz/5500/ (Дата обращения 28.09.2018).
  11. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 14 января 2005 года № 20-РЗ О ежемесячном социальном пособии гражданам, имеющим детей в Карачаево-Черкесской Республике (ред. от 05.07.2011) Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – [Электронный ресурс]: Режим доступа. – URL: http://docs.cntd.ru /document/802054642 (Дата обращения 28.09.2018).

Научная и учебная литература

  1. Альбов А.П., Николюкин С.В., Горохова С.С., Гуков А., Попова О.В., Терениченко А.А., Шагиева Р.В., Тедеев А.А. Теория государства и права. Учебник и практикум. Москва, 2016. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.)
  2. Анохин Ю.В. Теория государства и права. Учебное пособие. Барнаул, 2016.
  3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Большая психологическая энциклопедия. Почему человек ведет себя так, а не иначе. СПб., 2008. С. 458.
  4. Батяев, A.A. Комментарий к Федеральному закону от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Текст. / A.A. Батяев. Система Гарант, 2016.
  5. Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. – М.: Луч, 1997. – 212 с.
  6. Конституция РФ Текст.: доктрина и практика: Материалы научно-практической конференции 13-14 ноября 2008 г. / Отв. ред. В.Д. Зорькин. -М.: Норма, 2009.- С. 189.
  7. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный). /отв. ред. Ю,А, Дмитриев. М. 2009. С.35.
  8. Конституционное право: Учебник Текст. / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Юристь, 2010.-С. 384.
  9. Конституционное право России: учебник Текст. / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 3-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2008. – С. 268.
  10. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М. 2008. С.247.
  11. Маргулян, Я. А. Основы социального государства : учебное пособие для СПО / Я. А. Маргулян. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 138 с. — (Серия : Профессиональное образование).
  12. Мухаев Р. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (3-е изд., пер. и доп)
  13. Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Бочарникова М.А. Теория государства и права. Учебник. Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (4-е изд., пер. и доп)
  14. Протасов В.Н. Теория государства и права. Учебник и практикум. Москва, 2016. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.)
  15. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М,: Аспект-пресс, 2008. – 488с.
  16. Теория государства и права. Учебник. Под общей редакцией О.В. Мартышина. Москва, 2016. (3-е издание, переработанное и дополненное)
  17. Теория государства и права. Элементарный курс : учеб. пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. 2016. 304 с.

Периодические издания

  1. Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 3.
  2. Алебастрова И.А. Социальные права: конституционные обещания, пожелания или привидения? // Государство и право. 2010. N 4. С. 31.
  3. Алешина М.В., Плеве И.Р. Социальный лифт или социальное исключение? // Высшее образование в России. 2009. N 11. С. 131.
  4. Арановский К., Князев С., Хохлов Е. О правах человека и социальных правах // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 4 (89). С. 72.
  5. Арбузов С.Ю. Конституционно-правовые основы формирования социального государства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2014. С. 8.
  6. Байматов П.Н. Россия и Запад: конституционное право граждан на социальное обеспечение - индикатор социальности государства // Право и политика. 2014. N 2. С. 198.
  7. Говорун С.О. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного положения в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 8.
  8. Злобина Е.А. Эффективность социального государства // Социально-политические науки. 2018. № 1. С. 98-100.
  9. Калманова А.С. Социальное государство в Российской Федерации: история, понятие и современность // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 3. С. 23-26.
  10. Клименко, А.И. Контексты понимания категории «социальное государство» в юридической науке Текст. // Право и образование 2008 -№ 11.- С. 56-61.
  11. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий.// Государство и право. 2013., №7. С.5.
  12. Кочеткова Л.Н. Итоги, проблемы и перспективы социального государства в России // Политика и общество. 2013. N 3. С. 257.
  13. Максимова Е.Н. Основные направления реализации принципа социального государства в Российской Федерации. В сборнике: Права человека в современном мире: новые вызовы и трудные решения. Материалы международной научной конференции // Отв. ред. Т.А. Сошникова. М., 2014. С. 349.
  14. Мауз Л.С. Социальное государство с точки зрения права// Государство и право. 2007., № 9. С.4.
  15. Монусова Г. Соотношение запроса населения на государственную социальную политику и готовности к ее софинансированию: сравнение европейских стран // XIII апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Т. 3. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 50, 60.
  16. Мосейко В.В., Фролова Е.А. Социальное государство vs социальное иждивенчество // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. N 8 (149). С. 104.
  17. Нечаев Д.Н., Половнева Л.С. К поиску оптимальной модели социального государства в условиях современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 3(4). С 63–70.
  18. Савостьянова В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы // Государство и право. 2005. N 5. С. 81.
  19. Саленко А.В. Россия - социальное государство: критика чистого разума // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2011. Т. 4. N 2. С. 17.
  20. Чиркин В.Е. Основы конституционного строя как фактор устойчивого развития России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. N 1 (33). С. 115.